Гаджеты для детей: за и против
Современные малыши учатся печатать на компьютере раньше, чем писать на бумаге, и умеют рисовать мышкой так, как Пикассо и не снилось. Но, к сожалению, для многих детей гаджеты становятся едва ли не единственным увлечением. Так как же заинтересовать ребенка традиционными пазлами, магнитной азбукой или красками? И нужно ли спасать подрастающее поколение от влияния научно-технического прогресса? Давайте разбираться!
На самом деле компьютеры, телефоны или игровые приставки не так уж и вредны: владение ими развивает зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику и внимание. Согласитесь, не использовать такие полезные свойства техники было бы по меньшей мере неправильно! Именно поэтому главная задача взрослых заключается не в том, чтобы максимально ограничить общение малыша с компьютером, а в том, чтобы найти оптимальный баланс между количеством времени, потраченным на ПК и на обычные, «оффлайновые» развлечения и занятия.
Сила притяжения
Чтобы у ребенка возникла нездоровая тяга к видеоиграм, требуется довольно продолжительное время вкупе с целым букетом разнообразных факторов.
Положительное подкрепление
Как правило, знакомство малыша с тем или иным чудом техники начинается в тот момент, когда мама пытается заставить его поскорее съесть кашу или, например, успокоить в ожидании своей очереди к врачу. Довольно скоро этот способ решения проблем становится самым быстрым, действенным и, соответственно, единственным. Со временем родители начинают использовать гаджет в воспитательных целях и частенько лишают чадо вожделенной «игрушки» за плохое поведение. Запретный плод, как известно, сладок, и в результате обычная «пластиковая коробка с монитором» превращается для ребенка в самый большой источник удовольствия.
Пример родителей
Взрослый, проводящий свободное время в социальных сетях, воспринимается ребенком как человек, занятый каким-то интересным, хоть и не очень понятным делом. Если малыш никогда не видел маму с книжкой, а папу, скажем, с отверткой, то именно такой – «компьютерный» – досуг он начинает считать абсолютно естественным и уж совершенно точно самым увлекательным.
Амбиции взрослых
Некоторые мамы и папы считают умение карапуза нажимать на кнопку Enter показателем его высокого интеллектуального развития. Их восхищенные комментарии и частые сравнения с бабушкой, которая, в отличие от внуков, так и не научилась отправлять смски, стремительно взращивают в малыше гордость и чувство превосходства над окружающими. Желая произвести впечатление или просто поддержать репутацию «не по годам развитого ребенка», он снова и снова берет в руки мобильный телефон или ноутбук.
Маленькие слабости
Замечая, что ребенок тратит много времени на электронные стрелялки с бегалками, и не зная, как переключить его внимание на другие занятия, родители заменяют «бестолковые» игры на «развивающие программы», тем самым окончательно обрекая на забвение краски и пластилин.
Развлечение с обучением
Когда компьютер или телефон становятся средствами, позволяющими управлять поведением ребенка, родитель оказывается заложником ситуации. Заслужив хорошим поведением возможность остаться наедине с электронным другом, малыш начинает активно сопротивляться попыткам взрослого сократить «игровое» время, а все предложения об альтернативных занятиях воспринимает в штыки. Для того чтобы предотвратить формирование зависимости от «техники», родителям необходимо изменить ее роль в жизни ребенка. Пусть телефон, телевизор, игровая приставка и компьютер решают конкретные задачи!
Развитие познавательных функций
Не давайте чаду бесцельно нажимать кнопки. Предлагайте игры, которые могут расширить его кругозор и помочь овладеть разнообразными навыками.
• Тренировка внимания.
Последовательные появления изображений в разных частях экрана помогают ребенку научиться быстро и четко концентрироваться на новых объектах. Игры, построенные по принципу «Помоги ежику собрать все яблоки», – отличные тренажеры для развития внимания.
• Знакомство с разными цветами.
Продемонстрируйте ребенку возможности графического редактора например, программу, позволяющую рисовать мышкой, как кисточкой или карандашом. Пусть поначалу картины малыша будут выглядеть нагромождением ломаных линий и не смогут порадовать зрителя захватывающим сюжетом: главное, что ребенок попробует все 16,7 миллиона оттенков и поймет, чем светло-зеленый отличается от фисташкового.
• Развитие зрительного восприятия.
Игры, похожие на старый добрый «Тетрис», или так называемые одевалки, помогут малышу сформировать представления о форме, размере и пространственных признаках предметов. Именно на этом в дальнейшем будет базироваться запоминание образов букв, цифр и других символов.
• Развитие слухового восприятия.
Не просите ребенка выключать звук во время игры или делать его слишком тихим. Сочетание звукового сигнала с определенным действием поможет малышу предвосхитить те или иные события: падение персонажа, преодоление им препятствия и т.д.
