Школьная форма. Возвращение
В семидесятые годы, когда я училась в школе, форма была обязательной. Никому и в голову не могло прийти, что может быть иначе. И носили мы форму с удовольствием. Эти платьица цвета шоколада, прямые, со складочками или плиссированные, с воротничком-стоечкой или отложным, обшитым белоснежной каймой, – красивые, удобные, практичные. Да! Еще фартуки, надеваемые поверх платья, – настоящее украшение, особенно белые парадные. Я нашла что-то подобное в Интернете, позиционируется как ретро, но мало кто покупает сейчас такую форму.
Помню, отмечали мы последний звонок в кафе «Метелица» на Калининском проспекте (сейчас Новый Арбат). Вся Москва пестрела белыми фартуками, и мы шли, красивые в этой форме, гордые, немного грустные, такие юные, но почти взрослые, нас было так много, и мы так сильно выделялись среди черно-серой толпы, что всем было понятно – идут выпускники, а нам казалось, что весь мир принадлежит нам…
Однако надо сказать, что красивой форма была только у девочек. Мальчики носили мешковатые серые брюки и такие же пиджаки и выглядели в этом наряде ужасно, блекло и уныло. Мой старший брат, придя домой с последнего звонка, мыл пол этой формой. Он тер его так, что отрывались пуговицы. Это было не мытье, это была расправа, месть за унижение, за 10 лет ненависти к форме.
Дочке я хотела купить именно плиссированную форму и ездила за ней в единственный магазин в Москве, где она продавалась – недалеко от метро «Смоленская». Но, когда дочь училась в пятом классе, школьную форму отменили. Совсем. Я до сих пор не могу понять, зачем ее отменили, кому пришла в голову эта «светлая» мысль. И конечно, она вернулась, обновленная, многообразная по фасонам, цветам, количеству вещей в комплектах – другая, но все-таки форма. Только вот никогда нынешние выпускники не ощутят такой общности, сплоченности, такого феерического единодушия, какие были у нас, одетых в единую форму.
В школе, где учится мой внук, к сожалению, нет формы как таковой, дети ходят в обычной одежде, поэтому мое мнение не будет предвзятым. А в качестве комментариев к моим словам я взяла ответы опрошенных мной коллег и пойманных в разгар лета знакомых школьников.
Что думают родители?
Сначала поговорим об отношении к форме родителей. «К форме отношусь положительно, – пишет Оля, мама четвероклассника, – т.к. помню свои школьные годы, я училась в 6 классе, когда произошла ее отмена. Все стали одеваться во все кричащее и вызывающее (особенно девочки), кто во что горазд, во все цвета радуги, и нам это ооочень нравилось! Но по прошествии ...дцати лет, конечно, я понимаю, что это не совсем эстетично, отвлекает от школьного процесса, сидишь и разглядываешь, кто во что одет, да еще и обсудишь попутно с соседями по партам. Школа ведь не арена в цирке».«Я считаю, что форма – отличный дресс-код школы, – говорит моя коллега Ира, – сама картинка класса эстетически приятна, и не приходится сходить с ума от выбора, что надеть. Быстро собрались – и вперед в школу. Вариации в пределах самой формы – юбку надеть или брючки и несколько фасонов платьев и сарафанчиков, ну и жилетка».
