Подготовка к публичному выступлению
Я часто задумываюсь о том, сколько талантов так и не раскрылось, и сколько вокруг способных, оригинальных, творческих людей занимается банальными вещами и закапывает в землю свои природные способности. Почему это происходит? Отчасти от того, что человек сам не верит в свои силы, боится вынести свое творчество «на суд» общественности.
Разумеется, мы, взрослые, стараемся привить своему ребенку веру в себя и свои силы. Но и дети бывают разные. Кто-то от природы общителен и открыт. Он первый прочитает стих Деду Морозу, споет песенку, спляшет или продемонстрирует «коронный удар Ван Дамма» перед потрясенными зрителями. И неважно, кто это будет – дети, знакомые взрослые или даже требовательное жюри некого конкурса.
Другие же, более ранимые, тонкие, возможно, интроверты по своей сути, могут великолепно декламировать стихи, обращаясь к своему отражению в зеркале, да так, что у нечаянных слушателей от внимания дыхание останавливается. Но перед аудиторией эти артисты превращаются в краснеющих-бледнеющих бук, невнятно бубнящих что-то вялое и не интересное себе под нос шепотом.
На самом деле в этом нет ничего сверхъестественного. Боязни сцены (пейрафобии или глоссофобии) подвержены 95% взрослого населения земли. Это один из самых распространенных социальных страхов. Степень этой фобии различна. Если одних лишь изредка бросает в пот перед выходом на сцену, чуть подрагивают руки и ноги, движения несколько скованны, но уже через пару минут все проходит. Другим такие проявления, а также спазм голосовых связок, мешают полноценно выразить себя. В актерской среде популярны слухи о талантливейших артистах, которые блистали в пустом театре на репетиции, но не могли переломить себя и работать перед зрителем.
Как и любая фобия, страх сцены успешно лечится психологами. Если проблема не стоит чрезвычайно остро, то используя некоторые приемы, можно и вовсе избежать ее развития и проявления. С каждым успешным выступлением у ребенка будет подниматься самооценка, он будет еще больше верить в собственные силы. К тому же, опыт публичных выступлений сделает выход перед зрителем не «уникальным событием», а «одним из…».
Ребенку полезно научиться выступать перед зрителями в любом случае. Этот навык обязательно пригодится: школьные тематические доклады, выступление на «классном часе», защита рефератов и дипломов пройдут гораздо проще, успешнее, если ребенок будет уметь держать себя перед публикой и говорить связно, красиво и грамотно.
Недаром в современной школьной программе с первого класса введена дисциплина «Риторика». Ведь даже в компании друзей хороший рассказчик и балагур пользуется особой популярностью. Давайте проведем «Лабораторную работу».
Цель: подготовить стеснительного ребенка к публичному выступлению.
1. Создаем атмосферу уверенности в своих силах. Чтобы ребенок был уверен в себе, необходимо быть хорошо подготовленным к своему выступлению. Если это стих – он должен «отскакивать от зубов». Если это доклад – он должен быть или выучен, или ребенок должен отлично разбираться в теме, чувствовать в себе уверенность в том, что сможет при необходимости ответить и на дополнительные вопросы и прояснить что-либо «по теме».
2. Не критикуем, а поддерживаем. Не забываем хвалить оратора, пока он перед вами репетирует. Улыбаемся, говорим, что все получится, что он у нас умница, и мы им гордимся.
Если вам кажется, что нужно что-то поправить или изменить в выступлении, говорите это мягко, без критики, без выражения негативных чувств.
1. Тщательно готовимся к выступлению. Если это стихотворение, то нужно разобрать его вместе с ребенком. Что хотел сказать автор? Какое отношение у него к описываемой истории? К персонажам, о которых идет речь? Как мы сами к нему относимся? Как можем выразить голосом порицание или наоборот гордость за героя? Продумываем, где можно «поиграть» с эффектными паузами.
