Феи отдельно, котлеты отдельно
Ничто так не стимулирует размышления о неорганической эволюции, как просмотр современных мульфильмов с детьми. На днях я посмотрел "Феи: тайна зимнего леса". А за месяц до этого - "Храбрую сердцем". А еще раньше - "Со склонов Кокурико". Два из них понравились. А вот третий, который про фей, как раз требует своего Дарвина.
Проблема в общем-то известная. Отбор в области объектов культуры всегда шел без учета протребностей отдельных граждан. А теперь эта эволюция как будто и вовсе стала нечеловеческой. Потому что человеку, особенно маленькому, гораздо приятнее смотреть короткий мультик, чем полнометражный фильм на полтора часа. Обычно короткие мульфильмы и гораздо качественней нарисованы, чем "полные метры".
Но никто не умеет зазывать людей в кинотеатры ради десятиминутного мультика. Поэтому мультики становятся длинными, не менее часа. А их содержание меняется в сторону некой обобщенной аудитории "взросликов": чтобы и родители не скучали, и старшие братья, и младшие сестры. В итоге получается такой мутант, который гонится за тремя зайцами сразу.
Или вот взять совершенно искусственную моду на 3D. Стереокино в цветных очках мы смотрели еще в далеком советском детстве. И обычно после одного-двух раз никто больше не ходил. Я помню "Стерео" на Невском проспекте, с его пустыми залами. А почему теперь вдруг множество премьер идет обязательно в 3D? Ну очевидно же: не потому, что люди вдруг полюбили. А потому, что 3D труднее копировать и пиратить. Это формат, который выгоден кинотеатрам.
Что же касается человеческого - то есть зрительского - отношения к "трехмерке", то вред 3D-фильмов для здоровья признан и российскими офтальмологами, и самими производителями 3D-проекторов. И офтальмологи, и производители предупреждают: маленьким детям лучше не смотреть 3D. Потому что нередки случаи, когда голова кружится, или тошнит, или глаза болят. Плюс еще чужие очки на себя надевать, со всеми чужими конъюнктивитами.
Однако прокатчикам эти предупреждения - по барабану. На пресс-показе мультика "Феи: тайна зимнего леса" мне и моей трехлетней дочке безо всяких комментариев выдали две пары стерео-очков. Правда, к очкам прилагался пакетик с салфеткой. "Неужели антибактериальная?" - предположил я. Но увы, неорганическая эволюция обошла людей и здесь. Салфетка предназначалась для ухода за очками. Она, как следовало из надписи на пакете, содержала в себе анионоактивные ПАВы, которые обещали удалить с очков даже следы маркера, а также придать стеклам антистатические свойства. Но не антибактериальные.
Теперь о самом фильме. Сделать продукт "для всех возрастов" - безусловно, интересная задача. Но как уже было сказано, в большинстве случаев полчаются странные мутанты. Мультик про фей состоит из двух половин. Первая - вполне детская, с понятными локальными проблемами героев: зайчика убежавшего поймать да забраться в запрещенную часть леса, где ждет удивительная, но опять-таки очень личная встреча. Правда, даже в первой половине мультика мы с удивлением видим, что феи в лесу не просто так живут: они работают на неком конвейере по производству то ли снега, то ли еще чего-то очень массового. Эксплуатция детского труда? Тема не раскрыта.
В середине фильма дочка сказала "Надо было Никиту с собой взять". И не случайно она вспомнила старшего брата, увлеченного сейчас военной техникой. Потому что во второй половине мультика мир вдруг стал похож на игру-стратегию. Персональные проблемы героев ушли на второй план, начались широкие планы местности с высоты, а также полеты фей целыми эскадрильями, навроде истребителей. Причем смысл их деятельности даже взрослому не всегда понятен - почему голубой лед оказывается главным средством спасения от белого льда? Вспоминаются унылые японские аниме, в которых враждующие корпорации девочек-суперменов спасают мир друг от друга с помощью Неведомой Хни.
В общем, мое резюме: не надо было смешивать фей с котлетами, то есть пытаться сделать мультик, который нравился бы всем. Лучше делать что-то одно, но хорошо. И как раз на эту тему - два других примера.
kokuriko.jpg"Со склонов Кокурико" - все та же знаменитая студия "Джибли", которую мы давно любим. Однако Хаяо Миядзаки в данном случае только сценарист. А режиссером выступил его сын Горо Миядзаки. И выступил отлично. Даже для взрослого зрителя, вроде меня, получилась прямо-таки пионерская сказка из детства: тут и красный галстук, и стенгазета, и обветшалый Дом пионеров с кружком астрономии. А финал - натуральный Севастополь (Иокогама 1963 года). В предпоследней песне так и слышится: "юные нахимовцы тебе шлют привет".
Никаких корпоративных фей тут нет. А есть вполне реалистичная история про враждующих школьников, которые объединяются в борьбе за старый клуб, предназначенный под снос. Но история по-своему очень магическая, за счет множества мелких и живых деталей.
Ну а для малышей, которым еще далеко до объединения в школьные армии, зато очень важны личные отношения с родителями - это мультик "Brave". Правда, русский перевод названия по традиции выполнен дебилами. Прочитав фразу "Храбрая сердцем", я сразу подумал про "Храбрую желудком" и другими органами. Вот у чехов для этого мультика отличное название - Rebelka. Испанская версия тоже приличная - Indomable, то есть "Непокорная". И только наш великий и могучий язык опять оказался бомбой в руках обезьяны.
Но если отвлечься от традиции идиотских названий, то дубляж вполне сносный, а главная героиня по имени Мерида отличается очень знакомым "нордическим" характером. И сюжет - захватывающий, однако вполне понятный и поучительный даже для трехлеток. Хотя у некоторых взросликов может случиться приступ политкорректрости: как же так, девочка решила отравить собственную маму? Ну, эти люди просто не читали настоящих сказок. Или не видели настоящих девочек.
И кстати, настоящее 3D - это когда принцесса Мерида выходит из экрана, садится вам на плечо и съедает ваш бургер. В качестве доказательства - смотри фото ниже. Это не какая-нибудь банальная стереопроекция в очках. Всё честно!
lexa_merida.jpg