Школьная форма: критерии выбора
Какой же она бывает, современная школьная форма, и какую лучше выбрать? Давайте разбираться. Итак, форма должна:1. В первую очередь, быть прочной, так как испытания ей предстоят нешуточные: использоваться будет каждый день, стираться и гладиться раз в неделю точно, а то и чаще; в ней наши детки не только будут примерно сидеть за партами, но и буквально стоять на головах, то есть, сидеть непримерно, ерзать на стульях, кататься на качелях, съезжать с горок, драться, прыгать, бегать и т.п. Для того чтобы школьная форма все это выдержала, долго носилась и выглядела презентабельной даже через месяц, нужно обратить особое внимание на ткань, на ее текстуру. Именно этот показатель влияет на долговечность школьной одежды и ее стойкость к истиранию. Текстура определяется плотностью ткани и ее толщиной. А плотность ткани, в свою очередь, зависит от плотности и вида переплетения пряжи. Осмотрите полотно на наличие дефектов:
утолщений на ограниченных участках, наличия небольших комочков перепутанных волокон,
узелков, перекосов в направлении нитей, неравномерности окраски, смещения рисунка и т.п. Ткань и трикотаж, которые выработаны из высокосортного волокна, имеют гладкую поверхность. Чем плотнее материал, тем меньше он деформируется при эксплуатации.
и хлопковые брюки chinos (вместо брюк со стрелками, как у нас, которые каждый день надо наглаживать).
2. Быть сшита из правильной по составу ткани. Никогда не покупайте одежду из 100%-ной синтетики. Да, красиво, прочно, удобно. Но очень вредно! С другой стороны, форма из чисто натуральных тканей тоже не годится, потому что эти материалы сильно мнутся. Вы должны придерживаться правила: не больше 40% синтетики, остальное – вискоза, хлопок, лен или шерсть. Не верьте тому, что пишут производители – они в один голос утверждают, что их форма «сшита из высококачественных натуральных материалов с небольшим добавлением синтетических волокон для лучшей носкости». Это, мягко говоря, неправда: содержание полиэстера варьируется от 50% и доходит аж до 80-90%! Найти форму с правильными пропорциями состава ткани довольно сложно.
dress_hlopok (1).jpg
(Вискоза, производящаяся из волокон дерева, подойдет.) Иначе из-за расползающейся внутренней части вся вещь станет непригодной для носки: дырки подмышками, в карманах, на коленках, и главное, зашить их практически невозможно – цепляешься иголкой, а полотно разъезжается – уверена, вам это знакомо.
Вот у этого симпатичного сарафанчика с карманами с составом ткани все отлично: 67% шерсть, 33% полиэстер, и подкладка из 100%-ной вискозы.
sarafan.jpg
Так что с младшеклассниками у вас проблем быть не должно, будут «шлындать» в том, что купите. «Ребенок еще никак ко всему не относится, в розовых фантазиях о том, что он взрослый и идет в школу, поэтому все вызывает восторг и приятие», – подтверждает Лариса. «Дочка идет во второй класс центра образования 1470. Обожает школьную форму, сейчас огромный выбор фасонов платьев, брюк, юбок и т.д. на любой бюджет и из любых материалов. Каждое утро она находит выбор, что надеть под форму и какие выбрать колготки и туфли)», – вторит Ларисе Ира.
А вот такого точно не должно быть: «У моей третьеклассницы, – признается Вера, – вполне уродливые и из гадкой, теряющей вид ткани синие ретросарафаны. Почти все перешли на другие, только стараются выдержать синий цвет. Производитель «Жанна. Мир детства», сарафан «Ретро». На картинке он гораздо лучше, чем в жизни. Никому не советую покупать».
bad-forma.jpg
«У моей первоклассницы была форма от Skylake коллекция «Кембридж», серая, – говорит Вера, мама трех дочерей. – Купили юбку, жакет, брюки и сарафан.
kambridge.pngПолучилось дорого, но форма оказалась удобная, красивая и качественная, детям идет выше всяких ожиданий. Все, кто успел купить, носили с удовольствием. Два серьезных минуса: первый – они ее шили только летом, кончились сначала ходовые размеры, потом вообще закрыли продажу. Второй – нет одежды разной полноты, особенно важно для брюк – не все смогли на худых или полных детей подобрать, носят другое серого цвета. Весной пугали, что осенью всю школу заставят одеться в одинаковую форму, но я сама точно заново ничего покупать не буду и в других не верю. Учительница тоже сказала, что нашу прекрасную форму ни на что не променяет. Осенью посмотрим».
