НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » После трех ещё не поздно: в поисках золотой середины

После трех ещё не поздно: в поисках золотой середины

После трех ещё не поздно: в поисках золотой середины

Моей дочери 5 лет. «Какая уже большая!», - удивляются подруги и знакомые. «Какая еще маленькая», - думаю я, глядя на ее поведение и причины слез. «Ничего не умеет!» - причитает наша еще не очень пожилая бабушка и убеждает себя и окружающих, что в целом все не так плохо...

Что не так с моим ребенком? Я вам расскажу. Она не ходит в музыкальную школу, не играет на скрипке и пианино, не занимается спортивной гимнастикой 5 раз в неделю, и в бассейн я ее тоже не вожу.

Я не учу ее читать, потому что она знает, как пишется слово «МАМА», но не может понять, что буква М и буква А образуют звук МА. Она помнит, как пишется это слово только потому, что хорошо рисует, потому, что ей его столько раз показывали в надежде, что вот-вот она научится читать (и, наверное, сразу же поступит в институт и получит красный диплом), радуясь, как она выводит эти палочки... Ей просто нравится радовать бабушку и дедушку. А читать как – непонятно.

Один из вопросов о ребенке после «А она ходит в садик? А в какой?» - «В каком кружке/секции занимается дочка?» «Ни в каком!» - говорю я. И в ответ мне – недоумение.


***

Методики и теории воспитания и обучения льются на наши головы непрерывным потоком из всех источников информации. Почему-то, занимаясь именно у ЭТОГО (именитого) педагога ребенок станет хорошо себя вести/научится читать/играть/станет удобным/станет гением. Каждый родитель преследует свою цель. Каждый реализует... простите за банальщину, свои мечты в своем ребенке. Тем более, что теперь есть замечательная возможность делать это с ребенкиных 8... нет, не лет, конечно, с 8 месяцев. Некоторые методики работают с малышами даже с 6. Карточки Домана – с рождения...

Я выслушала столько мифов вплоть до «Если к школе ребенок не научился нормально читать – то он НИКОГДА не сможет догнать своих сверстников». Интересно, как живут дети после вальдорфской школы, где начинают читать в 10 лет? Если вы не знакомы с вальдорфской педагогикой – то вы сейчас, скорее всего, подумали: «Что?! Читать с 10 лет?! А ЧТО до этого?!»

Взгляните на расписание любого детского клуба, в раздел занятий от 0 до 3 лет, от 3 до 7... Некоторые люди берут в один клуб сразу 5 абонементов для 4-летнего ребенка, посещающего к тому же обычный детский сад. Это как если бы вы ходили на работу и после нее каждый день на занятия, но не расслабляющий массаж – а, например, в институт. Или даже два.

Подготовка к школе начинается для многих детей с 3 лет. «Раннее развитие» - с 6 месяцев... Куда мы торопимся? Когда же нам наслаждаться этими щечками и ручками, не думая о мелкой моторике и обучении счету? Когда же им наслаждаться общением с нами и нашей любовью, предназначенной этим малышам не за что-то, а за просто так?


***

Недавно в ленте друзей я увидела приглашение на занятия от одной из моих любимых московских студий с подходом «вместе с мамой» и без давления на развитие. Все такое мягкое, обтекаемое, занятия для того, чтобы ребенок проявил себя, раскрылся... Только взрослых это почему-то повергает в другую крайность, и занятие по обучению рисованию они называют «Как научить рисовать, не прививая собственных шаблонов и не вмешиваясь в процесс рисования». У меня только один вопрос: научится ли ребенок ходить, если взрослые вокруг ползают? Ответ очевиден.

Пока я была «молодой мамой» (не то, чтобы сейчас я стала очень старой – но стала более «мудрой», научилась отделять зерна от плевел в каждой конкретной ситуации), я сама думала – как же я научу дочь рисовать, если я рисовать не умею?! И правда – покажу ей как не надо, вдруг навсегда запомнит?! Получится, что я сама же убью в ней художника! И, конечно, никаких раскрасок – что за пережитки советского прошлого?! Как-то раз ко мне приехала подруга-художница, из тех людей, которые рисуют с самого детства, и продолжают рисовать в зрелом возрасте, превращаясь в дизайнеров чего-нибудь.

