НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Как научить детей быть творческими

Как научить детей быть творческими

Как научить детей быть творческими «Вдохновение существует, но оно приходит во время работы», утверждал Пабло Пикассо. Современные исследования свидетельствуют о правоте великого художника. Ученые выяснили, что креативной деятельности можно научить, так как ее основания вполне рациональны. Творческое отношение к миру даровано детям от природы, родителям и учителям остается только бережно возделать эту благодатную почву. Специалисты советуют делать это системно: творческие способности проявляются при решении комплексных задач, не имеющих простых решений. По мнению ученых, «…чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха сделать что-то не правильно»  (Джозеф Чилтон Пирс).


Гармоничное мышление зависит не только от знаний

Специалисты из университетов Чикаго и Северной Каролины в своем новом исследовании выяснили, что дети примерно с 4,5 лет демонстрируют признаки мышления высокого уровня. Ученые предварительно определили, что ключевыми признаками «организованности» детского сознания являются способность усваивать знания и успешно учиться. Однако повторные долгосрочные исследования выявили у детей другие предпосылки системного мышления, не всегда связанные с приобретением новых сведений о мире.

Исследователи получили данные об огромной роли исполнительной, интегрирующей функции мозга в процессе становления и развития системного мышления. Исполнительная деятельность предполагает наличие таких интеллектуальных умений, как планирование и регуляция сознательных действий, постановка задач и управление вниманием. При дошкольной подготовке, развитие этих навыков у ребенка имеет даже большее значение, чем умение понимать обычные причинно-следственные умозаключения.

Дальнейшее исследование наводит на мысль, что системной, исполнительной активности можно научить. «Родители и учителя способны стимулировать развитие исполнительной способности у растущего поколения, обучая его планировать свои действия, совершать тщательно обдуманные поступки, пользоваться воображением», считает Линдси Ричлэнд (Lindsey Richland), старший преподаватель междисциплинарной кафедры наук о человеке  университета Чикаго. «Мы мало что знаем о когнитивных механизмах, лежащих в основе комплексного мышления, хотя они чрезвычайно важны для школьного образования», резюмирует г-жа Ричлэнд.

Результаты исследования были опубликованы в докладе «Раннее формирование исполнительных навыков определяет развитие мышления» (“Early Executive Function Predicts Reasoning Development”) , посвященном изучению становления системного сознания у детей с момента их прихода в школу и до 15-ти лет. Соавтором Линдси в этой работе стала Маргарет Барчинал (Margaret Burchinal), старший научный сотрудник института детского развития Фрэнка Потера Грэхема (Frank Porter Graham) в университете Северная Каролина.

Исследовательницы рассмотрели процесс формирования, на их взгляд, одной из базовых форм комплексного мышления – рассуждение с помощью аналогий. «Умение находить связь и подобие между различными феноменами – фундаментальное свойство как аналитического, так и  обобщающего рассуждения. Умение работать с аналогиями является неотъемлемой частью комплексного интеллекта», считает г-жа Ричланд.

Линдси и Маргерет протестировали более 1000 детей на различных возрастных «точках». Исследование было долговременным и проводилось в три этапа: каждый ребенок проходил тесты в 4,5 года, во время обучения в 1-ом классе и по достижении 15-ти лет. Дети прошли комплексную проверку уровней аналитического мышления и исполнительной способности, словарного запаса, кратковременной памяти и устойчивости внимания.

В 4.5 года малыши тестировались на способность управлять своими стихийными реакциями на внешние воздействия. Первоклашки тренировались передвигать предметы в заданном порядке с помощью игры Tower of Hanoi. В 3-м классе и по исполнении 15-ти лет молодое поколение экзаменовалось на предмет способности понимать аналогии. Третьеклассники, например, должны были завершить выражение: «Если собака – взрослый щенок, то кошка – большой…?». В 15 лет молодым людям предлагалось пройти полный письменный тест на восприятие аналогий.

Исследование выявило прочную связь между хорошими показателями словарного запаса, высоким уровнем продумывания поступков (исполнительная функция)  в 4.5 года и развитостью аналогового мышления на следующих возрастных точках.

«Таким образом, результаты нашей работы свидетельствуют о том, что определенный объем знаний необходим для развития когнитивных навыков. Но контроль над инстинктами и исполнительные умения также являются важной частью процесса развития детского мышления», – подводит итог своей работе д-р Ричланд.


Критическое мышление: от зубрежки – к анализу

http://www.scholastic.com/

Развитие творческих способностей.jpgРазвитие творческих способностей.jpg
Термин «критическое мышление» стал просто «заумным словечком» в традиционном образовании, считают специалисты ресурса scholastic.com. Они подчеркивают, что в классической педагогике был сделан сильный акцент на количество передаваемых знаний. Однако, в последние годы, усилился интерес к критическому мышлению, которое позволяет ученикам сделать скачок от механического запоминания в сферу анализа и логики.