Забыли только про медиков, а зря: 60% полиэстера. Ну не будем придираться, не 90% же. Можно пойти на хитрость и под низ надеть что-нибудь хлопчатое и таким образом минимизировать воздействие на кожу синтетики. Коллекция разделена по возрастным группам и насчитывает более 15 моделей разных цветов. «У пятиклассницы, – продолжает Вера, – в параллели были милые и из хорошей ткани простые синие сарафаны, носила их всю началку, отдала сестре-третьекласснице. Выглядят как новые».
goodbluesarafan.jpg
Однако чем старше школьник, тем чаще вам придется учитывать его мнение при покупке одежды. Выбирайте форму вместе, чтобы ребенок ходил в ней с удовольствием. «Моему сыну очень нравится форма в нашем лицее, и я не нарадуюсь», – говорит Катя. Действительно, хорошая форма, большой выбор моделей, широкий размерный ряд – в каждом размере предусмотрено несколько ростов, что дает возможность подобрать изделия по фигуре; разнообразные цвета: бордовый, зеленый, синий (от светлого до глубокого темно-синего оттенка), серый, черный, а также сочетающиеся с ними варианты в клетку (сине-красная, зелено-красная шотландка, сине-белая и черно-белая клетки).
horoshayaforma.jpg «Некоторые возмущались, – продолжает Катя, – что ехать за ней далеко нужно, она, кроме как в магазине при фабрике, нигде не продается. Зато состав отличный и крой хороший».
4. Быть модной. Правда, школьные уставы диктуют свои правила: нельзя выглядеть слишком вызывающе и ярко. Это, конечно, грустно, но правильно. Мы в свое время тоже хотели быть модными, только возможностей для этого не было никаких, разве что укоротить платье до супермини. Но сейчас другие времена, другие песни.
Итак, в этом году модно: сарафаны с завышенной талией, рукава-фонарики, юбки узкие у талии и расклешенные книзу, воланы, рюшечки, декоративные пуговицы – это для девочек. Мальчикам модельеры советуют забыть о классическом пиджаке, его место занимает пиджак с глубоким вырезом для горла и стоячим воротником. Жилетки необходимо выбирать из шерстяных материалов и классических расцветок. Обязательно обратите внимание на галстук. Именно он вносит изюминку в образ. Кстати, теперь в моде водолазки, рубашки отходят на второй план.
5. Иметь в комплекте как можно больше предметов: жакеты, жилеты, сарафаны, юбки разных фасонов (прямая, в складку, с запахом, трапеция, тюльпан), брюки классические, с регулируемой эластичной лентой в поясе или узкие модные дудочки, блузы с коротким и длинным рукавами. Тогда вы сможете либо купить 2-3 вещи, либо купить все, и ребенок будет менять брюки на юбку, юбку – на шорты и т.д., оставаясь при этом в форме. Это очень удобно и нравится детям. «Школа говорила, какая модель формы нужна, где можно купить, – пишет мне Катя. – Ну так вот – сарафан. Юбка с жилетом. Пиджак. Синие брюки. Белая блузка. То есть можно комбинировать. Главное, чтобы она была строго той модели, которая нужна».
6. Быть правильного цвета. По мнению многих модельеров, цвет важен не только для моды, но и… для хорошей учебы. Психологи, в свою очередь, утверждают, что цвет одежды значительно влияет на психическое состояние человека. И вот эти умные люди вывели самые главные цвета, влияющие на хорошее настроение и соответственно отличную учебу. Итак, выбирайте школьную форму синих, коричневых, зеленых и бордовых оттенков.
Блузки, а также рубашки необходимо покупать в нежных и пастельных тонах – салатовый, бежевый, розовый и нежно-голубой. Не рекомендуется покупать школьную форму в классическом сочетании черного и белого. По мнению психологов и медиков, именно эти цвета пагубно влияют на эмоциональное состояние ученика, тем самым негативно влияя на успеваемость.