• Тренировка памяти.
Задания, в которых требуется запомнить расположение предметов, прекрасно расширяют объем зрительной памяти и помогают ребенку научиться усваивать новую информацию. В основе таких программ лежит популярная игра «Мемори», представляющая собой поле с перевернутыми «рубашками» вниз карточками. За один ход можно открыть только две карты: если изображения совпадут, игрок получит очко. Побеждает тот, кто быстрее всех запомнит расположение картинок и наберет наибольшее количество пар.
• Развитие тонкой моторики.
Управление маленькой, но хитрой мышкой помогает пальцам стать ловкими и приучает их действовать не только согласованно, но и строго по очереди. Наблюдая за малышом, можно проследить эволюцию движений руки от похлопывания по клавиатуре всей ладонью до точного нажима нужной кнопки одним пальчиком.
• Изучение букв и цифр.
Нажатие на различные клавиши помогает ребенку непроизвольно запоминать некоторые символы.
Овладение новыми навыками
Несмотря на юный возраст вашего пользователя, старайтесь с самого начала придавать смысл всем его манипуляциям с гаджетами и устройствами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Привычка использовать технику по прямому назначению поможет малышу избежать интернет-зависимости или чрезмерного увлечения электронными играми в школьном возрасте. Кроме того, таким образом, ребенок получит опыт целенаправленной, последовательной деятельности, что очень важно в деле приучения к порядку и дисциплине. Главное, не подпускайте наследника к интернет-платежам!
Общение
Объясните крохе, что телефон – это не просто мигающая и «поющая» игрушка, а средство связи, и обязательно научите малыша звонить бабушке или друзьям. Такой сугубо утилитарный подход позволит избежать постоянных просьб «мам, дай мобильник»: вы без проблем сможете сослаться на то, что именно сейчас не нужно никому звонить.
Поиск информации
Старайтесь демонстрировать на собственном примере, что Интернет – это не только площадка для игр, но еще и кладезь полезной информации. Пусть ребенок видит, что вы не просто блуждаете по сайтам, а решаете какую-то конкретную задачу. Если малыш хочет присоединиться к вам, сформулируйте цель и для него: например, попробуйте вместе найти интересный мультик или рецепт пирога для дня рождения.
Борьба со скукой
Не следует приучать кроху к тому, что планшет или мобильник можно использовать для того, чтобы просто убить свободное время. Иначе он с изворотливостью профессионального киллера будет выискивать «окна» для игр. Даже если вы уже целый час сидите в очереди к врачу, не стоит сразу вручать ребенку телефон: почитайте книжку, прогуляйтесь по коридору, разглядывая разнообразные плакаты, покатайте машинки или поиграйте в куклы и только потом пускайте в ход гаджеты.
От «чайника» к «юзеру»
1-2 года
В этом возрасте у детей активно развивается речь, поэтому имеет смысл уделить отдельное внимание формированию коммуникативных навыков. Предлагайте малышу поболтать по телефону с бабушкой или друзьями, попутно приучая его к соблюдению определенных правил ведения беседы: сначала нужно поздороваться, затем спросить, как дела, рассказать свои новости и обязательно попрощаться в конце разговора.
Телефонное общение очень помогает развитию фонематического «речевого» слуха: не видя артикуляции и мимики собеседника, малыш будет вынужден внимательно прислушиваться к его словам.
Показывая ребенку мультфильмы, выбирайте истории с простым и реалистичным сюжетом, а потом обязательно обсуждайте увиденное. Время просмотра – не больше 10 минут.
3 года
В этом возрасте малыш уже вполне может освоить простейшие электронные игры, в которых требуется кого-то ловить или перемещать, что называется, одним кликом. С помощью телефона можно начинать изучать числовые символы: показывайте и озвучивайте цифры, из которых состоит номер, и терпеливо ждите, пока ребенок сумеет найти нужную кнопку и нажать на нее.
Сюжеты мультфильмов немного усложняются: используйте мультики в качестве визуализации тех сказок, которые вы уже читали. Возьмите на вооружение правило: сначала читаем книжку – потом смотрим одноименное кино. Время то же – 10 минут.
4 года
Чтобы стимулировать или закрепить интерес к рисованию, можно предложить ребенку попробовать свои силы в графическом редакторе. Пусть он экспериментирует с цветами, размерами и формами. В электронных играх должен появиться сюжет: конечно, жесткие стрелялки с монстрами малышу совершенно не нужны, а вот спокойная бродилка поиски клада или, скажем, собирание грибов вполне подойдет.
В этом возрасте ребенка можно познакомить с некоторыми новыми функциями телефона: научите его фотографировать с мобильника или включать в нем музыку.