Критическое мышление – наука о способах рассуждения, а не о его предмете. Учителя используют специальные техники для обучения школьников основам критического восприятия мира. Специалисты предлагают несколько таких методик родителям, чтобы они помогли своим детям не только подготовиться к школе, но и стать пытливыми мыслителями в будущем.

Задавайте открытые вопросы без готовых ответов.
Постановка проблемы, не имеющей единственного «верного» решения, позволяет ребенку применить творческий подход  без страха «ошибиться».

Учитесь анализировать и классифицировать.
Классификация играет очень важную роль в обучении техникам критического мышления, поскольку обязывает рассортировать предметы в соответствии с правилами, которые дети могут усвоить и применить в конкретных ситуациях. Тренируйтесь со своим малышами разделять домашние вещи и признаки на подобные друг другу и различные. Сортируйте все подряд – от грязного белья до деталей Лего.

Обеспечьте взаимодействие со сверстниками.
Общение с ровесниками позволяет детям  столкнуться с другим «таким же» мышлением и понять на практике, что любая проблема имеет несколько решений.

Позвольте принимать решения. Помогите ребенку перед любым поступком тщательно взвесить все «за» и «против», не боясь при этом сделать «неправильный» выбор. Потом вместе оцените принятое решение. Спросите у малыша «Ты доволен своим решением? Что ты сделаешь иначе в следующий раз?».

Помогите увидеть структуры.
Что бы вы ни делали, где бы ни были – в парке или у телевизора – поощряйте детей искать основания вещей и явлений, а также замечать связи для аналитических суждений. Например, обсудите популярное телешоу в контексте какой-либо ситуации, знакомой ребенку из повседневного опыта. Или, путешествуя на автомобиле, попросите детей найти связь между формами дорожных знаков и крышами домов, мелькающих в окне.

Специалисты старой закалки любят представить разговоры о критическом мышлении как очередную моду в образовании. Однако, большинство педагогов не разделяют эту точку зрения. Они считают – детям до сих пор необходимо учить наизусть таблицы умножения, но в повседневной жизни очень важно знать, как и когда применять полученные знания.


Воспитание креативности: возможность думать «неправильно»

Творчество и дети.jpgТворчество и дети.jpg
Практикующий психолог из Колумбийского университета, д-р Лаура Макхэм (Laura Markham) определяет креативность, как умение сопоставить объекты в новом порядке или взглянуть на окружающий мир свежим взглядом. Все мы нуждаемся в креативности для решения повседневных проблем, и Лаура уверена, что каждый человек – креативен от природы, хотя некоторые счастливчики одарены особыми талантами. И хотя не в силах родителей подарить детям какой-либо талант, но они могут и должны обучить растущее поколение креативно использовать свои зрение, слух и мозг. Д-р Макхэм призывает взрослых членов семьи уделить молодой поросли максимум внимания, компетенции и оптимизма, что бы направить потомков на путь следования своей врожденной творческой способности.

Последние исследования детской креативности удивили самих исследователей. Они начали с допущения, что наиболее креативным детям должны быть присущи ярко выраженные «творческие»  характеристики – чудаковатость, неорганизованность, плохая успеваемость по «серьезным» предметам. Этот популярный стереотип оказался далеким от реальности.

В средней школе  художественные руководители называют креативными тех детей, которые успешно демонстрируют свои творческие работы в других классах. Эти дети проявляют предельную концентрацию во время своих презентаций, умеют грамотно спланировать свои проекты, не боятся брать на себя риск разработки сложных и оригинальных идей, готовы день и ночь упорно решать свои творческие задачи. Эти признаки пока еще не свидетельствует о таланте, но дают ясно понять, что креативная деятельность требует от ребенка определенных качеств и компетенций. Так же становится очевидным: заботясь об эмоциональном здоровье ребенка, родители тем самым способствуют взращиванию креативности у своего потомства.

Как же помочь детям развить свою креативность? У Лауры Макхэм есть на этот счет свои рекомендации:

1. Излишняя аккуратность снижает креативность. Современные семьи помешаны на чистоплотности. На этот счет дети воспитываются в суровой строгости. Но исследования показывают – дети, зацикленные на соблюдении норм аккуратности, теряют свою креативность. Правила в большом количестве вредны – он сужают пространство для творчества. Как учит на своих уроках эксцентричная мисс Фризл  из научно-популярных детских книжек Magic Schoolbus, “Рискуйте быть неряшливыми!”.

2. Частые запреты ограничивают креатив. Дети должны воспринимать родительские запреты как своего рода технику безопасности, вроде той, которая есть у нагревателя. С другой стороны, вам не следует лишать своего ребенка свободы самых неожиданных возможностей. Он хочет порыться в книжном или кухонном шкафу, почему нет? И наконец, почему бы ребенку не раскрасить внутренний дворик с помощью кисти и ведра воды?

