НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Как понять малыша?

Как понять малыша?

Что сделать, чтобы ребенок успевал в школе, находил занятия по душе, мог легко общаться с другими детьми? Как сделать, чтобы родители могли лучше понимать своего ребенка? Эти вопросы не раз приходили мне в голову, но зачастую оставались без ответа. Недавно я прочитала книги Франсуазы Дольто "На стороне ребенка" и "На стороне подростка". Она пишет, что "дети - это симптомы родителей". Еще она сообщает, что в Африке у детей нет психозов. Получается, что наше все более и более технократическое общество теряет самое главное? Почему же размываются семейные границы, и откуда берутся детские неврозы? Сегодня я решила задать эти вопросы организаторам проекта "Зеленый остров" в Санкт-Петербурге Елене Загосткиной и Виктории Рыскиной. Проект посвящен развитию гармоничных отношений между родителями и детьми.

francoise-dolto.jpgfrancoise-dolto.jpgЧто такое "Зеленый остров", в чем его особенность?

Этот проект появился в Париже в 1979 году, и связан с именем замечательного педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто. Модель "Мэзон Верт" на русский переводится как "Зеленый дом". Франсуаза Дольто долго шла к этой модели и уже в конце своей жизни организовала это загадочное "пространство встречи". "Зеленый дом" это не ясли, а скорее центр ранней социализации. Кто-то приходит туда, чтобы ребенок научился общаться, кто-то хочет подготовить малыша к яслям или детскому садику.

– Что представляет собой это пространство?

С одной стороны, здесь нет воспитателей и никаких специальных занятий, то есть никто никого не лечит, ни учит, и даже не консультирует. А с другой стороны, удивительным образом, что-то вложено в этом пространстве, что оно стало заразительно не только для французов, но и для всего мира. "Зеленые дома" стали открываться один за другим. Когда мы начинали этим заниматься в 1998 году, уже существовало более трехсот "Зеленых домов" по всему миру, в том числе в 1995 году такое заведение под вывеской "Зеленая дверца" открылось в Москве в Доме Януша Корчака.

Имеет ли слово "Зеленый" в названии отношение к Гринпис, эко-движению?

Нет, это название было дано в Париже, исходя из того, что место было похоже на любой бутик, или небольшую лавочку, с покрашенной зеленый цвет дверцей и оконными рамами. Но мы не сказали главного: "Зеленый дом" это место приема для детей и родителей до 3-х лет (во Франции до 4-х лет).

– Что значит "место приема"?

  Прием здесь концептуально отличается от всех других мест приема родителей и детей, принятых в западном мире, где родителей консультируют и обучают, а с ребенком не говорят, потому что считают, что ребенок еще не умеет говорить. "Зеленый дом" это место приема ребенка вместе с тем взрослым, который за ним ухаживает. Например, тетя, бабушка или дедушка во Франции это зачастую няня с тремя детьми. Условно говоря, это место приема субъекта, маленького субъекта, к которому прежде всего обращаются, спрашивают его имя. При этом, это место приема анонимное, что отличает его от любого пространства, организованного государством. Это не место педиатрического приема, и тем более психоаналитического приема, потому там нет запроса, и родители приходят просто провести время. Однако, в этом пространстве может возникнуть вопрос у юного субъекта, и где он имеет право его задать: жестом, взглядом, улыбкой, словами, поведением или даже капризом. И принимающий здесь может услышать то, что не слышит больше никто, и в тот момент, когда самые любящие люди не обращают на это внимание. Своим присутствием принимающий создает необходимую среду и легкость сосуществования рядом с другими детьми, непохожими на тебя, как по количеству денег, лежащих у родителей в кармане, так и по цвету кожи, национальности и по другим различиям.

– Фрейд как-то заметил, что первые шаги в жизни человека – это как первые шаги в шахматной партии. Другими словами, у всех детей вначале имеются потенциально равные возможности, и от того, как они разыграют свою партию, будет зависеть успех всей их дальнейшей жизни. Как Франсуаза Дальто пришла к этой форме терапии?


Изначально родоначальница "Зеленого Дома" была педиатром. Огромное значение на нее произвела встреча в клинике Трюссо, где доктор разговаривал с грудными младенцами, от которых отказались родители. Раньше это было не принято. Дольто потряс эффект от того, как обращенная к ним речь способствовала выздоровлению детей. Затем, Дольто стала психоаналитиком, и кроме того, она стала первой женщиной-аналитиком, которая прошла собственный психоанализ до рождения собственных детей, избавив их таким образом от бессознательной ретрансляции своих проблем. Дольто пришла к выводу, что причина многих соматических заболеваний кроется в неврозах, и наблюдая пациентов больниц и психиатрических клиник, она поняла, что в помощи психоаналитика люди нуждаются гораздо больше, чем в постельном режиме и лекарствах. Болезнь тела представлялась ей невысказанной болью человеческого подсознания, а психоанализ возможностью понять и выразить свои чувства. Именно поэтому она стала искать путь к раннему предупреждению неврозов, используя, в частности, возможности психоанализа маленьких детей. Так, Дольто создала некое пространство, в качестве приемной комнаты для наблюдения за игрой детей перед приемом в психоаналитическом кабинете. Неожиданно, Дольто и ее коллеги стали замечать, что такое пространство работает самостоятельно, даже без посещения психоаналитика!

