Монтессори-педагогика по-корейски
Вершиной моего счастья было случайное объявление о том, что совсем недалеко от нас ведется набор в Монтессори садик с многообещающим названием «Art Montessori». Прекрасно, подумала я, тут мои дети и начнут свой путь свободного развития. Но все оказалось не так просто. Не легко приживаться Монтессори-росткам на азиатской почве. Кроме великолепных педагогических идей итальянского педагога и ее развитой системы, есть еще традиции воспитания и образования конкретной страны. Их никто не отменял и удалить их из сознания педагогов, родителей и даже учеников невозможно.
1_1.jpg
Сложно представить себе что-либо более противоположное традиционной корейской системе воспитания, чем методика Монтессори. Садик, где дети сами выбирают себе занятия, сами готовят и убирают, никто никого никуда не зовет и не собирает в строй, должен казаться корейским родителям каким-то странным Зазеркальем. Что уж говорить, о Монтессори-школах, с открытыми дверями и классами, где учатся дети с разницей в возрасте 3-4 года. У корейцев такая диковинная школа может просто вызывать шок. И тем не менее, в Корее уже много лет существует образовательный центр Монтессори, который занимается распространением методических монтессори-пособий, издает собственную газету со звучным названием «I Love Montessori», проводит семинары и конференции. Более того, по системе Монтессори в Южной Корее успешно работают десятки детских садов и несколько школ. Находятся они не только в крупных городах, но и на периферии. В чем же загадка? И что такое монтессори-образование по-корейски?
2_1.jpg
Чтобы представить себе всю глубину различий, скажем пару слов о том, что такое традиционное образование в Корее. Основано оно на полном величайших гуманистических мыслей Конфуцианстве. Но с течением веков и не без содействия государственной машины в Корее, как и в Китае, откуда заимствовались основные образцы, образование превратилось в жесткую, авторитарную систему, где ученик находится в полном и беспрекословном повиновении у учителя. «Следование образцам» стало главным приоритетом. Почитание, уважение и никаких индивидуальных порывов. Главное занять свое место в обществе. Корейские дети обладают поразительной работоспособностью. Но как часто она направлялась не в то русло! Одинаково одетые дети, бесконечно что-то зубрящие из-под палки учителя и строем передвигающиеся по территории школы. Конечно, это не образ современной корейской школы! Но это традиция. И так образование выглядело в течение многих веков.
3_1.jpg
К слову, традиционные школы существуют и сейчас, но сегодня это скорее культурные центры, где дети и учителя одевают национальную одежду и изучают старинные ремесла, каллиграфию и другие традиционные предметы. Палок там давно уже нет. Хотя телесные наказания были в большом ходу во всех корейских школах еще лет 10 назад. Учитель мог отлупить ученика линейкой по ладоням или оттаскать за ухо и никто не возмущался. Это было в порядке вещей. Корея очень бурно развивающаяся и быстро меняющаяся страна. Но традиционные ценности и представление об образовании здесь не просто древние реликты, а вполне живое мировоззрение. В нашем корейском садике, при всех его неоспоримых достоинствах, о которых я уже писала, дети с двух лет учатся ходить строем. Даже в туалет. Только не думайте, что это какой-то концлагерь. Все вполне логично. Дети маленькие. Поели, нужно сходить в туалет во избежание дальнейших неприятностей. Но форма, в которой это все проводится примечательна – строем.
4_1.jpg
По системе Монтессори все должно происходить совершенно иначе. Однако, Монтессори садики, в которых я была, а я специально посетила несколько и о многих читала, не поразили меня какими-то существенными отличиями от обычных корейских детских садов. Единственное, что однозначно присутствует везде – это дидактические монтессори-пособия. Не у всех в полном комплекте, но тем не менее. В остальном все выглядит вполне обычно. Представить себе в корейских садах монтессори-ситуацию, при которой часть детей собралась с учителем на какие-то занятия, а часть занимается чем она хочет, очень сложно. У меня создалось впечатление, что такое поведение для корейцев находится за рамками представлений о нормальном. Есть коллектив и этот коллектив чем-то занят под руководством старшего. Если ребенок к этим занятиям не присоединяется, это как минимум странно.
