НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » До 2-х лет » Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития В моей практике клинического логопеда, работающего в детской неврологической больнице и имеющего опыт приёма в частной клинике, всё чаще встречаются практически не говорящие дети в возрасте 2 – 3,5 лет. Их родители, впервые столкнувшись с подобной проблемой, часто испытывают чувство растерянности, не зная норм и законов развития речи, а дети часто активно общаются, но не с помощью речи, а жестами и эмоционально окрашенными голосовыми реакциями.

Сегодня, замещая коллегу, веду приём в поликлинике при нашей больнице. На приёме мама с мальчиком, которому недавно исполнилось 3 года и 4 месяца. Жалоба вполне стандартная – задержка речевого развития (ЗРР).

Начинаю со сбора анамнеза и общего наблюдения за пациентом. Первые слова у ребёнка появились по норме, к году, а вот предложения – только после трех лет. Сейчас мальчик говорит в основном отдельными словами (лепет), изредка соединяя два из них в примитивную фразу. Есть у мальчика и неврологические проблемы: он импульсивен в поведении, внимание неустойчивое. При этом с речевыми мышцами у ребёнка всё в порядке, с этой стороны нечему помешать развитию его речи. Обращённую речь он понимает, инструкцию выполняет, активно взаимодействует со мной и мамой, интеллектуальное развитие примерно соответствует возрасту.

После беседую с мамой и, никак не вмешиваясь, внимательно наблюдаю за её взаимодействием с ребёнком в ходе обследования. Становится понятно, что главный в паре – он. Мама всячески подстраивается под мальчика, кормит его с ложки и понимает каждый жест. Мальчик смотрит на игрушку, затем – призывный взгляд на маму, и та называет за него всех животных. Маленькому пациенту остаётся лишь кивать головой и переходить к следующему заданию.

В таких случаях стоит вспомнить этапы речевого развития, выделенные А.Н.Гвоздевым, который наблюдал за своими детьми. Первый этап – «Однословное предложение», соответствующий возрасту 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев. Это время, когда ребёнок общается при помощи единичных слов.

Затем, примерно в 1 год 8 месяцев, ребёнок должен перейти на следующий этап – «Предложение из двух слов – корней», здесь малыш начинает связывать два слова в простую фразу, например: «Мама, дай!». В конкретном случае этого пациента понятно, что мальчик лишь не так давно, после трех лет, перешел на второй этап. Налицо задержка речевого развития.

Что стоит в таком случае делать родителям? Первым делом – действовать, так как в развитии ребёнка есть сензитивные периоды. Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Это время, заложенное природой для интенсивного формирования той или иной психической функции, после окончания которого повлиять на её развитие становится всё сложнее. Сензитивный период для формирования каркаса речи, её основной структуры, заканчивается, по данным А.Н. Гвоздева и С.Н. Цейтлин, в три года. Поэтому точно не стоит ждать до трех, а то и до пяти лет, как иногда советуют родителям. Один визит к логопеду и неврологу (пусть даже на всякий случай, чтобы убедиться, что всё в порядке), лучше, чем напряженная работа в попытке догнать ушедшее время.

Более того, после двух лет отсутствие речи или её недостаточная сформированность могут негативно повлиять на психологическое развитие малыша. Ведь, как показывает в своей книге «Мышление и речь» выдающийся психолог Л.С.Выготский, мышление и речь тесно связаны, их линии развитии после двух лет пересекаются и речь становится осмысленной, а мышление – речевым.

Дальше следует помнить о том, что в психологии речь – это деятельность, имеющая свою структуру. Первым элементом, который запускает всю дальнейшую программу деятельности, является, по А.Н. Леонтьеву, потребность. Без этого фундамента не на чем будет строить здание речи ребёнка, его просто не будет. А потребность, в свою очередь, не возникнет, если мама будет по первому жесту ребёнка предоставлять ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Ребёнку очень удобно в этой ситуации, ведь ему не нужно пытаться совершить тонкое и сложное движение языком, когда достаточно просто протянуть руку. Сам малыш вряд ли захочет покинуть эту зону комфорта, его нужно переводить оттуда на речевое общение именно маме. Именно она в данной ситуации должна быть главной и определять направление воспитания ребёнка, а не подстраиваться полностью под него. Ребёнок должен понять, что речь ему необходима, что без неё он не получит желаемое, только тогда у него будет стимул перейти от эмоционально – жестового общения со взрослым (в норме такое общение происходит до 12 – 13 месяцев жизни) к речевому.

Это сложно, трудно, ведь неизбежны конфликты, да и по затратам времени проще накормить ребёнка самой, что-то за него сказать, чем ждать, пока это сделает сам малыш. Но сделать это необходимо, ведь иначе не будет такого нужного фундамента для развития речи. Со стороны всех членов семьи к ребёнку всегда должны предъявляться одинаковые, простые и чёткие требования относительно и речи, и поведения. Нужно создать коридор, помогающий малышу эффективно и гармонично развиваться, а родителям – проще взаимодействовать с малышом.

Ещё один важный момент: в таком случае ребёнку необходимо лечение у невролога, которое поможет скорригировать поведение и подготовить базу для работы других специалистов – логопеда и психолога, которая без медикаментозной коррекции будет не столько эффективной. И, разумеется, на стоит опускать руки: при комплексном наблюдении ребёнка специалистами различного профиля и соблюдении их рекомендаций прогноз по развитию речи благоприятный!