Строить – не ломать: учим созиданию
- Что за люди живут в вашем поселении?
– Мы - и Орион, и наш родоначальник Китеж - образуем профессиональное сообщество приемных родителей и педагогов, – рассказывает Мария. – Перед собой мы поставили четкую цель – воспитывать детей – родных и тех, которых взяли в свою семью так, чтобы они росли достойными людьми.
Ключевые моменты воспитания и образования утверждаются на наших педагогических советах, и далее транслируются в школе и дома. Мы целенаправленно создаем развивающую среду – среду, направленную на то, чтобы ребенок, преодолевая трудности, приобретал что-то новое – опыт, знания, навыки, а не копил проблемы.
Чтобы развивать детей, сами постоянно развиваемся – получаем второе, третье высшее образование, посещаем семинары, тренинги. Полученные знания позволяют постоянно совершенствовать нашу воспитательно-образовательную систему.
index (1) Так как ребятишки приходят к нам из детских домов, и общего у нас с ними немного, отношения в семье регулируются семейным договором. Эти семейные договора позволяют сторонам избегать ложных ожиданий и видеть свои обязанности. Так как дети растут, меняется и содержание документов, так с малышами заключается один семейный договор, с подростками – второй, в нем больше свободы и других моментов, позволяющих строить дружеские отношения.
Раз в неделю в каждой семье проходит совет – так называемый семейный чай, во время которого обсуждаются все насущные вопросы и подводятся промежуточные итоги игры "Я строю мир", в ходе которой каждый ребенок в течение недели работает над определенной целью. За такими чаями родители и дети общаются и на вечные темы – о заботе, доброте.
– Как в поселении организован образовательный процесс?
– Формально в Орионе действует экстернат китежской средней школы. Реально – с детьми ежедневно занимаются как наши местные, так и китежские педагоги.
– А какие именно занятия у вас проходят?
– Все стандартные школьные уроки. Только ведем мы их так, как считаем нужным. Если детям интересна лекция, даем лекцию, если они хотят погрузиться в какой-то предмет на два-три дня, погружаемся. История преподается у нас через игры, фильмы, карты, викторины, беседы.
Основатель и руководитель нашего сообщества Дмитрий Морозов – кандидат исторических наук, и у него потрясающие занятия историей! Дети располагаются в его гостиной, общаются, размышляют.
index (13) – Все учителя преподают то, чему обучались в университетах?
– Большинство. Хотя на самом деле, это не всегда важно. Порой человек, обучающийся одному предмету, так преподает другой, что учащихся на перемену не выгонишь. Дети приходят к нам с большими пробелами в знании, поэтому на данном этапе не требуется каких-то университетских знаний. Мы сначала занимаемся психологической работой, а уж потом ребенок начинает брать информацию. Потому что пока он не решит главные вопросы – любят ли его новые родители, как к нему относятся одноклассники – он не начинает учиться, к сожалению. Помогая ребенку справляться с его внутренними сложностями, мы параллельно прививаем любовь к учебе.
– Оценки ставите?
– Да. За оценки дети получают еще и игровые баллы, которые недавно они меняли на местные деньги – "ори".
– За что еще дети получали ори?
– За общественные работы, которыми каждый ребенок занимается час в день. При этом каждый занимается тем, что ему по душе – хочешь что-то сделать на ферме, вперед. Больше нравится огородничать – пожалуйста! Идея такая: деньги – как обратная связь от общества, на благо которого они потрудились. Кто-то получил много денег, потому что вложился по-максимуму, а кто-то – мало.
Зачастую у сирот есть такая черта, как потребительство. Они считают, что они так страдали в прошлом, что в настоящем им все должны. В силу того, что нам привозят много подарков – одежды, игрушек - дети перестают это ценить. Экономическая игра помогает создать у них образ того, что если ты хорошо потрудился, можешь купить себе, ну, например, хорошие кроссовки, если неважно – только кеды. Мы на это шли, чтобы дети получали именно такой опыт. Мы ради детей здесь живем, и все используем в воспитательных целях.
Вы, наверное, знакомы со статистикой детских домов, по данным которой их выпускники совершенно не приспособлены к жизни. Очень многие идут по стопам родителей. Мы стараемся показать другие варианты.
index (32) – Почему вы перестали играть в эту игру?