Кроме того, корейские родители никогда (за очень редким исключением) не отправят детей в садик, где нет дополнительных занятий по английскому языку, физкультуре, музыке. Проводят эти занятия приходящие педагоги. О системе Монтессори они, как правило, имеют весьма смутное представление. Поэтому, как минимум, раз в день малыши собираются на вполне обычное занятие со вполне обычным педагогом. Вот разве что разница в возрасте здесь никого не смущает. Большие и маленькие (2-3 года разницы) часто объединяются в одну группу. Это обычная практика в садиках для малышей до 4 лет.
И еще одна особенность. В названии чуть ли не каждого монтессори-садика в Корее встречается слово Art, которым тут в основном обозначают все связанное с изобразительным искусством. Считается, что система итальянского педагога предназначена больше для развития именно художественных способностей. Мол любит ваш малыш делать что-то руками, лепить, рисовать и прочее, отправляйте его в монтессори-группу. Причем, мнение это бытует не только среди родителей, но и среди педагогов. Вроде как для развития, скажем, математических способностей свобода не нужна. А вот творческим личностям пригодится. Мнение, с которым можно было бы поспорить. Ведь метод Монтессори – это система развития личности в целом. Ее цель – выявить в ребенке все его изначальные способности, а не какие-то заранее заданные родителями.
6_1.jpg
Вообще детские сады Монтессори в Корее не отличаются связанностью. Многие, судя по всему, довольно произвольно добавляют это слово в свои названия. Большинство не поддерживают никакой особой связи с основными Монтессори организациями Кореи: Образовательным центром Монтессори и Институтом Монтессори, который готовит Монтессори педагогов по лицензии AMI (Association Montessori Internationale).
Для многих частных педагогов и родителей тот же сайт Центра Монтессори, это некий журнал дающий общее представление о системе и магазин, где можно приобрести интересные дидактические пособия. Благо, интернет-магазин с пособиями находится на сайте Центра. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что так дело обстоит не во всех образовательных учреждениях Монтессори в Корее. Есть, к примеру, заведение для дошкольников в Сеуле под названием KONIS (Kids of The Nations International School), которое работает в полном соответствии с методикой Монтессори. Или школа Bethel Montessori School, работающая по системе Монтессори уже более 20 лет. Но и тут есть свои особенности. В первую очередь, это иностранные школы, где часть преподавателей и учеников – иностранцы. И во-вторых, это христианские школы, тесно связанные с протестантской Церковью. Образование здесь вполне религиозное, ведутся библейские курсы и т.д. Таких школ довольно много. И хотя они работают по методу Монтессори, воспринимают их прежде всего, как религиозные христианские образовательные учреждения.
Пришел монтессори-метод в Корею из Америки. За океаном, к слову, система эта очень развита. В Штатах более 4 тысяч Монтессори школ. Что не мало, даже для такой большой страны. Система Монтессори попала в США еще при жизни ее основательницы, в начале XX века. Но первоначально метод был принят очень скептически и практически не получил развития. Возрождение системы Монтессори в Америке началось в 60-е годы. Сегодня Организация Монтессори в США (American Montessori Society) одна из самых крупных в мире. Педагоги из корейского монтессори Центра регулярно посещают их семинары и конференции в Нью-Йорке.
Здесь также Монтессори школы нередко связаны с протестантскими Церквями и вообще с религиозным христианским воспитанием.
Сложно сказать, можно ли до конца примирить корейскую систему воспитания, основанную на Конфуцианстве, и метод Монтессори. Но перекликающиеся идеи у них точно есть. «Учитель растет вместе с учеником», «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», - говорил Конфуций. Думаю, Мария Монтессори согласилась бы с любым из этих изречений.