Упсала-Цирк для трудных подростков
«Гиперактивных всех к нам!» – для многих педагогов эта фраза звучит как самоубийство, а для «Упсала-Цирка» – как девиз и творческий принцип. Своей методикой «Упсала-Цирк» дает ответ на важный вопрос: «Как вдохновлять ребенка и помогать ему раскрыться в жизни, вне зависимости от того, какие у него социальные или физические возможности?»
Цирковой шатер и стеклянный бизнес-центр
Шатер «Упсала-Цирка» стоит возле озера, в окружении бизнес-центров класса А. Самый известный из них – бизнес-центр «Бенуа» с питерским филиалом «Яндекса» внутри. Шатер «Упсалы» соединен стеклянным коридором с бизнес-центром «Зима». В «Зиме» у цирка офис и зал для тренировок – зеркальные стены, балетный станок. Подростки занимаются здесь пять раз в неделю. По выходным в шатре они показывают спектакли.Основной состав «Упсала-Цирка» набрали в 2008-2009 годах в сотрудничестве с кризисными центрами и социальными учреждениями Петербурга. Теперь новый набор проводится каждый год. «Упсала-Цирк» работает с интернатами, детскими домами, спецшколами для несовершеннолетних правонарушителей от 14 до 16 лет (этот проект называется «Цирк за забором»). Ещё одно важное для «Упсала-Цирка» направление — «Особый ребенок»: здесь свои таланты раскрывают дети с ограниченными физическими возможностями, с особенностями развития. Так у спектакля «Племянник» появился главный маленький герой, которого играет особенный мальчик Антон.
Упсала-цирк
Никаких поблажек
…Офисы крупных компаний и цирк. Сложно сразу поверить в это соседство, если не знать предысторию того, как разноцветный шатер «Упсала-Цирка» оказался среди сверкающих бизнес-центров на территории УК «Теорема».Лариса Афанасьева:
— Когда глава компании «Теорема» принимал решение, предоставить ли нам на территории место для шатра, он собрался на наш спектакль первый раз и мне честно сказал: «Лариса, если я приду и увижу убожество – я не буду помогать!». И это правильно. Дети должны гордиться тем, что они делают. Не нужно поблажек в духе «плохо, но свое». Хочется, чтобы была прямая ассоциация: социальные проекты – это качество и радость. Сейчас не так, конечно. У многих в голове картинка при словах «дети из групп социального риска»: что-то в духе «Лысый мальчик и слюнка у него течет, и выхода никакого нет в жизни».
Педагоги «Упсала-Цирка» «выдергивают» ребят из несовершенной российской системы соцзащиты, с улицы, и показывает другой мир, другой образ мышления. Здесь дают больше свободы, но и требуют большей самостоятельности:
– Кто-то, ощутив после множества тренировок свое сильное тело – возвращается с этим на улицу, а кто-то – развивает себя дальше как творческая личность. Быть хулиганом — сложно и ответственно. Мы уважаем детей, к ним предъявляются высокие требования – и они благодарны за это.
На 10 гопников меньше
— У нас нет цели вырастить из них цирковых артистов. Есть цель сделать хотя бы на 10 гопников меньше в нашей стране, — поясняет Лариса Афанасьева. — Мы были со спектаклями на гастролях в Германии, Франции и Швейцарии. Ночевали и в хостелах, и в палатках, и в театрах. В целом проехали больше 10 тысяч километров на нашем автобусе. Это так важно, что у ребят есть возможность отдавать, выступая перед аудиторией. Потому что вот этот социальный статус не на пользу личности – «я почему-то получаю халявные вещи». Это проблема большинства социальных организаций – подмена добра».цирк для хулиганов«Упсала-Цирк» – это современный цирк, где художественный образ и история – важнее самих «трюков». Это скорее не шоу, а спектакли. И «Цирк дю Солей» или грустный клоун Леонид Енгибаров – важные примеры и ориентиры для «Упсала-Цирка».
Истории в спектаклях «Упсала-Цирка» – это истории, близкие самим артистам: так рисунок «уличной драки» получается за счет смешения акробатики и сценического боя. Спектакль «Sobaki» драматичен именно потому, что он – про законы жизни на улице: про сильных и слабых, про соперничество, братство и ценность свободы. Нынешний основной состав «Упсала-Цирка» – мальчишки и девчонки от 12 лет – занимается с педагогом Ярославом Митрофановым. Лариса Афанасьева обычно представляет его просто: «Это Ярослав, он гений».
Жонглирование – штука тонкая. Основной принцип, учит Ярослав, не «останавливать» резко летящий мяч, а продолжать его движение, «снимать динамику с предмета». Говорят, так можно ловить даже метательные ножи или «звездочки». «Снимать динамику» – кажется, отличная методика для педагогов и родителей при «жонглировании» детьми. Понимаешь это, глядя на то, как Лариса и Ярослав берут от детей лучше, а не пытаются вложить в них что-то им несвойственное. Так уличная культура становится органичной частью спектаклей «Упсала-Цирка»: будь то брейк-данс или «драки».
Лариса Афанасьева:
– Есть две крайности в детских творческих коллективах и детских театрах сегодня. Либо дети всерьез играют Чехова. Это когда маленькая девочка 10-12-ти лет на сцене, в платье начала 20 века зовет такого же маленького мальчика-актера: «Ермолай Алексеевич!». На полном серьезе. Другая крайность – короткие юбки, стразы и танцы под «Умц-умц-умц, baby». Почему взрослые люди берут на себя право проецировать свою несостоятельность на детей? Давайте лучше посмотрим, что на улице. Там брейк, паркур и много чего еще классного. Мы, правда, много чего можем брать у детей.
цирк для подростковЛегенда появления в Петербурге «Упсала-Цирка» – это в первую очередь история про то, как взрослые выполняют обещания, данные детям. 12 лет назад в город приехала немка Астрид Шорн, создавать цирк для уличных детей. Это была тема ее диплома по социальной педагогике. Астрид подходила к ребятам на Невском проспекте просто со словами: «Хочешь, я научу тебя жонглировать?». Она не читала мораль, не занималась «коррекцией поведения» и даже не навязывала своей помощи. Она просто удивляла.
Лариса Афанасьева в то время работала продавцом в магазине джинсов и совершенно не представляла, что делать со своим театральным образованием и куда девать свою энергию. Но когда услышала про «сумасшедшую немку» Астрид, которая хочет сделать «цирк для уличных детей» – у Ларисы появилась мечта. Они с Астрид обещали детям построить цирк. И они его построили. «Если у нас не возникает эмоции, – говорит Лариса, – у детей ее точно не возникнет. Мы можем удивлять детей. И это важно».
Благодарим за помощь в подготовке материала организаторов мастер-класса «Сила мечты», благотворительного проекта «Душевный базар» и лично Анастасию Гулявину. Фотографии: Даша Зорькина, Вероника Якушкина.