Зеленый домЗеленый дом

– В своей книге "На стороне ребенка" Дольто пишет: "Судьба, уготованная детям, зависит от позиции взрослых. Борьба за дело детей не принесет серьезных плодов, пока всему обществу не поставлен диагноз, который заключается в том, что оно с самого рождения ребенка бессознательно отказывается видеть в нем личность, по отношению к которой каждый должен вести себя так, как хотел бы, чтобы другие вели себя с ним самим". Не думаете ли вы, что к идее создания пространства "Зеленый дом" Франсуаза Дольто пришла из-за того, что традиционная модель семьи видоизменилась (если не сказать, разрушилась)? Связан ли данный метод с кризисом семьи?

Несмотря на то, что Дольто находилась в координатах своего первого образования педиатра, нельзя назвать областях детства, в которых бы она не работала в качестве психоаналитика. Некоторые мамы в России читали ее книгу "На стороне ребенка" и представляют, как много Дольто говорит о правах детей. Если сейчас посмотреть на заголовки в Интернете и "крики" по поводу ювенальной юстиции, запрещения усыновления детей гомосексуальными парами, законодательных актов в области нетрадиционной ориентации, то становится понятно, насколько меняется современный мир. По словам Жана-Клода Лиоде, известного психоаналитика и психосоциолога, Дольто опередила свое время. "Пятьдесят лет тому назад она выдвинула тезисы, казавшиеся тогда скандальными или абсурдными, а сегодня воспринимаемые как само собой разумеющиеся". В школе "Нувиль" она работала с детьми, от которых отказались все школы, детьми с диагнозами, исключенными детьми. "Зеленый дом" был задуман для самых хрупких детей. Детей, которых никто не принимает. "Зеленый дом" был местом, где бы родители, наряду с ребенком могли бы получить поддержку во время хрупкого становления психического мира своего ребенка.

– Как Дольто пришла к тому, что можно говорить с младенцами?

Она столкнулась в клинике с младенцами, которые были зрелыми и здоровыми физиологически, но почему-то отказывались есть, не брали бутылочку, Дольто буквально возвращала их с "того света". Она понимала, что поломка внутри ребенка произошла на уровне символического еще при рождении, в тот момент, когда от него отказалась мать. Своей речью Дольто производила с ребенком большое количество психоаналитических актов, восстанавливая те связи, которые были нарушены, и буквально заставляя его жить. Одной из первых, Дольто говорила о желании ребенка родиться именно в этой семье, у этих родителей. Психоаналитики во Франции до сих пор часто повторяют слова Дольто: "Иногда ребенку гораздо важнее быть понятым, нежели любимым".

IMG_2455.JPGIMG_2455.JPG

– Не кажется ли Вам, что нынешняя модель семьи в России слишком детско-центрированна?


История появления на свет ребенка всегда связанна с очень интимными вещами. История рождения ребенка, которого очень долго планировали и ждали отличается от истории рождения ребенка, который получился "внезапно", в следствии случайной встречи мамы и папы, после которой папа оставил маму. Таким образом, любая история появления на свет нового человека связана с определенной историей его родителей, а также бабушек и дедушек. "Зеленый остров" это пространство, где как раз может развернуться пространство интимного. Где мама, например, может рассказать, почему она чувствует такое огромное чувство вины по отношению к собственному ребенку, по отношению к будущему проекту своей жизни. Где мама может понять, как ей с этим обходиться, и как ребенку не нести груз той ответственности, который на него возлагают по причине того, что ни мама, ни бабушка не могут сказать всей правды его появления на свет...

– "Уважать ребенка это значит предложить ему модель поведения и предоставить ему возможность не подражать ей", – еще одна цитата Дольто из книги "На стороне ребенка". Как столь гуманистичную модель "Зеленого дома" удалось переложить на нашу почву?

С одной стороны, каждый "Зеленый дом", безусловно, приобретает культурную специфику конкретной страны, в которой он появляется. С другой стороны, проект существует не сам по себе, он связан с Парижем, сохранением наследия и чистоты изначальной идеи Дольто. И с третьей стороны, проект "Зеленый остров" в Петербурге и "Зеленая дверца" в Москве во многом гуманизировали пространство раннего детства, психолого-педагогической работы. До этого существовали только "развивалки", а сейчас появилось гораздо больше пространств, в которых есть похожие формы "приема".

IMG_8437.JPGIMG_8437.JPG

– Какие правила существуют в "Зеленом доме"?


