НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Игры с математикой для малышей

Игры с математикой для малышей

Наверное, почти в  каждом детском садике у детей есть урок «математики». Одним детям уже в детском саду эти уроки кажутся чудовищно скучными и слишком простыми, у других уже в детском саду возникают сложности. Они не помнят, в какую сторону пишутся цифры, путают 6 и 9, (потому что выглядят похоже) или «семь» и «восемь» (уж очень похоже звучат), с трудом выполняют задания «на логику» и стараются отгадывать правильный ответ по выражению лица учителя.

О том, что математика – царица наук, и о том, что она ум в порядок приводит, слышали многие родители. Но при этом сами родители отнюдь не всегда математику любят. Многие со школьных лет её невзлюбили, и с тех пор стараются держаться от неё подальше.

В детском саду учат тыкать пальчиком, пересчитывая предметы, и приговаривая «один, два, три». Одновременно с этим учат узнавать в лицо написание цифр. При этом для некоторых детей 5 точек на игральном кубике и 5 пальцев на руке и цифра 5 так и остаются отдельными понятиями, просто во всех этих ситуациях взрослые почему-то говорят одно и то же слово «пять».  Попросите ребёнка вынуть на ощупь из мешка 3 грецких ореха – многим детям это будет сложно, ведь они привыкли видеть, что они считают!

pirog_math.jpgpirog_math.jpg

Примеры математических игр

Я хочу рассказать про наш опыт занятий математикой с дошкольниками, обобщённый в книжке «Пирог с математикой», которая вышла в издательстве МЦНМО.

В первую очередь, мне важно показать детям, что математика – это понятно, весело и интересно. Что математика – это не только счёт, но и всевозможные логические игры и головоломки.

Мы строим картинки из кубиков «Сложи узор» и выкладываем узоры из счётных палочек, строим простые башни по чертежам, отгадываем загадки и решаем головоломки. Мне важно дать детям почувствовать себя успешными, научить их рассуждать, и рисовать схемы.

Счётные палочки дают огромный простор для придумывания разнообразнейших задач. Можно попросить всех детей взять по 5 палочек, а потом, когда дети отвернутся, переложить часть палочек, и пусть дети догадаются - у кого появились лишние палочки, и кому палочек не хватает.

Можно сложить из 5 палочек образец, и попросить детей его повторить. А потом, когда дети отвернутся, я перекладываю ровно одну палочку на своей картинке. Дети должны догадаться, какую палочку я переложила, и повторить мою картинку. А теперь меняемся ролями, теперь я отворачиваюсь, а дети перекладывают у себя одну палочку. Смогу ли я найти решение их задачи?

Количество может применяться не только к предметам, но и к звукам. Например, можно играть так: если я говорю «гав-гав», то надо сделать два шага вперёд, а если «мяу-мяу-мяу!» - то три шага назад, если «мяу!» - то один шаг назад, а если «гав!» - один шаг вперёд и т.д.

Некоторые дети хорошо узнают 4 предмета, если они расположены на картинке по квадрату, и узнают даже 5 предметов  - но только в том случае, если эти пять домиков или пять ёлочек расположены как на игральном кубике, по квадрату и ещё одна картинка в центре. Умеют ли эти дети считать? Нет, пока не очень, но они знают, что на вопрос «Какого цвета?» надо выбрать одно из названий оттенков, скажем, оранжевый или синий, а на вопрос «Сколько?» - надо ответить «один» или «два» или «семь» или «сто».

В школе малышей часто ругают за то, что они при счёте пользуются пальчиками. Но уж до школы вы можете смело придумывать массу интересных игр с пальчиками. Покажите детям 3 пальца на одной руке, и попросите догадаться, сколько пальцев вы загнули.

А теперь предложите им показать на пальцах число 4 разными способами. Многих малышей поначалу такая задача ставит в тупик. Они уже привыкли, что на уроках математики бывает только одно правильное решение.

Другие пособия

Что можно ещё придумать интересного, занимаясь математикой с дошкольниками? Почитайте книги Бориса Никитина про его развивающие игры – это типичная математика, серии постепенно усложняющихся задач, от простого к сложному.

Очень рекомендую  почитать книгу А.К. Звонкина «Малыши и математика», в которой автор описывает свой математический кружок для дошкольников. Увы, многие родители, далёкие от математики, эту книгу бросают, испугавшись слишком сложных задач. Между тем читать Звонкина очень интересно, и многих воодушевляет и помогает найти верный подход.

Просто учтите, что применять на практике его книжку для своих занятий с малышами очень сложно,  поскольку в этой книжке описан не первый год занятий, а второй и далее, и автор обсуждает с детьми уже много сложных вещей, а по сути учит их думать и рассуждать – на примере самых разных задач.

Если вы хотите найти более практическую книжку, то перечитайте серию книжек Венгера «Домашняя школа мышления», там много интересных идей и игр для детей 4-6 лет.

Кроме того, рекомендую обратиться и к этим книгам для занятия математикой с детьми:

Шеврин Л. Н. Житомирский В. Г. «Геометрия для малышей» – путешествие Точки в стране Геометрии и многое другое. Какие углы называются острыми, как сравнить треугольники, что такое ломаная линия – в сказочной форме, для детей с 4-5 лет, а то и раньше.

Сапгир Г. В. Левинова Л. А. «Приключения Кубарика и Томатика или весёлая математика» – тоже книжка из детства, которую многие родители помнят.

Лёвшин В. «Нулик-мореход», «Три дня в Карликании», «Магистр рассеянных наук» и др

Букатов В. «Секреты дидактических игр» – почему одни игры детям нравятся, а другие – нет? Какие игры можно использовать при обучении чтению и письму?

Филякина Л. К. «Считайка для малышей. Игровой счет в десятке – на пальцах, с загадочными разговорами, поисками и вариациями», Спб, Речь, 2009 отличная подборка игр и заданий для шестилеток.

А.Е. Соболева, Е.Е. Печак. «Математика. Считаем уверенно». Отлично подобранный сборник игр, задач и упражнений для тех, кто привык считать, что математика ему не даётся.