Детский коллектив: кто у нас в авторитете?
фото: ThinkStock
Детский коллектив - крайне интересный объект для наблюдения. С одной стороны, это маленькая модель взрослого общества со всеми его проблемами, а с другой - иногда совершенно непонятное для взрослых сообщество, живущее по своим законам.
Ко многим вещам дети относятся не так, как взрослые. На мой взгляд, один из таких интересных моментов – это то, как мы и дети оцениваем окружающих нас людей, определяем, кто для нас авторитетен, а кто нет.
Авторитет, как известно, то человеческое качество, которое все мы хотели бы иметь и, имея, преумножать. Почему один человек авторитетен, а другой нет? Люди отвечают на этот вопрос по-разному, но во взрослом коллективе всё более-менее ясно.
Ты умный, честный, добрый, сильный, надёжный, ответственный - значит мы тебя уважаем. Это универсальные качества авторитета в любом обществе. Дальше могут быть рассмотрены варианты в зависимости от приоритетов людей: богатый, сильный физически, безрассудно смелый, лучше всех бьющий чечётку и далее по интересам.
Главное то, что взрослые люди почти всегда могут чётко объяснить, почему кто-то для них авторитетен, а кто-то нет. К тому же, во взрослом коллективе не так уж часто встречаются ситуации абсолютного авторитета у одних людей и его полное отсутствие у других.
Совсем другое дело - детский коллектив. Тут действуют другие законы. И какие – часто совершенно непонятно. Уже в детсадовских группах можно наблюдать разную степень авторитета у детей в сообществе. Как правило, это деление не слишком очевидно, и сама ситуация нестабильна: вчера все тебя любили, а сегодня с тобой никто не хочет играть.
В начальной школе процесс распределения детей на иерархической лестнице авторитета продолжается. Но опять же, проблема не столь остра и обычно не вызывает большого беспокойства ни у самих детей, ни у их родителей.
Но вот начинается средняя школа – пик проблемы авторитета. Ответственный, добрый, умный, отзывчивый ребёнок, и к тому же совсем не трус, в один прекрасный момент осознаёт, что в глазах одноклассников он – полный ноль. Его не зовут в компанию и не хотят слышать его мнение по общеклассным делам.
Добрая и приятная девочка-отличница вдруг понимает, что когда она стоит на переменке с другими девочками, её просто не замечают. Не слышат и не видят, а любые её попытки что-нибудь всем рассказать встречаются насмешливым фырканьем.
Теоретически, дети не отрицают ценность таких человеческих качеств, как доброта и надёжность, ум и ответственность – качеств, которые, казалось бы, должны повышать авторитет ребёнка в сообществе.
Но на практике этого не происходит: ребёнок, обладающий ими в избытке, может быть совершенно неавторитетным членом детского коллектива. Во взрослом сообществе такое невозможно.
Кто же наиболее авторитетен для детей?
Главный фактор на авторитет в детском коллективе оказывает, конечно, внешность. Дети в процессе взросления как бы проходят эволюционный путь развития всего человечества. У животных недопустимо сильно отличаться от сородичей: обычно такое животное обречено на изгнание из стаи, если его вообще оставят в живых: всем известна притча о белой вороне.
Так же и у детей. Любые отклонения от стандартной внешности в коллективе: повышенный вес, веснушки, другой цвет кожи, необычное лицо, маленький рост – ощутимо бьют по авторитету ребёнка.
Главный фактор внешности - рост. Тут мы имеем прямую зависимость: чем ребёнок ниже, тем ниже его авторитет у одноклассников. У мальчиков это особенно видно. Глубину своего несчастья ребёнок в полной мере обычно осознаёт на уроках физкультуры.
Наши учителя всегда заставляют детей становиться в шеренгу по росту. Вот интересно, почему? Почему никогда нельзя построиться по алфавиту или как получится? Какое влияние построение по росту оказывает на сам процесс занятия физкультурой?
А иногда учителя делают так: сначала должны построиться по росту мальчики, потом за ними по росту девочки. Таким образом, самый маленький мальчик в классе оказывается стоящим рядом с самой высокой девочкой. Учитывая то, что девочки и мальчики растут по-разному, выглядеть такой строй может очень смешно.
У девочек всё не так очевидно. Но и у них главное влияние на авторитет оказывает внешность. Девочки рано понимают, кто красивее, а значит, авторитетнее. Конечно, очень яркая красота может вызвать зависть у одноклассниц, но это уже другая история.
Во взрослом сообществе внешность человека практически не влияет на его авторитет. И уж точно он никак не зависит от роста.
Про Наполеона, Ленина и Сталина дети ничего не знают, и девочка не пойдёт танцевать с мальчиком ниже её по росту на школьном вечере. Причём, счёт пойдет на миллиметры. А если он ещё и самый маленький в классе, то случай потанцевать с девочкой представится ему только после школы, когда детский коллектив повзрослеет, и все законы взаимоотношений в нём придут в соответствие с общечеловеческими.