2. Не торопимся. Помним о том, что возможно после выхода на сцену «от страха» захочется говорить заученный текст быстрее, тараторить, чтобы «поскорее отстреляться». А зритель, в первый раз слушающий произведение, не сможет получить в таком темпе соответствующих положительных эмоций. Он просто не будет успевать за мыслью чтеца. Поэтому после выхода на сцену надо помнить о том, что нужно говорить громче и медленнее, чем хотелось бы.
3. Работаем с телом. Руки и ноги в обычной жизни нам скорее помогают, чем создают трудности. Однако, после выхода на сцену мы не знаем куда их деть. Они либо некрасиво болтаются, как у зомби, либо норовят жить своей жизнью – теребить подол платья, что-то нервно почесывать или терзать самих себя ногтями. Порепетируйте с ребенком у зеркала несколько жестов. Можно указывать на что-то рукой (разумеется без использования «указательного» пальца), можно разводить руками, жестикулировать, показывая размеры («большооооооой пузырь) или загибать пальцы при перечислении («дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж…»).
Положение тела при выступлении – отдельная тема. Если оратор стоит, гордо расправив плечи, выпрямив спину, и «уставившись на горизонт», то его фигура на сцене вызывает уважение зала, это красиво, и на него приятно смотреть. Сам выступающий, находясь в такой позе, также невольно почувствует себя увереннее. Да и голос будет звучать лучше, чем у скованного, «скрюченного» человечка-моллюска, желающего поскорее спрятаться в спасительную раковину.
4. Отрабатываем выход на сцену. Плечи расправлены, спина прямая, смотрим «за горизонт»…. Но в глазах темнеет, сердце колотится о щитовидную железу, а руки предательски взмокли и подрагивают. У этого симптома есть чисто физиологическое объяснение: переизбыток адреналина. Лучшее средство быстро снизить критический уровень коварного гормона – физические упражнения. Было бы довольно странно упасть и начать отжиматься. И даже бег на месте не будет выглядеть уместно. Но вот несколько раз сжать ладони в кулаки, спрятанные за спину - можно, это поможет выскочить из адреналинового ступора. Подготовительное время можно использовать с пользой, чтобы выдержать необходимую паузу, прежде чем начать выступление. Сжимаем-разжимаем кулаки и медленно считаем до пяти. Потом глубокий вздох, и… поехали!
5. Обращаемся к «третьему глазу». Если наш артист новичок, или ему чрезвычайно важно чужое мнение, и оно может выбить из колеи… то лучше всего не смотреть в глаза никому из своей аудитории. Целиться взглядом можно в лоб зрителя. Это создает иллюзию личного обращения, но убирает тот внезапный контакт «глаза в глаза», который может резко сбить настрой чтеца.
Например, зрителю не очень нравится ваше выступление. Или он нечаянно вспомнил дурацкий анекдот, и его распирает от неуместного смеха. Любая неадекватная или негативная реакция может спровоцировать сбой настроя артиста. Если же ребенок уверен в себе и своей аудитории, то может смело выбрать парочку самых приятных и располагающих к себе лиц и обращаться уже исключительно к ним.
Если во время выступления случился некий казус: ребенок забыл роль или оговорился… настройте его, чтобы он не переживал и не плакал, а улыбнулся. Вообще при любых спорных ситуациях – пусть улыбается. Улыбка – очаровательная или загадочная, всегда располагает к себе людей, и вообще способна творить чудеса.
После выступления обязательно похвалите ребенка. Поначалу на выступления можно ходить со своей «группой поддержки» - мама, бабушка, родственники, доброжелательные друзья…. Приглашайте всех, кого сможете. Пусть родные люди будут необъективны, зато недостатка в похвале после выступления у ребенка не будет.
Обо всех возможных недостатках, недочетах можно и нужно будет сообщить. Но позже, в домашней спокойной обстановке.
И помните, опыт – самый лучший тренер. Чем чаще ребенок будет выступать и выходить на сцену, тем проще для него это будет.