Настолки новые и старые
Чем же у вас заставлен весь магазин настольных игр? Что это за разноцветные коробки на полках, от пола до потолка? Не спорт? А что? Балет, что ли? Давайте попробуем выяснить. У меня есть одна гипотеза.
Но для начала надо уточнить, что я не фанат шахмат, да и прочих настолок. По-моему, школьникам вообще следует запретить настольные игры точно так же, как компьютерные. Потому что у школьников есть одна многолетняя настольная игра - сама школа. Эта игра столько времени съедает, что просто глупо тратить оставшееся время на сидение за столом. Я и в университете никогда не понимал своих приятелей, которые после лекций и семинаров по матану и теорверу отправлялись играть в карты. Да это ведь то же самое, как вам не надоело!
Однако есть случаи, когда настольные игры нужны. Поезда, очереди, болезни или просто сезон дождей. Хотя последний вариант в нашем случае оказался надуманным. Я не раз покупал своим детям игры, мысленно произнося мантру "для плохой погоды". Но на третьем ребенке я окончательно уверился, что для них нет плохой погоды. Видимо, это была моя собственная детская страшилка. А дети мои готовы гулять даже в ураган. И я не спешу отбивать у них эту привычку.
Но время для настолок все равно находится. Да и сами настолки нам часто дарят. Коробочки скапливаются, а заодно собирается и опыт - какие игры детям нравятся, какие нет.
Ева, например, в три с половиной года увлеклась шахматами. Произошло это так: мне подарили необычный шахматный набор, там белые фигуры в виде птиц, а черные - в виде каких-то зайцев. В общем, кукольный набор. Ева один раз увидела, как мы со старшим играем в этих куколок - и тоже втянулась. Правда, у этого дизайнерского набора есть свой минус: фигуры настолько необычные, что некоторые можно перепутать. Ну там, слона принять за ладью, а короля за королеву. Потому я и пошел новые шахматы дочке покупать. И купил, конечно, вместе с шашками и нардами. Не в спортивном, но рядом.
Однако история со "слишком дизайнерскими" фигурами подсказала мне, что нечто подобное происходит сейчас и с другими настолками. На самом деле, никаких "новых" настольных игр нет. Есть лишь версии старых игр, прошедших вековой отбор. А сейчас их просто перекрашивают и разными другими способами "модернизируют", чтобы продать под видом новшества. Именно этими коробками и завалены современные магазины настолок.
И не надо быть большим знатоком-игроведом, чтобы заметить: у большинства этих игр есть простые и дешевые (а часто вовсе бесплатные) аналоги. Так, задолго до появления в магазинах игры Scrabble мы играли в "Словечко": на обычном листе клетчатой бумаги пишется слово из семи букв, то же самое слово пишется и вертикально, чтобы получился крест. Суть игры - на каждом своем ходе нужно дописать одну букву и получить новое слово (которое может читаться хоть вертикально, хоть горизонтально, хоть лесенкой). Количество букв в новом слове - это количество очков, которые ты выиграл. И не надо никаких сложных полей, мешка с буквами и прочих деталей, которые требуются для Scrabble.
А недавно нам подарили Dixit. Красивая игра, да. Но прочитав ее навороченные правила, я не мог отделаться от ощущения, что создатели этой игры нарочно усложнили простую и всем известную игру "Ассоциации", она же "Крокодил". Это когда один человек показывает что-то жестами, без слов - скажем, название фильма "Белое солнце пустыни" - а остальные должны угадать, что он имеет в виду. Для этой игры не нужно вообще ничего, кроме воображения и сообразительности! А в случае Dixit, вам предлагают набор картинок, по которым надо загадывать свои ассоциации, даже еще систему подсчета очков с разноцветными кроликами.
Если же среди современных игр вдруг попадается интересная, то как правило, это означает вот что: к старинной игре добавили нечто действительно полезное, но при этом не испортили простоту и универсальность игры. Такое получается нечасто. Но именно такие игры оказываются популярны у нас дома. Вот главные хиты прошедшего года:
Make & Brake
Набор из десяти цветных брусков, фактически - детские кубики. Но в игру добавлена стопка карточек-схем для сборки строений, а также таймер. В результате получается игра для всех возрастов. С восьмилетним Китом мы играем по полной программе: сборка по схемам и на время, кто быстрей (тут и взрослому трудно бывает). С почти четырехлетней Евой мы убираем таймер и собираем башенки по схемам, как конструктор. Ну а с Лёвой, которому нет еще и двух - убираем и таймер, и схемы, и просто строим самые простые башни, как в кубики.
Set и Swish
Две карточные игры с похожей целью: игроку требуется заметить определенную комбинацию карт и взять ее себе. Побеждает тот, кто соберет больше всего "сетов" или "свишей". В подобные игры можно играть и с обычными игральными картами. Но обычные карты отличаются только по достоинству и по масти. В случае Set карты различаются по четырем признакам: цвет, заливка, форма фигуры и количество фигур на карте.
