НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Когда нечего больше хотеть

Когда нечего больше хотеть

Когда нечего больше хотеть

Недавно в парке аттракционов разыгралась не очень красивая сцена. К площадке с детскими батутами подошел бойкий мальчик лет шести и его мама. Сотрудница аттракциона, выдав билет, показала на три свободных батута и предложила выбирать любой. Мальчик обвел их глазами и вдруг пошел к тому, который уже был занят:

– Я хочу этот, – уверенно сказал ребенок.
– Но здесь прыгает девочка. Смотри, есть свободный прямо напротив! – пыталась убедить его девушка-билетер.
– Нет. Я хочу на этот батут.

Мама, засуетившись, обратилась к отцу девочки: «А давайте они попрыгают вместе?» Но мужчина резонно возразил, что правилами запрещено пользоваться батутом вдвоем, чтобы дети не сталкивались.

Когда мальчику в третий раз было предложено выбрать любой из свободных батутов, он закричал: «Тогда я вообще никуда не пойду!». Перестала прыгать девочка, родители других детей замерли в ожидании развязки ситуации, а мама мальчика, попрощавшись с остатками самообладания, начала кричать и выговаривать ребенку за испорченный день. Из ее отчаянного монолога все узнали, что сегодня он уже расхотел кататься на поезде, после того, как проезд был оплачен, лизнул мороженое три раза и вернул его, признав невкусным, а мыльные пузыри по неаккуратности пролил. Мальчик слушал обвинения, скрестив на груди руки, и сохранял убедительный покер фейс.

Почему-то вспомнился французский фильм «Игрушка», в котором сын миллионера, избалованный тем, что отец исполняет все его веления, выбрал себе в игрушку живого человека, героя Пьера Ришара. И по сложившейся традиции эту «игрушку» получил. Вот и участник спектакля в парке, похоже, привык, что его желания – закон.

Каждый родитель стремится дать своим детям лучшее, включая в это понятие как вечные ценности – здоровье и счастье, так и материальные блага: комфортные условия жизни, хорошее образование, интересные подарки. Иногда взрослыми руководит желание лучшей жизни по сравнению с собственным детством. Не наигравшаяся вдоволь мама и обделенный сладостями папа, вырастая, могут тратить на развлечения и еду много средств, лишь бы их малышу всего хватало. Так пережившие войну бабушки перекармливают внуков, а сами по привычке растягивают конфету на день.

Но бывает, что изобилие вещей – данность: когда у семьи есть очевидные ресурсы для обеспеченной жизни и искусственно уменьшать количество благ кажется странным. Почему не купить новейшую игровую приставку, когда на это есть деньги? Какой смысл сдерживать путешественный порыв, если есть возможность купить билет в любую точку мира? И нужно ли вообще создавать дефицит возможностей и ставить для себя и детей планку достаточного?

Умеренность на самом деле имеет значение. Замечено, например, что маленькие дети играют увлеченно, если в их поле зрения ограниченное количество (5-6) игрушек, которые можно использовать в разных игровых сюжетах. А посреди комнаты, заставленной сияющим и мигающим разнообразием, они могут сидеть в растерянности и не знать, что им делать: сложно выбрать что-то одно, когда выбор велик.

Ходят разговоры, что без смартфона в среднем звене школы сейчас делать нечего: одноклассники не примут в клан своих. Как-то раз за столом разгорелась дискуссия родителей на эту тему: покупать или не покупать, а если не покупать, то как объяснить?

Мнения были самые разные, от «зачем собственноручно превращать ребенка в «белую ворону» и не покупать то, что уже есть у всех» или «нужно купить, но самую простую модель, все равно потеряет» до «пока ребенок не зарабатывает сам, то и выбирать, с каким телефоном ему ходить, будет не он». И как резюме обсуждения: «Такие уж сейчас дети. Ревностно следят за современными трендами и хотят иметь все самое новое». Но разве только дети?

Не мы ли, взрослые, заходим в супермаркет за хлебом и яблоками, а вывозим из кассы тележку, доверху наполненную разноцветными упаковками? Регулярно обнаруживаем в шкафу забытую одежду с ценниками и не можем вспомнить, когда ее купили? Щелкаем сотней телевизионных каналов, в результате так и не выбирая один?

