НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Проигрыш как часть жизни

Проигрыш как часть жизни

Проигрыш как часть жизни Пока малыши растут, мы стараемся хвалить каждый шаг. Перевернулся со спинки на живот – умница! Собрал пирамидку – какой молодец! Научился забивать гол в ворота – вот здорово! Впервые не заплакал на прививке – силач и победитель! 

Но наступает день (обязательно наступает), и ребенок, который всегда выигрывал гонки у папы и мамы, на стометровке в школе приходит к финишу седьмым. Сравнивает раскрашенный домик с рисунками других детей в детском саду и видит: не то, не так, да еще и воспитатель подливает масла в огонь: «Снова выходишь за границы, это некрасиво, скажи папе с мамой, пусть научат тебя раскрашивать». Как тут не расстроиться. Как не потерять веру в себя. 

Родителям остается обнимать, заговаривать раны, делать так, чтобы всегда теплился огонь уверенности в себе. И хорошо, что эта миссия достается именно нам. Ведь благодаря огромной степени доверия между нами, мы можем научить своих детей нескольким важным вещам:

Не сравнивать себя с другими. Для этого и родителям не нужно приводить в пример успехи других детей, которые выше, ловчее, в чем-то сообразительнее. При отсутствии выдающихся талантов ребенок все равно должен знать свои сильные стороны: хорошая память, красивый почерк, умение сплотить вокруг себя коллектив, выносливость. И, может быть, стоит подумать, прежде чем отдавать детей в модные сейчас секции восточных единоборств, куда записаны почти все дети знакомых, и выбрать занятие, к которому у ребенка есть интерес и способности. В этом случае ребенок будет развивать способности, которые даны ему от природы и благодаря которым он сможет выигрывать. Тогда ему будет проще смириться с тем, что есть вещи, в которых его мастерство не так высоко. 

Проигрыш – не удел слабаков. А победа не всегда достается самым сильным. Бывает, что победа – это удача. На примере простой настольной игры-бродилки, где дальность хода зависит от выпавшей комбинации цифр, дети понимают, что на протяжении игры можно и вырываться вперед, и отставать. Все потому, что в один момент удача на твоей стороне, а уже через минуту – на стороне соперника. 

Радоваться за победителя и благодарить проигравшего. Достаточно посмотреть вместе хоккейный матч, чтобы увидеть, как после игры соперники пожимают друг другу руки. И потом демонстрировать спортивное товарищество в совместных играх: в конце игры всегда пожимать руку победителю и поздравлять его, а проигравшего благодарить за отличную, интересную игру.

Мы не можем всегда получить то, что хотим. Хотя стремиться к этому – замечательно. Но самое главное – получать большое удовольствие от процесса. 

Поддерживать соревновательный азарт. В новой игре будет лучше, если родитель подыграет ребенку и даст возможность одержать победу. Ведь без надежды на то, что все получится, не хочется даже браться за новое дело. Победа придаст уверенности в себе и поддержит интерес ребенка к игре. «Поздравляю, молодец!» – говорю я сыну, собирая с ним слова из разноцветных букв на скорость, – в следующий раз постараюсь быть внимательнее и выиграть». Он, конечно, кричит: «Нет, нет, первым снова буду я!». Но азарт в нем уже загорелся. 

Не бояться выражать эмоции. Если случится истерика, не нужно угрожать ребенку больше не играть вместе. Не нужно ругать и наказывать. Или говорить: «Пустяки, подумаешь, один маленький проигрыш». Важно сохранить спокойствие, обнять, сказать, что понимаете все его чувства и позволить эмоциям выплеснуться. А потом, когда ребенок успокоится, поговорить. 

Играть в командные игры, в которых проигравшим тоже достаются призы. Конечно, победителю по праву должен доставаться главный приз, для других игроков это станет хорошей мотивацией. Но пусть остальные участники получат утешительные подарки, тогда осадка и обиды не будет ни у кого. 

Все достигается упражнением. Если ребенок завис над прописью и говорит: «У меня не получится», нет смысла настаивать на том, чтобы он немедленно написал длинный ряд из цифр 5. Попробуйте сначала напомнить ему о прошлых успехах. Вспомните о том, чего он когда-то не умел: кататься на велосипеде, делать мостик, лепить человечков из пластилина. Но он много пробовал, и у него все получилось. И сейчас получится. 

Неудачи не влияют на атмосферу в доме. Ребенок должен знать, что никто не будет ходить с изменившимся лицом из-за тройки по математике, не удавшейся поделки или не призового места на конкурсе ансамблей в музыкальной школе. Поделку можно попробовать смастерить другим способом, в математических трудностях разобраться вместе, а ощущение, что в семье ребенка принимают и любят независимо от оценок и успехов – одно из самых необходимых в жизни. 

Как бы нам ни хотелось оградить детей от неудач, в жизни им не раз придется столкнуться с трудностями. Но можно оставить их с испытаниями один на один, а можно сделать так, чтобы они прошли через трудности вместе с нами. И вернулись в мир с боевым настроем. 

Тем самым мы покажем пример того, как нужно поддерживать друг друга в сложной ситуации. И однажды дети смогут сами поддержать нас. Как недавно, когда я расстроилась из-за совсем не детской неудачи, а сын подошел, увидел мои слезы и сказал: «Мама, тебе просто нужен платок». И обнял. Когда он это сделал, я подумала, что родительство – это, все-таки, лучшее, что со мной случилось.