– Нам показалось, что она начала себя изживать. Мы ушли от экономики и стали играть в авторитеты. Теперь оцениваются именно отношения – к себе, другим, труду и прочему. Ребенок получил пятерку на уроке и, следовательно, пять баллов авторитета. О нем лучше стали думать, больше уважать. Помог родителям на огороде – плюс баллы. Авторитет растет. Нахамил учителю или обидел друга – минус баллы, авторитет падает. Эта игра помогает детям увидеть себя с другой стороны.
– Применяете какие-то карательные меры по отношению к детям?
– У нас действует система поощрений и компенсаций: когда ребенок делает что-то классно и здорово, получает награду – либо словесную, либо материальную, если нарушает гармонию нашего мира – что-то ломает, крадет, он должен ее восстановить. То есть мы не наказываем, а предлагаем компенсировать урон, который он нанес своими действиями.
Сломал, например, любимый цветок мамы, или разбил поднос с тарелками, его спрашивают: "Как ты можешь компенсировать это?" и ребенок сам выбирает, как. Может сказать: "Я три дня подряд могу мыть пол дома или в школе или в столовой, или могу выучить стихотворение".
То же самое в школе. Ребенок получил двойку. И порой в обычной школе нет шанса отмотать обратно – исправить ее. Мы всегда даем детям возможность исправить плохие оценки. У них тогда есть ощущение успеха. Главный посыл: "Ты многое можешь исправить! Лучше, конечно, до этого не доводить, но уж если довел, исправляй!"
index (35) – Расскажите о других играх, проходящих в Орионе.
– Мы проводим разные ролевые игры с элементами лагеря. Проходя внешние испытания, дети решают внутренние проблемы. Так как детей привозят разных, мы помогаем индивидуально. Есть сложности с общением, работаем на то, чтобы ребенок подружился с другими, перестал драться и так далее.
Однажды нам привезли мальчика, который умудрился побить двух наших мальчиков, которые не ожидали, что их будут бить. Он настолько был напуган, у него настолько был плохой опыт в другом лагере, что он сразу начал себя защищать. Когда этот же мальчик, спустя неделю, случайно разбил тарелку, и на него никто не закричал, сказали лишь: "Ну, на счастье!", он за мгновение завелся. Видимо, эта боль из прошлого, где за любой промах на него кричали, обижали. Через две недели работы мальчишка стал спокойным, коммуникабельным. Этому способствовали вызовы на игре, когда нужно было объединяться, чтобы спасать планеты, гадать кроссворды… За две недели есть достаточно ощутимый результат.
Вопрос в том, что дети потом возвращаются домой, и там уже задача родителей поддержать их в новом состоянии.
– Получается такое естественное выявление сложностей и их решение?
– Да! Это не делается искусственно. Произошел конфликт: мальчик напал на другого мальчика. Агрессора отводят в сторонку и спрашивают: "А почему? А зачем ты так поступил? Я на тебя не кричу, я просто спрашиваю". И он начинает проговаривать.
Вы знаете, реально получилось чудо. За две недели. В лагере было 50 детей, 30 – приехавших. Сначала было сложно, потому что каждый был со своим "багажом". Потихоньку, в каких-то мелочах, ситуациях получилось их переключить с айфонов и айпадов на книги, с жизни в онлайне – на реальное общение. Дети, на самом деле, быстро переключаются, было бы желание взрослых помочь им в этом.
index (17) – Как к вам попасть ребенку?
– Что касается сирот, мы приглашаем детей на наши программы. Мы их ориентируем так: приезжайте, поживите, поиграйте, отдохните. Мы не говорим о том, что они едут на смотрины. Когда даешь такой посыл, ребенок начинает неестественно себя вести. Строит какие-то ожидания, которые могут не реализоваться. В стандартных тестах, которые проводятся перед усыновлением, мало показательного, а в играх дети раскрываются. С помощью таких игр я нашла своих детей.
