НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса

Школа для всех: интервью с командой инклюзивного класса Ценность инклюзии как современного тренда развития образования в том, что в ее условиях каждый ребенок способен к развитию и саморазвитию; каждый ребенок уникален, у каждого свой путь приобретения опыта и знаний; каждый ребенок может научиться делать выбор, принимать решения, оценивать результаты своих действий и нести за них ответственность. Как это возможно и зачем нужно маме первоклассника Максима, рассказывают организаторы первого инклюзивного класса в «Школе на Третьяковке» (cтруктурном подразделении Колледжа малого бизнеса № 4) – Тамара Антонова, директор Колледжа малого бизнеса №4, Кремнева Светлана, руководитель «Школы на Третьяковке», Мария Прочухаева, заведующая детского сада №288, Федор Козлов, учитель первого класса и Екатерина Павлова, завуч.

 Зачем нужно инклюзивное образование? Почему это важно моему, вполне обычному сыну? 

Тамара Антонова: Инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает в образовательном учреждении условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности. Задача учителя создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее повышенный уровень. В условиях инклюзивной школы это становится возможным благодаря реализации технологии разноуровневого обучения. 

Прочухаева.jpgПрочухаева.jpgМария Прочухаева: Для вполне обычных детей инклюзия – это возможность индивидуального подхода учителя к ним, который, к сожалению, в последние годы утрачен. Мы ставим задачу качественного образования. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, свободно общался, много знал, умел решать задачи, в том числе, жизненные. Если в детском саду и школе у детей не формируется понятийное мышление, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, они не смогут его объективно оценить. И будут действовать под влиянием эмоций и субъективных представлений. В быту сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук. Мы будем учить детей умению выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, умению систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. В современном обществе параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы. Дети перенимают ценностные установки от родителей и окружения. Самой главной задачей воспитания в «Школе на Третьяковке» будет развитие мышления. Высшие функции, по мнению Льва Выготского, могут компенсировать нижестоящие. 

– Как может быть построено обучение детей с очень разным уровнем развития в одном классе? Ведь школа – это уже требования, обязательный набор знаний, ориентация на результат…

КРЕМНЕВАКРЕМНЕВАСветлана Кремнева: Применение технологии разноуровневого обучения позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Например, в зависимости от успешности ребенка учитель может давать задания, разные по объему, с включением задач на формирование мыслительных операций, творческих способностей; предоставлять ученикам разную степень самостоятельности и помощи. Благодаря технологии разноуровневого обучения, мы избегаем трудности, которой опасаются родители и педагоги, – образовательный дисбаланс в сторону сильных или слабых учащихся. Конечно, владение технологией разноуровневого обучения предъявляет высокие требования к личным и профессиональным компетенциям учителя. Подготовить материал учителю помогает ассистент-психолог, дефектологи, работающие с ребятами с интеллектуальными проблемами. 

– Вы возьмете в класс прямо-таки любого ребенка, даже с глубокими нарушениями развития? 

Федор КозловФедор КозловФедор Козлов: Мы только начинаем эту работу на уровне начальной школы, и, формируя первый класс, опираемся на опыт включения детей с особенностями развития в дошкольные группы детского сада №288. Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося. Сегодня мы говорим о включении в общеобразовательный класс 3-4 учащихся с особенностями развития, большинство из них – выпускники нашего детского сада. 

 Надеетесь ли Вы вывести всех детей на один уровень в конце обучения? 

Светлана Кремнева: Единый уровень образования детей – это не цель инклюзивной школы. Мы говорим о том, что каждый ребенок может и должен развиваться с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в его персональном темпе, с учетом его индивидуальности, в конце концов. 

 Программа будет тоже какая-то «особенная»? 

Екатерина Павлова: И да, и нет. Мы понимаем свою обязанность дать всем детям базовый уровень начального образования. Для этого будет организовано обучение детей по традиционной программе «Школа России», дополненное парциальным использованием программы «Гармония». Обогащение программы и ее индивидуальная «настройка» будет происходить за счет разноуровневой работы на уроке и работы во второй половине дня. Класс будет работать как школа полного дня с 8.30 до 18.00. В течение дня выделено время на прогулку и игры – все-таки наши ученики еще вчерашние детсадовцы. Но до 18.00 они успеют и поработать в кружках и клубах, и выполнить задания по самоподготовке. Запланированы математический кружок и занятия английским (второй иностранный со второго класса), спортивные секции, школа искусств в Третьяковской галерее, библиотечные часы и тренинги. Наш школьный автобус в конце дня отвезет ребят к метро «Римская» (многие наши ученики живут там). 

 Что происходит «за рамками» уроков? Кто-то помогает наладить социальные отношения, решать конфликты? 

Федор Козлов: Учитель с ребятами остается на весь день, кроме того с классом работает психолог, оба они «наши», имеющие опыт инклюзии в детском саду. Большая часть класса – выпускники инклюзивных групп детского сада №288, они имеют опыт общения в таком коллективе, дружат и играют вместе. Во второй половине дня программа плотная: в школе отличные мастерские, спортзал. Запланированы экскурсии и туристические выезды. Жизнь у ребят должна быть насыщенная, а когда есть поводы для общения и общие дела, то отношения строить проще. 

 Это бесплатное образование? Звучит как условия в частной школе… 

Тамара Антонова: Да, образование бесплатное. Вся школа должна в течение нескольких лет полностью перейти на систему инклюзивного образования. В ней, надеемся, сохранятся и классы для детей с нарушениями развития, которые будут также включаться в общую школьную жизнь. Эта школа – «Школа для всех»! 

– Как Вы видите будущее проекта? 

Светлана Кремнева: Именно в этой школе постепенно от модели коррекционного обучения (изолированного обучения детей с особенностями в развитии) мы перейдем к инклюзивной модели разноуровневого образования. В будущем году планируем открыть уже не один, а три первых класса, постепенно «дорасти» и до средней школы в здании «Школы на Павелецкой». Более глобально – создать модель школы, в которой осознанно относятся к особенностям и возможностям каждого ученика, где есть подготовленные для этого кадры и построенные технологии работы. Хотелось бы перейти от лозунга «доступность образования для всех» к реальности, где оба слова «образование» и «для всех» не теряют своего смысла перед законом «берем всех в школу по прописке». 

Федор Козлов: Будущее проекта – это ребенок, который пришел к нам в детский сад, а затем в школу. Он может стать студентом вуза или колледжа. Важно то, что это человек максимально способный к самоопределению, самореализации и независимости. Для нас важно и то, что наш выпускник умеет и готов жить в условиях человеческого многообразия и вариативности, способен принимать себя и другого человека как равноправного. А самое главное – реализовать себя и свой потенциал в этом сложном и прекрасном мире. 

– Как попадают дети в вашу школу? 

Мария Прочухаева: Многие из учеников – выпускники детского сада №288, в котором инклюзивный подход реализуется уже много лет. Для кого-то из родителей важен именно индивидуальный подход к ребенку, кому-то по дороге с нашими ценностями. Родители приходят разными путями. Надеемся, надолго. В этом году в классе есть еще несколько мест, так что, приглашаем познакомиться с командой в четверг 5 июня в 18 часов по адресу ул. Пятницкая, 46, стр. 3. Приходите с ребенком, будем играть, общаться, знакомиться.