От простых мультфильмов переходите к мультсериалам: малыш уже вполне способен запоминать повороты сюжета и следить за развитием действия. Время просмотра увеличивается до 20-25 минут, но обязательно с одним перерывом.
5-6 лет
Для старших дошкольников существует множество обучающих программ и развивающих игр. Кроме того, можно приспособить компьютер и принтер для того, чтобы писать приглашения на свой день рождения или создавать картины в подарок родственникам. Именно в этом возрасте ребенок «дозревает» до восприятия длинных художественных фильмов, однако ему все еще требуются пояснения по ходу просмотра. Можно проводить перед экраном по 30-40 минут в день с одним перерывом. Полуторачасовые фильмы лучше растягивать на 2 дня.
Техника безопасности
Некоторые родители испытывают тревогу из-за того, что могут навредить интеллектуальному развитию ребенка, ограничивая его доступ к компьютеру или телефону. Подобные страхи абсолютно беспочвенны, а вот зависимость от гаджетов у ребенка действительно может сформироваться. Так что в первую очередь стоит подумать о том, как грамотно ограничить увлечение малыша информационными технологиями.
• С самого раннего возраста не оставляйте телефон, планшет или пульт от телевизора в открытом доступе. Малыш должен спрашивать разрешения каждый раз, когда захочет воспользоваться ими.
• Поставьте ребенка перед фактом, что он может проводить за компьютером или телевизором не больше определенного количества времени в день, и договоритесь о двух обязательных пятиминутных перерывах.
• Не забывайте о том, что маленькие дети понятия не имеют о компьютерной или интернет-зависимости. Расскажите малышу о том, что некоторые люди настолько привязываются к своему телефону или ноутбуку, что во время игр забывают есть, пить, мыться и спать, – и в результате просто заболевают.
• Уделите больше внимания общению ребенка со сверстниками. Если вы приглашаете в дом маленьких гостей, развлечения имеет смысл планировать заранее: готовьте викторины, конкурсы, и, разумеется, призы. Чем теснее связь малыша с друзьями, тем меньше будет у него поводов для заведения виртуальных знакомств и электронных игр в одиночестве.
• Постоянно предлагайте ребенку разные варианты совместного времяпрепровождения: будет полезно, если занятия с вами войдут в привычку. Рано или поздно малыш и сам начнет проявлять интерес к тому или иному виду деятельности и обзаведется своими собственными увлечениями, не связанными с гаджетами.
Чем вредны «голубые экраны»?
1. Исследования показали, что, увлекшись игрой или просмотром передачи, ребенок моргает в 3 раза реже, чем обычно. Это приводит к утомлению глазных мышц и негативно сказывается на сетчатке и сосудах. Испытывая эмоциональный подъем, малыш не замечает наступившего утомления: он не пытается поморгать, чтобы сбросить напряжение, или перевести взгляд на другие объекты, и в результате появившиеся симптомы только усугубляются.
2. Если ребенок пользуется телевизором или компьютером с экранами старого поколения не жидкокристаллическими, то он постоянно находится в зоне действия электростатического поля высокой напряженности. Электростатика разгоняет осевшие на экранах пылинки до высоких скоростей и отрицательно влияет на кожу лица и глаза маленького зрителя.
3. Во время компьютерных игр ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования российских физиологов показали, что даже ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников: это в свою очередь способствует формированию у малыша повышенной возбудимости.
4. Из-за длительного пребывания за компьютером в неподвижной позе у ребенка возникает значительное напряжение в теле особенно в руках. Это приводит к утомлению мышц, ухудшению нервной проводимости и провоцирует нарушения координации движений пальцев, судороги кисти и предплечья. В перспективе постоянное перенапряжение может обернуться неврологическим расстройством под названием «туннельный синдром» нарушение работы нервов запястья.
5. Длительное напряжение мышц шеи во время работы за компьютером или просмотра телепередач следите, чтобы ребенок сидел правильно! приводит к ухудшению кровоснабжения и может обернуться кислородным голоданием мозга. Первые симптомы этого состояния – стойкие головные боли и необъяснимая на первый взгляд вялость.
6. Сохранение неподвижной позы в течение долгого времени затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля.
Под контролем
Ответы на эти вопросы помогут вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером с телефоном или планшетом больше одного часа в день.
а Нет.
б Да.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
а Нет.
б Да.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
а Нет.
б Да.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
а Нет.
б Да.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
а Нет.
б Да.
Расшифровка
Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов. Если большинство ответов отрицательные, беспокоиться не о чем, но терять бдительность все-таки не стоит.
Важно! Лучше проходить этот тест раз в полтора месяца: в таком случае вы сможете оперативно подкорректировать ситуацию.
Автор: Мария Баулина
Источник: журнал Mamas&Papas