3. Процесс важнее результата. Когда ребенок рисует ради похвалы родителей, у него не остается времени и рвения закончить другие картины. Конечно, нужно приветствовать не количество написанных картин, а сам процесс их создания. Оцените в полной мере труд вашего ребенка, но не позволяйте ему немедленно бросаться к следующей картине, чтобы вновь вам угодить.

4. Позвольте детям быть не такими, как все. Изобретательные, своеобразные дети сильно отличаются от сверстников. Они часто выглядят немного чокнутыми, а иногда – совсем странными. Пусть для них станет нормой нарушать нормы своих сверстников, быть уникальными, смотреть на мир по-своему. Их индивидуальности нужна ваша поддержка против массовых стереотипов.

Скорее всего, на этом пути вас будет преследовать страх, что ваш особенный ребенок никогда не получит «общественного признания». Не беспокойтесь,  вам не составит труда найти примеры того, как угрюмый очкарик самостоятельно стал миллионером, а странная, замкнутая девочка – известным писателем.

5. Как можно раньше налаживайте сотрудничество с малышами. Позволяйте им в меру сил участвовать в уборке и ликвидировать «операбельный» беспорядок. Например, воду на кухонном полу или остатки пищи в небьющейся посуде. Лаура рассказывает, как ей удалось «утилизировать» одну причуду ее 4-летней дочери. «Малышке нравилось разбивать яйца и смотреть, что там внутри; теперь мы периодически просим ее поучаствовать в приготовлении яичных блюд».

6. Выделите место для творческих аксессуаров. Пусть оно будет опрятным и доступным. Там следует хранить все, что вы сочтете нужным для творческого развития своих детей. Например, раскрашенная книга точно не способствует их креативности, чистые листы бумаги здесь гораздо уместнее. Кубики и их конструкторские возможности креативнее многих более сложных строительных материалов. Дети могут часами строить «кубические» сооружения – это развивает их математические способности, пространственное мышление и умение решать поставленные задачи.

7. Обеспечьте креативную работу ненавязчивым комфортом. Если ваш ребенок начинает решать творческие задачи без вашего содействия, то он уже может включаться в креативную деятельность по велению внутреннего духовного импульса. Лучшее, что вы для него можете сделать в этом случае – по максимуму обеспечить беззаботность и комфортность его творческой работы. Для начала предоставьте ему пластиковую емкость для отходов креативной деятельности, и будет только лучше, если вы сами творчески подойдете к оформлению этого аксессуара. Вам еще нужно соблюдать определенные правила, но креатив станет полноправной частью повседневной жизни ребенка, когда маленький художник сам этого захочет.

8. Научите будущего художника управлять собой. В голове творческих людей доминирует «творческий беспорядок» – популярный стереотип нашей культуры. Возможно, что соседство таланта и эмоциональной нестабильности – простое совпадение. Вполне вероятно, что искусство – лишь эхо психических травм из детства художника. Не исключено, что борьба с обществом за право самому определять мотивы своих поступков лишает художника тормозов. А может быть люди, полностью отдающие себя творчеству, без духовного наставничества впадают в болезни разума.

Очевидно одно – креативные личности испытывают трудности с внутренней концентрацией. Родители могут помочь в этом вопросе растущим художникам, обеспечив их надежными инструментами стабилизации внутренней жизни. Помогайте им регулировать свое внутренне время, приучая, например, не рисовать ночью. Учите технике медитации. Соблюдайте сбалансированную диету без кофеина. Приводите в пример творческих людей со счастливой биографией. Будьте всегда готовы к разговору.

Самое главное, познакомьте потомков с проверенной временем мыслью – не мы порождаем творчество, а оно захватывает нас.  Это древняя идея музы, надличностного духа созидания, посещающего людей через открытие фрагментов вечной красоты, которые спасают художника от мук творчества. Такое направление мысли помогает людям справляться со своими высокими и низкими «бренными» страстями, которые переполняют творческую жизнь.

9. Не отвлекайте детей от скуки. Обычно, родители не могут спокойно смотреть на скучающего ребенка. Они пытаются немедленно его «развеселить» сложными заданиями и современными развлечениями. Но «неструктурированное» время безделья позволяет ребенку побыть наедине с собой и миром, отдаться воображению в поисках новых творческих задумок. Детям необходимо пережить скуку, чтобы научиться управлять ею.

Ребенку нужно «пустое» время для исследования внутреннего и внешнего миров, что является предпосылкой креативного мышления. Как же родителям реагировать, когда ребенок жалуется на скуку? Обсудите с ним возможные варианты деятельности, но сделайте все аккуратно, чтобы выбранная работа выглядела  приятным провождением свободного времени.