НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Открываем банк сбережений: копилки и кое-что еще

Открываем банк сбережений: копилки и кое-что еще

Открываем банк сбережений: копилки и кое-что еще Не каждый взрослый находит мотивацию для того, чтобы откладывать сбережения. А детям копить еще труднее, ведь вокруг столько соблазнов. Кажется, что проще выпросить у мамы и папы желаемую игрушку или гаджет. И часто родители готовы дать детям желаемое просто так, особенно если вещь доступна. Отсюда россыпь валяющихся игрушек в детской комнате и быстрая потеря интереса к подаркам. Нередко даже про очень дорогие вещи, купленные для детей, можно услышать: «поиграли пару вечеров и забыли».

Совсем другое отношение к вещи вырабатывается, если она долгожданная, и у ребенка есть цель – дождаться робота или говорящую куклу ко дню рождения или самостоятельно накопить на радиоуправляемый катер, откладывая часть карманных средств. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами.


Учимся считать

Маленькие дети не соотносят ценность и стоимость продуктов в тележке супермаркета с ценностью и стоимостью железной дороги, выставленной в качестве образца в магазине игрушек. Им просто хочется стать обладателями игрушечной красоты: железной дороги, гоночной трассы или кукольного домика, о которых рассказывает телевизионная реклама. Чтобы постепенно давать детям представление о ценах на товары и финансовых возможностях семьи, родители должны понять, какие детские желания они готовы исполнять, не отходя от кассы, а какие покупки должны быть отложенными.

Одна из любимых детских игр в магазин дает первый опыт принятия решений о тратах. Чтобы все выглядело реалистичнее, можно распечатать или сделать копии настоящих купюр и выдать детям монеты из кошелька. Осваивайте счет вместе. Пусть малыш выберет, что купить на 10 рублей: одну машинку или сок, булочку и яблоко? Не удивляйтесь, если поначалу ребенок будет выбирать машинку, но все-таки показывайте, как в первый поход в магазин купить развлечение, а в следующий – на эту же сумму приобрести несколько важных продуктов, иначе не получится приготовить куклам обед.

Детям постарше уже в настоящем магазине показывайте, как отличаются ценники на одинаковые продукты, объясните, почему в том или ином случае вы выбираете экономный вариант. Расскажите о системе скидок, которой удобно пользоваться, и объясните, почему, например, увидев красочную книгу в магазине, вы ее купите по более выгодной цене в интернете, а на оставшуюся разницу сможете приобрести фломастеры или игрушку – так вместо одной вещи ребенку достанутся две.

Давайте детям небольшие задания во время шопинга. Если на кассе нет покупателей и вам не нужно торопиться, попросите ребенка помочь вам посчитать, сколько нужно купюр для оплаты продуктов. В парке предложите ему самому расплатиться за выбранное мороженое, а в автомате для выдачи напитков – бросить в прорезь необходимое количество монет. Такие маленькие шаги приучают детей к участию в процессе семейных трат, а также к осознанию того, что все материальные удовольствия имеют цену.


Учимся сберегать

У детей всегда есть материальные желания и мечты. Письма Деду Морозу и виш-листы ко дню рождения – это, конечно, здорово: любому взрослому приятно работать волшебником и радовать детей. Но иногда подарочный пыл стоит поубавить и договориться о том, чтобы какое-то из желаний дети исполнили сами. Для этого предложите откладывать часть карманных средств в копилку.

В продаже есть множество копилок: интерактивные, электронные, в виде любимых героев мультфильмов, а также и те, что нужно сделать своими руками. Многие дети против того, чтобы разбивать копилку по мере ее заполнения, в таком случае выбирайте модели с окошком или замочком. Также вам может понравиться идея двух прозрачных банок. На одну наклейте ярлык «траты», на вторую – «сбережения». Пусть дети сами определят, какую часть карманных средств они готовы отложить, а какую – потратить. Вскоре они увидят, как быстро исчезают средства из первой банки, и как копятся и множатся в банке второй.

