Как все устроено: игровая терапия
Анна Смирнова
Об организации процесса
Игровая терапия – это метод работы, использующий терапевтический эффект свободной игры ребенка. Ребенок сам выбирает способ взаимодействия с психологом, сам придумывает сценарий и выбирает игрушки, сам или с помощью специалиста организует процесс. Выбор игры зависит от ребенка. Подвижный ребенок выбирает подвижную игру. Игра может быть ролевой, когда ребенок и психотерапевт исполняют роли. Иногда роли исполняют игрушки, а ребенок или терапевт их озвучивает. Задача психолога прежде всего поддержать активность ребенка и быть с ним в контакте, то есть принимать его правила и участвовать в игре (или же не участвовать, если ребенок этого не хочет).У специалиста в кабинете всегда есть набор разных игрушек. Дети, которые ходят на игротерапию регулярно, иногда приносят свои игрушки, потому что им важно поделиться с терапевтом своим миром, рассказать о чем-то своем. Есть форма, когда на игротерапию приходят ребенок и мама вместе, в некоторых случаях это полезно.
Главные правила
Специалист вводит дополнительные правила и следит за их выполнением. Одно из правил – это временные ограничения. Сеанс обычно длится 50 минут. Я, например, обычно показываю ребенку, что ставлю будильник, и рассказываю, что, когда он прозвонит, нужно будет закончить игру и убрать все на места. Второе правило, которое вводится по необходимости, касается безопасности. Специалист обязательно останавливает ребенка, если он начинает делать что-то опасное. Это несложное правило информирует ребенка о том, что каждый из нас ценен и помогает учиться взаимодействовать таким образом, чтобы не обижать партнера по игре.Ребенка, конечно, никто не обязывает играть. Ему просто предлагают делать то, что он сейчас хочет. То есть он может поиграть, а может порисовать. Есть дети, которые чувствуют себя очень небезопасно в новом месте и боятся проявлять себя, им необходимо много времени на то, чтобы освоиться. В таком случае вам может показаться, что на сеансе почти ничего не происходит. Тем не менее ребенок очень благодарен, когда взрослые доверяют ему решение о том, как быстро проявлять себя и сближаться с новым взрослым.
Смысл игры для ребенка
Игра сама по себе обладает сильным целебным эффектом. В игре психика ребенка спонтанно проживает непонятое, неусвоенное, не пережитое до конца событие. Наверное, вы замечали, что ребенок дома часто играет в какую-то свою повторяющуюся игру, добавляя в нее новые и новые детали. На самом деле, у каждого ребенка своя игра. Например, один семилетний мальчик, с которым я работаю, все время играет со мной в войну, в которой за одно занятие мне приходится «умирать» не раз и не два. А, например, другой мальчик разыгрывает со мной ужастики, в которых с явным удовольствием и очень картинно умирает сам. Но дети не всегда отыгрывают на занятиях негативные эмоции. Игра может быть направлена на переживание своей ценности (например, игра в принцессу), на осознание изменившейся семейной ситуации («дочки-матери»). Каждый ребенок на занятии играет во что-то свое, отыгрывает какие-то свои переживания.Как играет психолог
Я внимательно наблюдаю за тем, как и во что играет ребенок. Любой сюжет несет в себе информацию о внутреннем мире ребенка и его переживаниях. Психолог никогда не оценивает игру, от него не услышишь родительское «так играть нехорошо» или «это неприличная игра». Такое принятие помогает ребенку раскрыться и доверить взрослому свои переживания. Я искренне реагирую на эмоции ребенка, выражаемые в игре – радуюсь, восхищаюсь, сочувствую, боюсь. Есть категории детей, для которых «просто игра» со взрослым, который их принимает, не критикует, не переделывает – уже «целебный глоток воздуха».Ну и, наконец, психолог старается постепенно, по мере готовности к этому ребенка, вносить в игру небольшие коррективы. Например, я могу предложить новый вариант развития событий в игре, попробовать проиграть роль иначе. Тем самым показываю ребенку другие модели поведения, другие варианты развития волнующего события.
Кому подходит метод
Круг проблем, которые решает игровая терапия, достаточно широк. В основном, это эмоциональные проблемы (страхи, тревожность), трудности взаимодействия ребенка со взрослыми или детьми, сложности адаптации в новом месте или новой жизненной ситуации, детская агрессивность и так далее. Очень часто эмоциональные проблемы ребенка не позволяют ему нормально развиваться, выполнять возрастные задачи. Поэтому часто игровая терапия позволяет разрешить трудности, связанные, например, с мыслительной деятельностью. Когда эмоциональный конфликт разрешен, у ребенка появляется ресурс, чтобы успешно учиться в школе. Игровая терапия актуальна для детей в том возрасте, когда ребенок активно играет, то есть начиная с дошкольного (4-5 лет) и заканчивая младшим подростковым (11-12 лет) возрастом.Советы игротерапевта родителям
Разумеется, если родители регулярно играют с ребенком, это его поддерживает и способствует взаимопониманию. Если вы видите, что у ребенка тяжелое эмоциональное состояние, целенаправленно организуйте серию из десяти игр. Раз в день выделяйте 15 минут на игру по детским правилам. Важно сразу обговорить, что сейчас вы 15 минут будете играть в то, что хочет ваш ребенок, а потом это время закончится, и вы будете заниматься чем-то еще.Главное, не заиграться самому, предлагая наилучший на ваш взгляд исход событий. На первых этапах лучше не вносить никаких корректив в игру ребенка, просто следуйте за ним и выполняйте то, что он просит. Не пугайтесь того, какие роли предлагает вам играть ребенок, все они важны для него.
Если вы взялись использовать психотерапевтические функции игры самостоятельно, оптимальный вариант – получить первичную консультацию психолога, чтобы лучше понимать, как устроена игра, не пугаться ее особенностей. И дальше с определенной периодичностью тоже советоваться с психологом по непонятным или тревожащим моментам в играх ребенка. Однако нужно понимать, что полноценная психотерапия через игру все же возможна только тогда, когда ей занимается специалист, профессиональный психотерапевт, обладающий необходимыми знаниями и навыками.