Правила необходимы. В символическом смысле, заданные границы означают культурные запреты, с которыми ребенок встречается в жизни и в семье, и которые могут быть им и не поняты. В каждом "Зеленом доме" есть красная линия, которую нельзя переезжать на машинке. Эта линия модель слова "нельзя". Мы много работаем с тем, как ребенок справляется с принятием этого запрета и наблюдаем за тем, как родители и дети с ним обходятся. Один ребенок, уверенный, что "нельзя" для него не существует, будет старательно ехать на машинке, проверяя, почему нельзя пересечь эту линию. Какая-то мама сама станет поперек этой красной линии,  и будет помогать нам, волнуясь, что ее ребенок нарушает запреты. Потому что она и на площадках всегда страшно боится, что ее будут считать плохой. Другой ребенок будет переносить машинку через линию на руках, чтобы что-то проверить... В этом смысле, мы устанавливаем запреты и при этом уважаем прорыв и предоставляем возможность проверки, что же означает эта граница?

Этот момент очень важен с точки зрения социализации. Когда ребенок просто приходит в детский сад и там сталкивается с запретом, то может его не принять. С виду ребенок может стать спокойным или даже пассивным, истерики выдавать вечером, или соматизироваться. А все потому, что ребенок просто не смог принять этот запрет в присутствии близкого взрослого. Ведь мама оставила его в яслях и ушла.

– Что дальше происходит с таким ребенком? Он вырастает в борьбе в невидимыми запретами?

Да, потом такой взрослый старается не платить в автобусах и т.д. Поэтому так важно, что в "Зеленом доме" ребенок впервые соприкасается с запретами именно в присутствии близкого, который оттуда никогда не уйдет. Это главнейшее правило ребенка нельзя оставить в "Зеленом доме" и уйти.

– Насколько такой подход популярен в России?

Две недели назад "Зеленый остров" был закрыт. Находясь на территории госучреждения "Зеленый остров" был закрыт уже третий раз, так как не смог вписаться ни в одну форму услуги, за которую госучреждение должно отчитаться. Потому что "Зеленый дом" это действительно не услуга и требует прежде всего инвестиции желания, не только принимающих, но и тех родителей, которые туда приходят. За 10 лет наше общество родителей поменялось, у него появилось больше возможностей что-то узнавать про себя, про детей, удивляться, читать, Интернет тоже сделал свое дело. Раньше родители очень удивлялись бесплатному посещению "Зеленому острова", и даже опасались этого. Хотя у нас есть копилка, и родитель может оставить любую сумму, которую считает возможной, которая символически будет означать, что он тоже тут был. Данная модель предполагает абсолютно горизонтальные связи.

Это что-то новое, что происходит в обществе, которое стало понимать, что вертикальное управление в области детства и родительства не работает. На мой взгляд, люди сейчас готовы вкладываться своим желанием, родители готовы объединяться по одному лишь признаку, что они родители. За 13 лет произошел очень позитивный сдвиг родители готовы что-то делать вместе. Кажется, наше государство ищет так много национальных идей, и не видит того, что лежит на поверхности и успешно реализуется в "Зеленом острове" бесплатность, доступность, социальное равенство, и та самая красная линия, которую должны признавать все.

Где проходит граница между уважением к ребенку и дето-центрированностью в семье?

– В.Р.: Ребенок уважаемый субъект, но он третий, а не первый; неправильно ставить ребенка на "постамент". У ребенка должно быть свое место, которое обозначено, на которое он приходит, появляясь в уже сложившейся системе. Зачастую, вся психосоматика и будущие неврозы являются следствием того, что ребенок этого самого места не получил, не ощутил, был запутан или запуган.

Е.З.: В "Зеленом доме" родитель решается задать вопрос или рассказать свою историю, зная, что это не будет записано ни в какие карточки и социальные реестры, здесь очень важна анонимность. Та мама, которая рыдая, в течении часа рассказывает свою историю принимающему, может наконец, обрести свой проект, как женщина рядом с этим ребенком, которого она родила, она обретает свое будущее, и обретает силу для воспитания ребенка.

– Насколько велик запрос у современного российского общества на такой проект?

Мы существуем безо всякой рекламы, это вынужденная позиция, поскольку все 13 лет мы работаем при "казенном доме". Последняя претензия районного муниципалитета, который предоставлял нам помещение, заключалась в том, что к нам приезжают родители с детьми не только из Красногвардейского района, но из других районов города, в том числе пригородов Ломоносова, Выборга. Это говорит о том, что проект "Зеленый остров" широко востребован. Также он вписывается в актуальность сегодняшней проблемы с нехваткой детских садов, финансовыми возможностями родителей оплачивать "развивалки" и глобальной проблемой психического здоровья нации. Поэтому мы хотим расширять команду принимающих, и в настоящее время собираемся найти помещение, которое сможем арендовать стационарно, чтобы на базе его создать идеальное место в Санкт-Петербурге, которое будет открыто по крайней мере 4-5 дней в неделю. Совсем как в Париже!