Когда та же девочка, став взрослой, начнёт думать о замужестве, рост избранника станет одним из третьестепенных факторов, если вообще будет играть какую-то значимую роль в принятии решения о браке.
Конечно, нестандартное мышление встречается в любом возрасте. Но к нашей теме это уже не относится. Зато в любом взрослом коллективе всегда ценится умение человека хорошо выполнять свою работу. Когда явно видно, что один может это сделать, а другой не справляется, то, очевидно, что первый будет более авторитетен, чем второй.
Главная работа детей – это учёба в школе, а отметки – показатель этой работы. Казалось бы, чем лучше учится ребёнок, тем выше должен быть его авторитет. Но не тут-то было. Обычно в начальной и средней школе нет никакой зависимости между отметками и авторитетом.
Главная работа детей – это учёба в школе, а отметки – показатель этой работы. Казалось бы, чем лучше учится ребёнок, тем выше должен быть его авторитет. Но не тут-то было. Обычно в начальной и средней школе нет никакой зависимости между отметками и авторитетом.
Ребёнок может прекрасно учиться по всем предметам, его могут обожать учителя и совершенно не уважать одноклассники. Напротив, двоечник - член коллектива, который не хочет или не способен работать, может быть неформальным лидером класса и пользоваться громадным авторитетом у одноклассников.
Правда, до поры до времени. Эта ситуация приходит в соответствие со взрослыми стандартами раньше всего: уже в конце средней школы авторитет отличников начинает стабильно расти, даже если он был на нулевой отметке. И, наоборот, авторитет двоечника начинает снижаться именно из-за его двоек.
В старших классах ситуация, когда двоечник имеет большой авторитет в сообществе - редкость. Естественно, необыкновенные харизматические личности встречаются везде, но исключения на то и исключения, чтобы говорить о них отдельно.
Взрослые и дети по-разному оценивают поведение человека в коллективе. В средней школе у ребёнка может быть очень высокий авторитет из-за его плохого поведения на уроках. Мальчик может хамить учителю, мешать ему работать, не выполнять задания, играть в игры или слушать музыку на телефоне во время урока.
Девочки могут демонстративно болтать на уроках, не обращая внимания на замечания учителя или пререкаться с ним. Написал матерное слово на доске, спрятал классный журнал, сломал стул, испачкал однокласснику мелом одежду, громко смеялся на уроке, спорил с учителем, не сделал домашнее задание, сбежал с урока, подрался, отказался выключить мобильник и другие «приятные» особенности поведения – всё это повышает авторитет ребёнка в глазах одноклассников.
Иногда дети ведут себя таким образом совершенно немотивированно, «от балды», как говорится, от переизбытка энергии или чтобы покрасоваться перед товарищами. Результата они достигают.
Взрослые люди смотрят на такое поведение совсем иначе и называют это «проблемами с головой». На уроках так и происходит: дети восхищённо смотрят на одноклассника, а учитель говорит ему: «Ты что, совсем больной на голову?»
Во взрослом коллективе люди, которые затевают скандалы на пустом месте, совершают глупые выходки, хамят не по делу совсем не авторитетны.
Любые промахи в поведении мы и дети также воспринимаем по-разному. Дети очень строги в оценках. Не смог ответить и мямлил что-то у доски, прыгнул хуже всех на физкультуре, сильно сморкался на уроке – авторитет падает.
Я помню случай из своего детства. У девочки на уроке случился эпилептический припадок. Единственный за всё время обучения в школе. Было это в третьем или четвёртом классе. Я уже не помню, объясняли ли нам что-то учителя или нет. В советское время на такие темы не очень-то разговаривали. Но факт остаётся фактом: девочка стала совершенно неуважаемым изгоем для большинства детей до конца обучения в школе, хотя была отличницей и нормальным хорошим человеком.
У взрослых людей болезнь или другие физические недостатки человека практически не влияют на его авторитет. Во взрослом коллективе не встретишь ситуацию, чтобы человек пользовался большим авторитетом ни за что, а просто так. В детских сообществах такое наблюдается сплошь и рядом.
Ничем не выдающаяся посредственная личность может быть в большом авторитете. Достаточно иметь стандартную внешность, жизненные обстоятельства, как у большинства, и необходимый набор материальных благ.
Конечно, коллектив коллективу рознь. Чем больше развиты и воспитаны дети, тем ближе их сообщество к взрослому по своим взаимоотношениям и оценкам. Но в коллективе, где преобладают дети с низким уровнем духовного развития и воспитания, могут быть совершенно другие законы и другие авторитеты. Такой коллектив может не прийти во взрослое состояние и к окончанию школы.