Школа и продленка по-французски
Как устроена французская школа
Во Франции дети идут в школу в 3 года, так как здесь нет такого понятия как детский сад. При этом суть у "материнской школы", куда берут детей от 3 до 7 лет, примерно такая же. Дети 5-6 лет не спят, и только если ребенок устал, его уложат. При этом никого не кормят завтраком, но в 10.30 и в 16.30 устраивают небольшой перекус, в 12.30 накрывают полноценный обед.Все классы обычные, никаких специализированных программ (с английским языком, спортом и прочим). Исключение составляет наш регион - Бретань. Здесь в материнской школе есть классы с изучением старого бретонского языка (что-то между кельтским и французским), просто как дань традициям. Но такие классы есть не в каждой школе.
Все, что у нас называется средняя школа (10 лет и старше) здесь нельзя называть вслух этим словом "школа", потому что дети обижаются. Ведь это уже колледж. Классы считаются в обратном порядке, и второй - самый старший. Первый же класс относится к первому курсу университета. Что еще непривычно – это 20 балльная система оценок.
В 16 лет идет обязательная стажировка у кого-либо из местных предпринимателей. Например, нужно проработать в пекарне или в ресторане, в центре досуга (как наш) или у родителей. На следующий год стажировка длится неделю, а за год до поступления стажировка не нужна - так как необходимо сдавать экзамены в школе и вступительные в университет.
Английский здесь учат с 13 лет, при этом испанский в школах гораздо популярнее. Иногда есть 2 класса испанского и один (маленький) английского. Это из-за того, что французы на самом деле не очень склонны к изучению иностранных языков и, сказать по правде, терпеть не могут англичан.
После 4 класса можно выбрать профессию (как в ПТУ: пекарь, слесарь, и т.д.), если не хочется идти в университет. В этом случае в течении двух лет (3 и 2 классы) ученики должны работать в одном и том же месте по будущей специальности. Они посещают колледж, но очень мало: три недели работают, одну проводят в школе и так всегда, только во время экзаменов не работают. После такого обучения он не имеет права переучиваться и поступать в университет, но такие дети и не смогут поступить, ведь они осваивают только четверть программы.
Вообще, до 16 лет тут запрещено детям работать (да и после 16, если ты не в классе ПТУ, очень сложно получить работу), потому что это считается эксплуатацией детского труда.
Продленка в центре Сap a Cite: малыши
Для малышей она открыта только в среду с 7.45 до 18.30, для подростков - в среду и субботу с 13.30 до 18.30, во время каникул для всех продленка работает пять дней в неделю. Две продленки для разных возрастов, которые проводятся в разных местах и разными командами аниматоров и аниматрис. В отличии от России, суть продленки не воспитывать, а развлекать.
Для малышей каждый день - тематический. Например, день спорта: прогулка на велосипедах по городу, после обеда игры на воздухе, после полдника театрализованая сказка (аниматоры наряжаются в костюмы, один читает сказку, остальные ее показывают без слов); день Японии: утром учим песенку про Японию, делаем оригами, читаем японские сказки (или показываем) после обеда играем в бадминтон (ойбане), потом наряжаем детей в воздушные костюмы сумаистов и играем, кто кого вытолкнет из круга. Малыши, кстати, от 3 до 11 лет. Поэтому иногда в программе на день есть приписки - для больших (7-11) бассейн, а для маленьких - ИЗО и т.д.
Мероприятия разные. Каждый день немножко спорта - это обязательно, немножко рукоделия (делают марионеток из носков, открытки мамам-папам, снежинки) - тоже обязательно, обязательно также разучивание песни (без пианино, под магнитофон или просто под ритм, когда дети хлопают в ладоши). Остальные занятия постоянно меняются: театр, зоопарк, бассейн, бисероплетение, танцы, поход на пляж, где один из аниматоров показывает и рассказывает детям про ракушки и морских животных (устриц и прочее), которых они потом вместе ищут, поиск сокровищ, фотоателье и т.д. Очень большое внимание уделяется в программе национальным французским играм, например, игре петанк с шарами.