- Послушай-ка! – спохватилась я. – Что ты думаешь о раскрасках? Стоит ли давать их детям? Не прививают ли они плохой вкус, лень и неумение рисовать красиво и самостоятельно?! У моей подруги не было детей, к тому же, она понятия не имела о современных методиках образования и идеях типа «раскраски – это зло, которое убивает художника на корню». Поэтому подруга только пожала плечами и сказала:

- Я в детстве обожала раскраски! Они помогают видеть целостный рисунок, понимать, как выглядит законченная картина и как она меняется, когда добавляешь цвет. К тому же хорошо тренирует руку. Мне кажется, детям как раз полезно видеть, к чему они идут и что в завершении их работы может получиться. У меня после ее ответа просто камень с души свалился. Вдруг оказалось, что все проще, чем я думала. Оказалось, что можно плохо рисовать с ребенком и ничего страшного не произойдет! Можно дать дочке ее любимые раскраски, и она не начнет деградировать у меня на глазах!

Более того, в скором времени я узнала, что мне не обязательно попробовать с ней все 50 возможных студий и кружков с 3 до 5 лет, чтобы она определилась с делом своей жизни к 7 годам... Вам кажется, что это какой-то маразм, так думать?

А мне кажется, что посидев не любом родительском форуме, пообщавшись с родителями в реальности – именно такие выводы и остается сделать. Социальные сети и инстаграмы пестрят фотографиями и умениями чужих детей, Forsquare рассказывает, где были мои друзья с детьми, ну а клубы просто не могут поверить, что я не хочу отдавать ребенка в более, чем одну секцию, и утверждаю, что ребенок устает. Я не рассматриваю крайность - родителей-отшельников, бегущих в лес, чтобы «правильно» воспитать свое чадо. Я говорю только об одном – о Золотой Середине.

О том, чтобы думать, чтобы чувствовать, что именно сейчас нужно моему ребенку? Стоит ли сейчас надавить, чтобы он пошел на танцы, потому что я вижу, что идти туда - элементарно лень, или стоит поискать другую студию, потому что это не его, и потому что педагог ему не подходит? Много вопросов можно задать и себе самой, и главному участнику ситуации – собственному ребенку. Много ответов можно услышать – от бабушек на лавочке, соседей и посторонних мам, и даже от ребенка можно получить вербально не тот ответ, который является самым верным.

А верный только один – тот, что идет из сердца ребенка и тот, что мама чувствует «интуитивно», то есть тоже - сердцем.

Расскажу напоследок воодушевивший на написание этой статьи случай. Жила-была младшая дочь в семье, в которой было трое детей. Окончила она школу, вставая в школу через «не хочу», если мама или сестра будили – хорошо, если к третьему уроку выходила из дома и к четвертому доходила в школу - никого это особо не волновало.

Девушка была не глупа, с разнообразными интересами, но всё, что касалось учебы, сводилось к «лучше бы не учиться!» После школы она сама поступила на экономический. И опять – то проспит, то опоздает. Первый курс одолела с трудом и решила сменить профессию – поступила на актерско-режиссерский факультет (тоже сама).

Еще год прошел. Вроде, интересно, но что-то не так. Старшие брат с сестрой учатся, работают, а с младшей – полная неопределенность... В середине года всей семье стало очевидно, что она опять не учится, и опять собирается поступать КУДА-ТО. На расспросы «Куда?! На кого?!» мама с девушкой молчали и просили им довериться, обещая, что это последний раз – теперь уж точно! Семья не богатая, поступления были на бюджетные специальности, поступала сама – только в этот раз пошла на курсы. На какие? – никто не знал, только увидели, что стала девушка готовиться с утра до ночи. И поступила – на эстрадный вокал, чтобы петь в мюзиклах.

О том, что она умеет петь – никто в семье и не подозревал раньше, потому что никогда раньше в пении и в занятиях вокалом девушка замечена не была. Зато после поступления внутренне собралась, перестала опаздывать, начала учиться – для себя.

И ведь это не про кружки. И в три года она, как третий ребенок, не ходила ни на какие секции. Зато старшая сестра ходила. А теперь признается, что работает в скучном офисе. Работает не по сердцу.