НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » До 2-х лет » Дети и самолет: взгляд педиатра

Дети и самолет: взгляд педиатра

Дети и самолет: взгляд педиатра

Авиаперелеты с детьми давно уже стали привычными. Почти в любом аэропорту есть детские игровые комнаты, большинство авиакомпаний может предложить специальное меню, как для подростка, так и для грудного малыша, а летние чартерные рейсы к морским курортам больше всего напоминают детский сад и школу на перемене одновременно.


Кому нельзя в полет

Наличие детей дисциплинирует и приучает к тщательному планированию не хуже специальных тренингов. Так, чтобы перелет был удачным и спокойным, необходимо помнить о целой куче разных вещей.

Например, о противопоказаниях к полету:

• Подавляющее большинство авиакомпаний не берет на борт детей младше 2 недель. Если вам очень остро надо лететь с таким маленьким ребенком, заранее позаботьтесь о справке от врача, где будет зафиксировано разрешение на полет для малыша.
• Не рекомендуется лететь детям с синуситами и с острыми гнойными отитами. Более того, если ребенок выздоровел от этой напасти совсем недавно (менее чем за 2 недели до полета), то лучше навестить ЛОР-врача и лишний раз уточнить у него возможность авиапутешествия.
• Если кроха родился недоношенным и имел потом проблемы с легкими, то таким малышам рекомендуют начинать авиаперелеты только после года. Дело в том, что во время полета давление воздуха в салоне самолета немного ниже, чем на суше. Здоровый ребенок, даже новорожденный, обычно даже не замечает этого, но вот для недоношенных малышей это может быть проблемой.

Обратите внимание, что насморк и обычные средние отиты, как правило, препятствием к воздушному путешествию не являются, хотя, конечно, в каждом конкретном случае необходимо получить рекомендации от врача.


Путь в аэропорт

Следующий пункт бесконечного квеста «летим на самолете вместе с ребенком» - аэропорт вылета. Во-первых, до него надо добраться. И тут сразу встает два вопроса: когда и как? Как и везде, где речь идет о детях, особенно маленьких, времени на сборы и прохождение всех формальностей лучше отвести побольше: около 2 часов на то, чтобы успеть на посадку на внутренние рейсы и 3 часа на международные перелеты. 

Добираться до аэропорта тоже можно по-разному. Хорошо, если отлетающих подвезут родственники или друзья на машине, или если ребенок уже достаточно большой, чтобы вместе с ним - и багажом! - доехать до аэропорта на общественном транспорте. Во всех остальных случаях остается только такси. И здесь немедленно возникают проблемы с безопасностью ребенка.

Имеются следующие варианты:

• Воспользоваться специальными детскими такси с автокреслом (автокреслами).
• Если речь идет о ребенке до 9-12 кг, можно воспользоваться автокреслом, которое потом превращается в коляску (ставится на шасси). В этом случае автокресло «едет» в полет, как часть коляски. Учтите только, что ряд авиакомпаний могут потребовать сдать такую коляску в багаж, апеллируя к тому, что непосредственно в салон самолета можно брать только коляски-трости. Этот вопрос надо проверить заранее!
• Для детей постарше можно попробовать приобрести специальный рюкзак-бустер. Такой багаж соответствует всем параметрам ручной клади и, одновременно, позволяет ребенку безопасно ездить на автомобиле где угодно.
• Ну а если малыш уже слишком большой, чтобы помещаться в люльку, но еще слишком мал для бустера, можно уточнить в авиакомпании, разрешают ли они размещать автокресло с ребенком на сидении самолета. Некоторые авиаперевозчики настоятельно рекомендуют делать именно так, некоторые - строго запрещают.

Но вот до аэропорта доехали. Теперь надо пройти все проверки. Основные проблемы здесь возникают с дошкольниками. Грудные дети едут себе в коляске/сидят в слинге или эрго-рюкзачке, школьники уже достаточно разумны и опытны, чтобы с ними возникали особые сложности, а вот детсадовская мелочь... Чтобы снизить уровень стресса и для себя, и для ребенка, лучше заранее объяснить малышу, что и как будет происходить в аэропорту, предупредить, что через рамку нельзя проносить ничего металлического, и что все, что попадает на ленту для проверки, обязательно будет возвращено, в том числе и коляска, и любимая машинка, и монетка, и кукла, и все остальное. Не забудьте уточнить, что чем быстрее и спокойнее будут пройдены все формальности, тем быстрее можно будет попасть в игровую комнату.

Всевозможные способы отвлечения и развлечения ребенка в бесконечных аэропортовских очередях, а также потом на борту самолета, уже неоднократно описывались на Летидоре. С медицинской же точки зрения беседу о сложностях пребывания в аэропорту с детьми можно закончить советом, как можно чаще мыть руки и лицо и себе, и ребенку. Аэропорт и самолет- всегда! - это большое количество людей со всего света в замкнутом пространстве, а значит повышенный риск заразиться ОРВИ. Частое мытье рук с мылом позволяет смыть с кожи мельчайшие частички пыли и чужой слюны с «прилипшими» к ним вирусами.