В наш феноменальный по скорости век новинки устаревают слишком быстро. Кажется, что гонка за материальными ценностями бесконечна и идет явно не на пользу детям:
- развлечений становится слишком много, и они быстро наскучивают;
- дети не умеют занимать себя сами, все время ожидая внешних стимуляторов;
- они не умеют ждать: из-за иллюзии доступности товаров кажется, что все легко покупается;
- ребенок теряется, когда встречает естественное сопротивление обстоятельств, может прийти в отчаяние и ярость, если желание не исполняется;
- избыточность порождает пассивность, отсутствие настойчивости в достижении цели.

Желая подстелить соломку, чтобы ребенок ни в чем не нуждался и не испытывал негативного опыта, родители сталкиваются с необходимостью найти баланс между изобилием и пресыщением, которые всегда идут рука об руку.

Хорошо, если взрослые смогут объяснить детям, что какие-то вещи у них будут, а какие-то нет. Что так происходит в любых областях жизни: что-то мы получаем просто так, чего-то достигаем трудом, но есть то, что так и не достается, как бы того ни хотелось. И это касается не только материальных благ. Невозможно посреди школьной четверти телепортироваться в Австралию. Нельзя понравиться человеку против его воли. Не получится оказаться на дне рождения, на который тебя не пригласили, даже если очень хотел. В такие моменты мы учимся принимать не только светлые полосы и ценить то, что имеем.

«Мы не знаем, что подарить ребенку на Новый год. У него есть все!» – в последнее время часто приходится слышать эту фразу. И дело здесь не в преувеличении, хотя по определению всего у человека быть не может. Дело в невозможности удивить современных детей. Слишком просто им все достается: покупается, скачивается, находится в интернете.

Ребенку, у которого есть все, особенно важно знать, каким трудом достаются вещи, понимать природу возникновения денег и как их разумно тратить. Хорошо, если при детях ведутся разговоры о планах на покупки, если они видят и слышат, как семья принимает совместное решение и как сомнения и здравая оценка могут повлиять на приобретение не актуального третьего телевизора в доме.

Человеку легче тратить чужие деньги, чем собственные, поэтому важно дать детям представление о том, как деньги зарабатываются: предложить накопить определенную сумму на желанную вещь, поучаствовать в какой-то оплачиваемой деятельности. Со средствами, которые достались трудом или копились долгое время, дети обходятся бережнее и долго размышляют, прежде чем тратить.

Чтобы научить отделять необходимое от избыточного и расставлять приоритеты, можно предложить детям составлять wish-листы. Написанное воспринимается наглядно и системно, и, держа перед глазами листок с перечнем желаний, проще понять, что в этом списке лишнее, а без чего не обойтись.

Радовать детей сюрпризами и подарками очень приятно, но иногда стоит подумать, прежде чем купить очередную куклу или сразу всю коллекцию паровозиков из мультфильма, иначе ребенок так и не узнает, что такое ожидание, предвкушение и мечты.

В любом возрасте важно поддерживать стремление делиться, отдавать часть своих игрушек подрастающим родственникам или в детский дом, выделять часть карманных средств на подарок брату или сестре.

Хорошо, когда ребенок умеет находить прелести в домашних играх, разговорах, прогулках, поездках на природу, а не только стремится за яркими впечатлениями от аттракционов, лабиринтов, боулинга и кафе. Пикник из собственноручно приготовленных продуктов, поход, где нужно действовать своими силами и не рассчитывать на блага цивилизации, подарки, сделанные своими руками, зелень, выращенная на огороде – расскажут детям о том, что не все на свете можно и нужно покупать.

Полезно рассказать и о рекламных уловках: грамотно расставленной продукции в супермаркетах, привлекательных акциях, баннерах и ценовых приемах, из-за которых совершаются незапланированные покупки. Возможно, ребенку понравится распознавать маркетинговые ходы и не поддаваться им просто так.

А может быть, еще одним добрым подсказчиком станет Джером К. Джером, чью повесть «Трое в лодке, не считая собаки» можно смело советовать всем подросткам. В надежде на то, что помимо блестящего юмора и интересного сюжета они обязательно встретят там фразу: «Пусть ладья твоей жизни будет легкой, и пусть в ней будет только необходимое – скромный дом и несложные радости; пара друзей, которых стоит называть друзьями; тот, кого любишь ты, и кто любит тебя; кошка, собака и пара трубок; сколько надо еды и сколько надо одежды».

«Пусть будет все! Но пусть чего-то не хватает!» – а это уже слова Жванецкого, с которым сложно не согласиться. Единственное, что не применимо к этой формуле «чего-то» – родительская любовь и совместно проведенное время. Их никогда не бывает слишком много.