Если ребенок усердно копит на желанную вещь, и вы ему в этом регулярно помогаете, отметьте на календаре предполагаемый срок набора необходимой суммы, чтобы эта дата не казалась бесконечно далекой. Вы также можете изобразить график увеличения доходов. Например, нарисовать самокат, на который малыш копит, а рядом – дорожку из звездочек по количеству недель, которые потребуются, чтобы набрать нужную сумму. Например, восемь недель – восемь звездочек. Каждую неделю при пополнении копилки ребенок закрашивает одну звездочку и видит, как приближается к заветной цели.

Способы пополнения копилки могут быть разными: откладывать часть карманных средств, просто выдавать определенную сумму из родительского кошелька или платить ребенку за выполнение какой-то работы. Если еженедельная сумма карманных расходов школьника составляет, например, 500 рублей, выдавайте ее разменными купюрами, чтобы у ребенка была возможность откладывать часть средств на сбережения.

Будьте аккуратны, используя денежные вознаграждения как поощрение за выполнение домашних обязанностей или хорошие оценки. Здесь важно обговорить границы: например, вы выдаете денежное поощрение за неделю без троек или сидение в выходной с младшим братом, но не за каждую пятерку и не за выполнение простых обязанностей вроде уборки своей комнаты. И все-таки если детям хочется именно заработать, а возраст не позволяет временно трудоустроиться куда-то, обязательно идите навстречу такому желанию и придумайте, за какие именно дополнительные обязанности вы можете им заплатить.

Если вы столкнулись с тем, что ребенок копил-копил и вдруг решительно заявляет, что готов потратить средства на другую вещь, поинтересуйтесь причиной перемены решения, но не стойте на пути. Вполне может быть, что пыл прежнего желания остыл, и появилось желание новое. Если ему препятствовать, ребенок может совсем разочароваться в процессе накопления. Ну а если он ошибется и примет поспешное решение о покупке, что ж, из ошибок тоже извлекается полезный опыт.


Чему научат сбережения:

• Понять, что деньги не обязательно тратить прямо сейчас.
• Почувствовать, как приятно становиться обладателем вещи, на которую накопил сам.
• Узнать ценность денег и стоимость разных вещей: на более дорогую игрушку придется копить дольше.
• Испытать чувство гордости за проявленную силу воли.
• Удивиться тому, как незаметно и за понятный срок накопится нужная сумма, если к ней не притрагиваться.


Учимся финансовой грамотности

- хорошо, если ребенок видит, что сбережения в семье – в порядке вещей. Берите детей с собой в банк, когда открываете или пополняете собственные вклады, расскажите о механизме начисления процентов: как, положив на счет 1000 рублей, через год можно получить 1100. Объясните, на что в вашей семье тратятся сбережения: отпуск, ремонт, покупка нового автомобиля и т.д.

- объясните детям разницу между потребностями и желаниями. Умение взвесить, насколько по-настоящему необходима та или иная вещь, поможет им принимать разумные решения относительно трат, если они научатся задавать себе вопрос: мне действительно нужен еще один лего-вертолет или можно немного подождать и накопить на более интересный пиратский замок?

- дети падки на красочную рекламу и не всегда понимают, что приходится переплачивать за бренд. В таком случае в магазине можно взять за образец вещь, которую просит ребенок, и поставить рядом три других предмета, которые можно купить за такую же цену, чтобы у ребенка была наглядная возможность сравнить: стоит ли желанная вещь таких денег. Если все-таки стоит, можно обсудить вопрос накопления на нее.

- играйте в настольные экономические игры, где дети могут осваивать искусство управления финансами – например, в различные версии «Монополии». Это будет подготовкой к тому, чтобы в игре дети учились планировать бюджет, распределять свои доходы и принимать самостоятельные решения о покупках.

- побуждайте детей ставить цели. И хотя в качестве цели нам больше представляется что-то нематериальное: поступить в художественную школу или научиться танцевать хип-хоп, иногда детской целью становится пушистая говорящая игрушка – просто потому, что очень хочется ее иметь. Внутренняя мотивация и отказ от некоторых излишеств помогут достичь желаемой цели и к тому же дадут детям понять, что при должном усердии они сами могут влиять на свое будущее и сами – исполнять свои заветные желания.