Четыре столпа полета

Итак, малыш, наконец, оказался на борту самолета. Критические точки на этом этапе: как удержать ребенка в кресле, как можно двигаться по салону, как избежать боли в ушах и что дать поесть.

Во время взлета и посадки ребенок должен быть пристегнут. Если вам это правило кажется бессмысленным, не надо скандалить со стюардессами. Это ни к чему не приведет, а для ребенка будет классическим примером плохого планирования, потому что эти вопросы должны решаться заранее, на земле. Свяжитесь с авиакомпанией и попытайтесь ее убедить сделать для вашего ребенка исключение. Ну а до тех пор дети до 2 лет должны сидеть на коленях у родителей, пристегнутые к их ремню отдельным детским, который выдают в начале полета; дети старше 2 лет сидят отдельно, пристегнутые взрослым ремнем (иногда к нему выдают дополнительно детский); а малыши весом меньше 8 кг могут быть размещены в специальной люльке из ткани, которая крепится к «стенке» перед первым рядом. В отдельных случаях можно закрепить на сидении самолета автокресло, и посадить ребенка туда. Если вы хотите принести на борт самолета автокресло или разместить малыша в люльке, надо заранее, еще до полета, связаться с авиакомпанией и уточнить эти тонкости. 

Если полет занимает меньше 4 часов, постарайтесь без лишней нужды не выпускать ребенка из кресла. Проходы между креслами узкие, по ним постоянно ходят взрослые, ездят со своими тележками стюардессы... ребенок будет ощутимо всем мешать, собирать на себя пыль и грязь, могут возникнуть - на пустом месте! - конфликты с другими пассажирами, а особо невезучие дети могут упасть и сильно ушибиться. Немного походить и размять ноги становится необходимым, только если полет достаточно длительный. Но и в этом случае лучше ограничиться пятачком перед креслом или небольшим кусочком прохода рядом с родительскими сидениями.

Боль в ушах возникает при взлете - и особенно при посадке! - у детей довольно часто. Ничего страшного в этом нет, просто неприятные ощущения. Чтобы их снизить, грудничков можно приложить к груди или дать бутылочку, детям постарше предложить леденец на палочке или жидкость, которую можно сосать через соломинку. Глотательные движения смягчают боль и давление на уши.

Еда в самолете - это отдельная песня. Внимательно изучите правила авиакомпании: за какой срок до вылета можно заказать специальное питание. Это может быть обычное детское меню (фрукты, овощи, обязательно конфетка или шоколадка, сок, булочка, йогурт или молоко, сухая каша в пакетике, как правило игрушка или раскраска и т.д.), гипоаллергенное меню, продукты без лактозы или без молочного белка, продукты без соли, вегетарианский вариант, кошерное или халяльное питание - вариантов масса. Но есть и ограничения: спецпитание возможно только на длительных рейсах (свыше 1,5-3 часов, в зависимости от авиакомпании) и заказывать его обычно надо не позднее чем за 3-14 дней до вылета.

Кроме готового питания, можно взять продукты с собой. По правилам в зону вылета нельзя брать с собой жидкость более 100-150 мл, однако в остальном вашу фантазию никто не ограничивает! Нельзя взять с собой суп в банке, но можно брать фрукты, овощи, бутерброды, кашу, какие-то салаты, блины, оладьи, сырники и т.д., и т.п. Обычно разрешается проносить и детские пюре/кашки в баночках, хотя его могут попросить открыть и попробовать. А жидкость всегда можно купить в дьюти-фри: здесь есть и обычная вода, и соки, и даже молоко в пакетах найти можно.

Для малышей стюардессы всегда могут погреть баночку пюре в микроволновке или принести горячей воды для разведения смеси или кашки.

Учтите, что, поев, дети очень часто начинают проситься в туалет! Хорошо, если ребенок достаточно большой, чтобы воспользоваться туалетом в самолете. Если же малыш еще пользуется памперсами, обязательно уточните у стюардессы, где этот подгузник можно поменять и не забудьте взять с собой, на всякий случай, плотно закрывающиеся пакеты для использованных памперсов. Дети, конечно, всегда прекрасны, но вряд ли остальные пассажиры будут в восторге от замены памперса прямо у них под носом.


Сбой биологических часов

Последний, но не менее важный вопрос, связанный с авиапутешествиями - это джет-лаг, «болезнь смены часовых поясов». Существуют специальные лекарства на основе мелатонина, позволяющие смягчить и облегчить привыкание к новому времени, однако, можно ли их принимать вашему ребенку необходимо заранее уточнить у врача. В остальном советы по борьбе с джет-лагом у детей сводятся к тому, что малыша надо заранее, за 2-3 дня до полета приучать жить в новом режиме, а по приезде на место всеми силами поощрять его активность в светлое время суток. Иногда, чтобы обеспечить спокойствие во время полета и ослабить проявления джет-лага, родители дают ребенку перед полетом антигистаминные препараты первого поколения, которые приводят к выраженной сонливости малыша. Необходимость и возможность использования этих средств надо заранее уточнять у врача, т.к. у части детей эти лекарства оказывают противоположное, т.е. возбуждающее, действие.

Летать с детьми - это и восторг, и вызов, и сложности, и радости.

Удачного полета!