А игра Swish еще хитрее - нужно находить совпадения разноцветных пуговиц, которые расположены на картах в разных комбинациях. Причем сами карты прозрачные, так что один "свиш" можно составить из двух, трех, четырех и более карт. Я несколько раз замечал, что дети пяти-шести лет играют в эту игру лучше взрослых.
Tantrix
Эта новозеландская игра ближе всего к пазлам. Но если обычный пазл - это одна разрезанная картинка, то "Тантрикс" позволяет составлять каждый раз новый рисунок из разноцветных дорожек. Тут же получается и множество разных игр. Самая простая, в которую мы играем с Евой - это составить замкнутую дорожку из четырех шестигранных плиток. Потом из пяти. Потом из шести, и так далее.
Игра вдвоем посложнее, но суть та же: кто составит самую длинную дорожку своего цвета. Помимо шестигранного и четырехцветного "Тантрикса", существует более простая игра Trax - там дорожки двух цветов, а плитки квардратные.
Шакал (Майя)
Говорят, игра придумана в МГУ. В общем-то это продвинутая версия старинного семейства игр "Змейки-Лесенки". Но если в "Лесенках" ходы определяются бросанием кубика, то в "Шакале" неопределенность создает само поле: с каждым ходом игрок открывает новые клетки.
И нужно не просто пройти маршрут, а перенести сокровища к себе на корабль, в то время как противник пытается эти сокровища отбить. Это немного напоминает "Монополию", которая тоже произошла из "Змеек-Лесенок". Но в "Монополии" обычно один круговой маршрут, потому она быстро наскучивает. А здесь маршрутов множество, и на каждую игру - новые.
Калах (Манкала)
Упрощенная версия древнейшей африканской игры в камешки. Наша семейная модернизация этой игры состоит в том, что мы покупаем Калах с хорошим деревянным полем (лучше складной), выбрасываем магазинный набор камешков, а вместо них кладем собственные камешки - мелкую разноцветную гальку-яшму, собранную на южных берегах Крыма. Раньше эти морские камешки просто валялись по квартире. А теперь это самая популярная игра у нас дома, заодно и память о путешествиях всегда освежается.То же поле с камешками можно использовать для более сложной африканской игры Оваре, либо для более простой китайской игры Ним. (Под "простотой" здесь понимаются именно правила Ним: камешки раскладываются на произвольное количество кучек, игроки ходят по очереди - за один ход можно взять любое количество камешков только из одной кучки; выигрывает тот, кто взял последний камень. Вроде банально, но выиграть непросто).
Крестики-нолики ("пять в ряд" и "шесть в ряд")
Самая простая версия этой игры знакома многим школьникам: для нее нужен только лист бумаги в клеточку и пара карандашей. Совсем детская версия "три на три" быстро надоедает, а вот построить пять в ряд на неограниченном поле - тут нешуточные баталии разворачиваются.
В оригинальной японской версии используются камешки (черные и белые), а также ограниченное квадратное поле, как для игры в го (гобан). Но главное, что "взрослые" версии этой игры усиленно борются с преимуществом первого игрока (доказано, что у первого больше шансов выиграть). Поэтому была придумана игра рендзю со множеством ограничений, а также еще несколько разных версий игры "пять в ряд".
Однако мучить детей "запретами на вилки", "дебютами" и прочими сложными правилами не хочется. Поэтому я показал им Connect6, то есть игру "шесть в ряд", которая появилась около 2000 года. Правила очень простые: после первого хода все следующие ходы - двойные. То есть первый игрок ставит крестик, второй - два нолика, затем первый - два крестика, второй - два нолика и так далее. Победа - шесть в ряд. Такая игра снимает преимущество первого игрока, по статегической сложности сравнима с го, и при этом в ней нет больше никаких условий и ограничений.
Кстати, упрощенная версия игры го для обычной клетчатой бумаги тоже появилась недавно - это игра Точки. Есть версия, что ее придумали в Советском Союзе в шестидесятые.
Морской бой
Еще одна классическая школьная настолка, для которой требуется только бумага в клеточку. После знакомства с этой игрой мой старший сын, тогда еще первоклассник, сразу задумал создать свою продвинутую версию. Он изрисовал множество листов новыми кораблями, целый флот придумал. А потом предложил мне поиграть. Я в ответ предложил ему уточнить правила: сколько клеточек в каждом корабле, на каком поле их размещать, какой именно ущерб наносит каждый вид оружия... На этом пыл моего юного игродела как-то поутих. И мы вернулись к классической версии.
Чего желаю и всем остальным, кто был озадачен изобилием разноцветных коробок в современных магазинах настольных игр. Может, лучше все-таки шахматы? Ими даже кидаться удобнее.
И еще напоминаю, что отличную подборку старинных настольных игр, от Мельницы до Микадо, вы можете найти на "Летидоре" в колонке Дмитрия Скирюка.