В обед есть полтора часа, чтобы поиграть немножко и поесть не торопясь. В это время в школу приезжает аниматор из центра и, например, делает с детьми марионеток, или ставит вместе танец, или они учат песню. Дети, которые хотят дополнительно заниматься по такой программе, приходят каждый день в обед на 40-50 минут.
Помимо этого существует продленка непосредственно от школы. Это всего час-полтора в день. Но в конце занятий (например, они заканчиваются в 16.00) в школу опять приезжает аниматор из нашего центра и играет с детьми, пока их не заберут родители.
Продленка для подростков (12-15)
Для них у нас нет четкой программы занятий по часам. Каждый день мы предлагаем что-то новое. Например, вчера мы запускали воздушных змеев. Делали это всего пару часов. Если у детей есть идеи, чем заняться (они уже знают игры, которые им нравятся: прятки с туктукашками, "голубая корова"), аниматоры просто играют вместе с ними, управляют группой и решают конфликты. Если ребята не очень мотивированные, им нужно предлагать что-нибудь новенькое. Иногда, например, девочкам просто хочется поболтать и погулять по пляжу, а мальчики играют в футбол.
Мне во Франции нравится тем, что с подростками общаются как со взрослыми. Например, сегодня у нас было шантье. В Cap a Cite есть место для барбекю рядом со зданием. Мы предложили его вместе с подростками облагородить к лету: очистить, сделать навес, гамак, нарисовать что-нибудь на стенах. Понятное дело, что это все не за один день: мы в программе на шантье отвели 3 дня. Конечно же, первый день самый дурацкий: нужно отмыть стены, счистить старую краску, а рядом со зданием вырвать сорняки и т.д. И были два мальчика, которые стали ныть, мол, что такое, это эксплуатация и прочее, мы устали, мы хотим играть в футбол и т.д.
Мы объяснили, что это делается не для нас, а для вас самих. Много работы, мы можем сделать паузу и погонять в футбол, но через 20 минут опять начнем. Если не хотите участвовать (а программу каждого дня они знают заранее, мы сразу делаем программу на четверть) - звоните родителям и пусть они вас забирают. И все, ребята поехали к себе домой.
С подростками мы устраиваем множество занятий: кулинарное ателье, фотоателье, спорт (гольф, соккер, ролики в скейтпарке с горками и прочее, зимой был каток), ИЗО, делаем марионеток и бижутерию. Бывает день видеоигр, или турнир в покер, настольный футбол и т.д, устраиваем социальные игры типа мафии и "Калифа", ходим на рыбалку, ездим по местным достопримечательностям (у нас есть свой автобус). Я делала как-то ателье воздушных шаров (как из шариков жирафов и улиток делать), конкурс на самый классный замок из песка... все что в голову придет на самом деле!
С одной стороны, это круто, что родители к подросткам относятся как ко взрослым, но с другой стороны, они не могут их заставлять делать что-то. Вроде как ты взрослый, вот и решай. У русских родителей сохранилось представление о том, что нужно детей отдавать в секции и кружки. Здесь такого нет, поэтому задача продленки - предложить детям самые разные занятия, чтобы у них появился к чему-то интерес.
Еще одна причина - все секции и кружки стоят очень дорого. Например, театральный кружок, который проходит раз в неделю, обходится в 20 евро в месяц. В городе 3 тысячи человек, и эта цена воспринимается как высокая.
А в нашем досуговом центре членство стоит 10 евро в год на одного ребенка (если в семье 2 и больше - еще дешевле), у нас есть платные занятия (например, если мы едем в кино или в боулинг), но не чаще двух раз в месяц. Все остальные дни - бесплатно.
С детской продленкой также. Единственное исключение - если родители хотят оплатить обед ребенку. Но если честно, в моей группе есть только 2 ребенка, которые ходят в спортивные кружки постоянно (больше года уже), остальные пробуют, но потом ленятся и бросают или им надоедает.
С детской продленкой также. Единственное исключение - если родители хотят оплатить обед ребенку. Но если честно, в моей группе есть только 2 ребенка, которые ходят в спортивные кружки постоянно (больше года уже), остальные пробуют, но потом ленятся и бросают или им надоедает.