НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Как все устроено: игровая терапия

Как все устроено: игровая терапия

Как все устроено: игровая терапия Что чаще всего делает детский психолог в своей работе, особенно если он работает с дошкольниками? Все просто – он играет. Но чем отличается эта игра от обычных игр ребенка, в которые он играет дома, с друзьями, родителями, почему она оказывается по-настоящему целительной для ребенка? «Летидор» поговорил об этом с детским психологом, игровым терапевтом Анной Смирновой.

Анна СмирноваАнна Смирнова

Об организации процесса

Игровая терапия – это метод работы, использующий терапевтический эффект свободной игры ребенка. Ребенок сам выбирает способ взаимодействия с психологом, сам придумывает сценарий и выбирает игрушки, сам или с помощью специалиста организует процесс. Выбор игры зависит от ребенка. Подвижный ребенок выбирает подвижную игру. Игра может быть ролевой, когда ребенок и психотерапевт исполняют роли. Иногда роли исполняют игрушки, а ребенок или терапевт их озвучивает. Задача психолога прежде всего поддержать активность ребенка и быть с ним в контакте, то есть принимать его правила и участвовать в игре (или же не участвовать, если ребенок этого не хочет).

У специалиста в кабинете всегда есть набор разных игрушек. Дети, которые ходят на игротерапию регулярно, иногда приносят свои игрушки, потому что им важно поделиться с терапевтом своим миром, рассказать о чем-то своем. Есть форма, когда на игротерапию приходят ребенок и мама вместе, в некоторых случаях это полезно.


Главные правила

Специалист вводит дополнительные правила и следит за их выполнением. Одно из правил – это временные ограничения. Сеанс обычно длится 50 минут. Я, например, обычно показываю ребенку, что ставлю будильник, и рассказываю, что, когда он прозвонит, нужно будет закончить игру и убрать все на места. Второе правило, которое вводится по необходимости, касается безопасности. Специалист обязательно останавливает ребенка, если он начинает делать что-то опасное. Это несложное правило информирует ребенка о том, что каждый из нас ценен и помогает учиться взаимодействовать таким образом, чтобы не обижать партнера по игре.

Ребенка, конечно, никто не обязывает играть. Ему просто предлагают делать то, что он сейчас хочет. То есть он может поиграть, а может порисовать. Есть дети, которые чувствуют себя очень небезопасно в новом месте и боятся проявлять себя, им необходимо много времени на то, чтобы освоиться. В таком случае вам может показаться, что на сеансе почти ничего не происходит. Тем не менее ребенок очень благодарен, когда взрослые доверяют ему решение о том, как быстро проявлять себя и сближаться с новым взрослым.


Смысл игры для ребенка

Игра сама по себе обладает сильным целебным эффектом. В игре психика ребенка спонтанно проживает непонятое, неусвоенное, не пережитое до конца событие. Наверное, вы замечали, что ребенок дома часто играет в какую-то свою повторяющуюся игру, добавляя в нее новые и новые детали. На самом деле, у каждого ребенка своя игра. Например, один семилетний мальчик, с которым я работаю, все время играет со мной в войну, в которой за одно занятие мне приходится «умирать» не раз и не два. А, например, другой мальчик разыгрывает со мной ужастики, в которых с явным удовольствием и очень картинно умирает сам. Но дети не всегда отыгрывают на занятиях негативные эмоции. Игра может быть направлена на переживание своей ценности (например, игра в принцессу), на осознание изменившейся семейной ситуации («дочки-матери»). Каждый ребенок на занятии играет во что-то свое, отыгрывает какие-то свои переживания.


Как играет психолог

Я внимательно наблюдаю за тем, как и во что играет ребенок. Любой сюжет несет в себе информацию о внутреннем мире ребенка и его переживаниях. Психолог никогда не оценивает игру, от него не услышишь родительское «так играть нехорошо» или «это неприличная игра». Такое принятие помогает ребенку раскрыться и доверить взрослому свои переживания. Я искренне реагирую на эмоции ребенка, выражаемые в игре – радуюсь, восхищаюсь, сочувствую, боюсь. Есть категории детей, для которых «просто игра» со взрослым, который их принимает, не критикует, не переделывает – уже «целебный глоток воздуха».

Ну и, наконец, психолог старается постепенно, по мере готовности к этому ребенка, вносить в игру небольшие коррективы. Например, я могу предложить новый вариант развития событий в игре, попробовать проиграть роль иначе. Тем самым показываю ребенку другие модели поведения, другие варианты развития волнующего события.


Кому подходит метод

Круг проблем, которые решает игровая терапия, достаточно широк. В основном, это эмоциональные проблемы (страхи, тревожность), трудности взаимодействия ребенка со взрослыми или детьми, сложности адаптации в новом месте или новой жизненной ситуации, детская агрессивность и так далее. Очень часто эмоциональные проблемы ребенка не позволяют ему нормально развиваться, выполнять возрастные задачи. Поэтому часто игровая терапия позволяет разрешить трудности, связанные, например, с мыслительной деятельностью. Когда эмоциональный конфликт разрешен, у ребенка появляется ресурс, чтобы успешно учиться в школе. Игровая терапия актуальна для детей в том возрасте, когда ребенок активно играет, то есть начиная с дошкольного (4-5 лет) и заканчивая младшим подростковым (11-12 лет) возрастом.


Советы игротерапевта родителям

Разумеется, если родители регулярно играют с ребенком, это его поддерживает и способствует взаимопониманию. Если вы видите, что у ребенка тяжелое эмоциональное состояние, целенаправленно организуйте серию из десяти игр. Раз в день выделяйте 15 минут на игру по детским правилам. Важно сразу обговорить, что сейчас вы 15 минут будете играть в то, что хочет ваш ребенок, а потом это время закончится, и вы будете заниматься чем-то еще.

Главное, не заиграться самому, предлагая наилучший на ваш взгляд исход событий. На первых этапах лучше не вносить никаких корректив в игру ребенка, просто следуйте за ним и выполняйте то, что он просит. Не пугайтесь того, какие роли предлагает вам играть ребенок, все они важны для него.
Если вы взялись использовать психотерапевтические функции игры самостоятельно, оптимальный вариант – получить первичную консультацию психолога, чтобы лучше понимать, как устроена игра, не пугаться ее особенностей. И дальше с определенной периодичностью тоже советоваться с психологом по непонятным или тревожащим моментам в играх ребенка. Однако нужно понимать, что полноценная психотерапия через игру все же возможна только тогда, когда ей занимается специалист, профессиональный психотерапевт, обладающий необходимыми знаниями и навыками.