Особенно благосклонно психологи относятся к серому цвету. Да, внешне он неярок и не привлекает внимание, но при этом обладает сильным воздействием на человека. Считается, что одежда серого цвета дарит чувство гармонии, снимает психологические зажимы, дает ощущение свободы. Возможно, по этим причинам ученики так любят серую школьную форму. Психологи утверждают, что школьная форма серого цвета дает ребенку внутреннее ощущение стабильности. А светло-серый цвет считается самым «положительным» из всей гаммы серой палитры. Он выражает готовность к общению и новым контактам, символизирует свободу и при этом успокаивает.
Здесь в ассортименте школьная форма для девочек и мальчиков, в которой серый используется и как основной цвет, и как дополнительный. Например, великолепно смотрятся модели, в которых в сочетании с серым используется розовый – это придает форме нарядность, не утяжеляя ее излишней эмоциональностью. Разумеется, это только для девочек. Для ребят подберите форму с другими отделками.
7. Быть единообразной хотя бы в пределах класса. Иначе она утрачивает свое название и предназначение. Покажите эту статью тому, кто будет закупать опт, чтобы не получилась ситуация, как в Катином случае: «Моему сыну 11 лет. Учится в лицее. С 1-го класса ходит в школьной форме. Школа закупала форму централизованно, но брюки оказались из синтетики ужасного качества, поэтому мы их не носили. В результате носили только жилет». Или как у Светы: «Сначала исполняли все четко по требованиям. Ну а потом дочери форма надоела, и начались эксперименты – носила и джинсы, и синюю кофту вместо пиджака и проч.».
У дирекций разных школ разные представления о единообразии формы: одни требуют одинаковую форму для всех учеников с 1 по 11 класс. «Мой сын (10 лет) не очень любит носить брюки + рубашка, предпочитая джинсы + свободная ковта (джемпер). Но неукоснительное требование школы (с начала нашего поступления в 2010 году) для всех без исключения – только форма. Темно-синие брюки, трикотажный жилет того же цвета (старшеклассники часто в костюмах ходят), рубашки пастельного оттенка без каких-либо узоров, полосок. Если это школьная линейка или праздник, то белая рубашка + галстук + трикотажный жилет темно-синего цвета с белыми ромбами».
Другие желают разделить школьников по возрастам. «В нашей школе у каждой параллели своя форма, разных производителей, фасона и цвета», – говорит Вера.
А третьи предпочитают минимализм, как в школе, где учится сын Жени: «У нас синие жилетки с шевроном – эмблемой школы». И все!
Бывают удачные всешкольные покупки, которые устраивают всех: «Носят форму, установленного образца, – рассказывает Лена, – для мальчиков: черные брюки, рубашка (белая или голубая), жилетка. Летом вместо рубашки можно носить поло с длинным или коротким рукавом. И коллекция не меняется каждый год – вся школа в одинаковой форме, очень красиво смотрится!»
Конфликты тоже присутствуют, как же без них: «Школьную форму требуют одного цвета, – рассказывает Оля. – Предлагают желательные фирмы, чтобы дети сильно не выделялись оттенками и фасонами, но некоторые родители выпендриваются и говорят, что форму купят только от крутых фирм, чтобы ребенок не был ни на кого похож».
Как бы там ни было, при покупки формы для класса, для параллели, для всей школы – в общем, оптом, надо: выбрать ответственное лицо от класса или школы, которое займется формированием заказа, сбором денег с родителей, взаиморасчетами с выбранной компанией. Самое трудное – определиться с размерами, ведь летом дети растут как грибы, и если заказ оформляется в мае, то в сентябре многим может не подойти размер, который они указывали. По хорошему надо бы делать заказ в середине августа, но где взять детей, да и родителей в это время? Не упускайте из виду этот аспект, продумайте, как сделать, чтобы форма подошла всем детям к новому учебному году.
И пусть ваш ребенок скажет: «Вау! Классная форма!»