Оскар Бренифье: любовь и ревность
Диалог
Дочь: Ты знаешь, что сегодня выкинула Амели? Невероятно!Мама: Хм! Мне кажется, что мне не придется ждать, чтобы услышать о драме дня.
Дочь: Ты смеешься надо мной, но подожди пока я тебе расскажу, ты увидишь! Ты мне не поверишь!
Мама: Это действительно должно быть что-то заслуживающее таких восклицаний.
Дочь: Я была с подругами на перемене, мы смеялись, вдруг подошла Амели и сказала мне: «Мне нужно с тобой поговорить! И сразу же, не через пять минут!»
Мама: Она кажется всегда такая нетерпеливая, разве не так?
Дочь: Послушай что было дальше, увидишь. Затем она мне сказала: «Ты должна перестать видеться с Бенджамином, мне совсем не нравится то, что ты делаешь. Мы – пара, поэтому оставь его в покое».
Мама: Ну, у нее случился приступ ревности, это не так уж страшно: она влюблена!
Дочь: Влюблена или нет, она не имеет право со мной так разговаривать. Надо было видеть, как она со мной отнеслась.
Мама: Когда мы влюблены, мы иногда преувеличиваем. Это нормально.
Дочь: Как это – нормально? Я знаю Бенджамина с садика, до того как она пришла жить в наш район.
Мама: Что ты хочешь? Она боится его потерять, это называется любовью!
Дочь: Если это любовь, лучше не влюбляться, это неизвестно что. Она воображает небылицы между Бенджамином и мной. Мы старые друзья и все.
Мама: ты знаешь, когда ты сильно к кому-то привязан, то так переживаешь, что начинаешь легко воображать разные вещи. Ты должна это понять.
Дочь: Ты как будто на ее стороне! А мне кажется, что если это любовь, то лучше оставаться одному.
Мама: У тебя будет время изменить свое мнение, увидишь. Этими вещами нельзя управлять.
Дочь: Но, в конце концов, вы с папой не утраиваете этот цирк, не так ли?
Мама: Ну, все немного сложнее когда ты – родитель.
Дочь: Сложнее! Я не понимаю, о чем ты говоришь. Хотя и правда, я помню одну ссору…
Мама: Вообще, ты права, ревность не имеет смысла. Она вызывает множество ненужных споров. Следует доверять, а это не всегда просто.
Дочь: Но если другой не хочет быть с нами, нужно это принять, разве не так?
Мама: Это легко сказать! Если мы действительно любим, мы хотим удержать человека насколько можем.
Дочь: Мне кажется, что если мы действительно кого-то любим, мы должны дать ему жить своей жизнью, иначе мы считаем, что он нам принадлежит.
Молчание
Мама: В каком-то смысле, другой действительно нам принадлежит. Потому что любовь – это еще и обязательство.
Дочь: Да уж, навсегда! Это слишком мало для меня!
Мама: Думаю, что мы опять поговорим об этом как-нибудь в другой раз.
Анализ
Любовь, кажется, идет рука об руку с обладанием, как на это указывает частое употребление притяжательных местоимений в этой сфере. Когда мы влюблены, в наших отношениях правит монополия, больше чем взаимность, так как те же люди, которые требуют эксклюзивности в отношениях, не обязательно практикуют взаимность. Любовь – это эксклюзивные, исключительные отношения по определению. И страх потери этой монополии называется ревностью. Это парадоксальное чувство, позитивное и негативное, поскольку приносит одновременно радость от обладания и страх потери. Согласно менталитетам, темпераментам, культуре, возрасту, полу, каждый человек ревнует в большей или меньшей степени, с существенными различиями, даже внутри каждой пары.
Ревность предполагает трагическое видение любви. Отношения рассматриваются как испытание со своими взлетами и падениями, тревогами, конфликтами и примирениями, а не просто как особые отношения.
Ревность также подразумевает обусловленное видение любви. Она ожидает чего-то и не будет довольствоваться малым. Она любит "если". При этом любая неудача рассматривается как предательство, недопустимая испорченность. Она – идеалист, требует абсолютной прозрачности, полного слияния, даже если это невозможно.
Поэтому определенное напряжение всегда остается на фоне, со всеми преимуществами и недостатками драмы: переживание сочетается со страстью, но не со спокойствием духа. Греческая традиция противопоставляет эрос и собственничеством, с агапе, которая умеет только давать, ничего не ожидая в замен. Но некоторые утверждают, что вторая любовь слишком нечеловечна и ни что иное как миф.