Дом терпимости
Рыжеволосый крепыш 4-х лет только что решил вопрос о том, кому ездить на самокате «по понятиям», грубо столкнув с транспортного средства трехлетнюю малышку. Требует ли агрессивное поведение Васи терпения? Является ли в данном случае терпение необходимым в обучении маленьких детей? Поможет ли это мне, учительнице Васи, «разрулить» ситуацию грамотно? Что вообще означает «быть терпеливой?».
Согласно словарю Ожегова, "терпение" означает способность терпеть. А "терпеть", как поясняет другой источник – словарь Даля – это выносить, переносить, сносить, нуждаться и страдать.
Умение терпеть является неотъемлемой стереотипной характеристикой любого профессионала, работающего с детьми. «Катя, и откуда в тебе столько терпения?», «Я бы никогда не смогла работать с маленькими детьми, мне бы не хватило терпения» - то и дело комментируют мои знакомые. Все чаще подобные комплименты вызывают у меня внутреннее сопротивление. Наверное, потому что я никогда не причисляла себя к людям терпеливым. Конечно, в кабинете у зубного врача я молча стерплю любую боль, покорно сдам кровь из пальца и вены, но вот терпеть нелюбимую работу или дело, на которое трачу часы своей драгоценной жизни – увольте!
Терпение обычно считается положительным качеством характера. Про человека усердного и смиренного говорят: он терпелив. Терпение ассоциируется с неприятными ситуациями, когда надо сжать кулаки (или зубы, кому что больше нравится), зажмурить глаза – и терпеть. Зачем? Потому что станешь атаманом, потому что "терпение и труд – все перетрут". Что говорить, народная мудрость глубоко сидит в наших перегруженных культурным кодом головах.
Однако я против того, чтобы родители, гувернантки, няни и учителя дошкольников были слишком терпеливыми. Почему? Потому что когда терпишь, значит, тебе не нравится то, чем ты занимаешься, значит, что дети – это не твое. Значит, ты не находишься «в потоке», как определяет состояние включенности в свою работу Михал Чикжентмихалый. И, значит, тебе быть учителем не нравится.
Специалист по детям, который понимает уровень развития конкретного ребенка, его сильные и слабые стороны, не будет молча сносить боль. Поведение четырехлетнего Васи, о котором шла речь выше, я расценю как «соответствующее» уровню развития и не буду вешать на него раньше времени ярлык хулигана и рецидивиста, склонного к насилию. Более того, я открою маленький секрет: Вася прекрасный ребенок, просто он еще неопытен и не знает правил поведения. Возможно, у него проблемы с саморегуляцией, и тогда нам помогут психологи. Но мы будет рассматривать случившееся (Вася опять кого-то грубо толкнул) как ситуацию с обучающим потенциалом, мы постараемся помочь ребенку и сделать это максимально позитивно.
На данном этапе своего развития этот мальчик умеет общаться только так - силой, моя задача как профессионала – научить его общаться по-другому. Для этого не нужно сжимать кулаки и зажмуривать глаза, просто надо напомнить, что мы не бьем людей и не деремся, мы говорим о том, что нам нужно. Вася не отвлекает меня от моей работы, напротив, он дает мне повод смоделировать более приемлемое поведение.
Вася бьет других детей раз десять в день, скажу я вам. Да что Вася? Есть еще Зоя, которая просто любит дергать других за волосы и кусаться, есть аутичный Рубен, который запросто может кинуть в кого-то палкой сверху горки, потому что не всегда способен оценить конечный результат своего поступка.
Положись я целиком на терпение, я бы выдохлась к концу первой рабочей недели, к концу первого месяца стала бы орать на детей и действовать неадекватно. Гораздо больше терпения мне необходимо понимание и это понимание основано на теории развития человека, знаниях о наших возможностях и ограничениях. Кроме того, мне помогает искреннее желание общаться с детьми. И если у терпения есть предел (говорят же «Бойся гнева терпеливого человека!»), то понимание, любовь и желание общаться с детьми, - источники неиссякаемые.
IMG_5176Учителя и родители, которые ожидают от детей в возрасте от 3 до 5 сидеть спокойно на коврике или за партами, конечно, нуждаются в изрядной дозе терпимости. Но лишь потому что у них не хватает понимания. Смешна та воспитательница, которая терпеливо и «в последний раз» советует ребенку вытащить карандаш изо рта, потому что сама напрочь забыла, что это такое, когда режутся зубы и все хочется тянуть в рот.
Неадекватные возрасту детей требования создают ненужное напряжение между взрослым и детьми. Если я понимаю, что у ребенка чешутся зубы, то предложу ему альтернативу, например, сухари. Ни тон голоса, ни жесты не выдадут моей напряженности. Я понимаю, а значит, и напрягаться не к чему.
Терпение маленьких детей можно приравнять к зубной боли. Поведение детей при «терпеливом» подходе рассматривается как провокационное, оппозиционное и вызывающее. Кто с детства не помнит эти жуткие фразы «Это ты маме назло!», «Сидоров, это ты специально в штанишки написал!». Как удивительно далеки они были от реальности и как унижали нас как людей.
Нетерпимость и неприятие исходят от непонимания детских потребностей - и только. Понимающие взрослые, которые находят время дослушать то, что ребенок еще не способен сказать и дополнить то, что он пытается выразить, дают детям возможности для роста, для открытия мира. Когда я понимаю ребенка, я принимаю его с учетом его потребностей и времени, которое необходимо для этого конкретного малыша. Потому что я принимаю то, что есть, реальность такой, какая она есть. Всю свою энергию я направляю на то, чтобы учить детей, а не на борьбу с реальностью, в которой дети – это дети.
Читайте также:
Если ребенок дерется
Если ребенок перебивает