Тем, кто решил взять ребенка из детского дома, лучше узнать его поближе. Возможно, стоит посмотреть на него в естественных условиях. Понятно, что он не должен ни о чем догадываться. Это не цинизм, это – разумный поход. Нельзя жить только эмоциями. А в приюте они всегда берут вверх. В конце концов, мы же не женимся или не выходим за муж за того, кого больше всего пожалели, мы присматриваемся, изучаем, после чего – делаем вывод, подходим ли друг другу. Плюс в таких условиях можно будет понять характер ребенка, увидеть проблемы, которыми он отягощен и с которыми предстоит работать.
Люди привозят к нам и родных детей на игры, это как летний лагерь получается, а так же на более длительный срок с целью сменить обстановку, чтобы те росли в более благостной среде. Некоторые ребята живут у нас по нескольку лет, возвращаясь домой на каникулы.
– Какие открытия делают ваши дети после общения с приезжими?
– Расскажу про свою дочь. Ей сейчас 15 лет, переходный возраст. Так вот недавно у нас прошел тренинг для подростков, после которого дочь сказала: "Мама, я не знала, что у городских детей еще больше проблем с родителями, чем у нас. Наши проблемы на их фоне и проблемами-то не назовешь!" При этом дети были из благополучных семей.
– Вредные привычки не перенимают от гостей?
– Все бывает. Но мы общаемся. У нас бывают разные дети, одни являют собой положительный пример, другие – отрицательный. Наша задача как родителей, педагогов - как раз помочь ребенку научиться различать, что хорошо в этой жизни, что плохо. Поэтому от плохих примеров мы своих детей не защищаем, наоборот, мы приглашаем как можно больше разных людей к себе и как можно больше наших детей возим, чтобы они видели мир таким, какой он есть.
– Чем дети-орионяне отличаются от большинства своих сверстников из других деревень, городов?
– Наши дети более развиты что ли, более чуткие, готовые договариваться. Осознанные. Вот так, наверное.
– Что подразумеваете под осознанностью?
– Всю педагогическую и воспитательную систему мы выстраиваем вместе с основателем сообщества Дмитрием Морозовым. Он создал направление в педагогике, которое назвал метапедагогика. Наша главная задача – помочь ребенку понять себя, в первую очередь свои желания. И уже исходя из этого строить отношения с окружающим миром.
К нам приходят дети с огромным количеством боли из прошлого, и пока эти раны кровоточат, ни о каком доверии, ни о каком позитивном отношении к миру говорить не приходится. Мы помогаем детям справиться с этими внутренними трудностями, посмотреть на мир другими глазами.
Как? В первую очередь, мы показываем, что нам важно мнение каждого из них. И каждый может проговаривать то, что чувствует. На самом деле, метапедагогика намного шире и глубже, но суть в этом. У Дмитрия Морозова недавно вышла книга "Разбить стекла теплицы", в ней эти идеи изложены.
– Как вы понимаете, что в данный момент ребенок осознан?
– Он спокоен, может говорить о своих желаниях и о том, какие сложности испытывает.
– А какова роль Дэвида Дина? На сайте он представлен как ваш консультант.
– Дэвид Дин имеет колоссальный опыт терапевтической работы с детьми и дает нашей работе профессиональную "обратную связь". В России специалистов такого уровня, к сожалению, пока нет.
– Есть уже выпускники в Орионе?
– Валентин. Он в 15 лет попал в Орион, когда поселение только начало строиться. Закончил строительный колледж. Сходил в армию. Сейчас живет и работает в Калуге. Он не является показательным результатом нашей работы, потому что мы недолго с ним работали. Но и он по-своему успешен, благополучен.
Сейчас у нас подрастает новое поколение, которое как раз и будет показателем нашей работы. Об этом давайте через года три и поговорим! (улыбается). А пока можно посмотреть, как сложилась жизнь выпускников Китежа. Там тоже у каждого свое судьба, но видно, что наша система действительно работает!
– На сайте Ориона есть информация о том, что вы готовы принимать взрослых людей в свою команду.
– Мы ищем единомышленников, нам очень нужны люди, которые хотели бы делать с нами одно дело.
– Кто и как решает финансовые вопросы?
– Наш хозяйственный совет. Касса у нас общая, в нее попадают все деньги, которые к нам приходят. Исходя из ее содержимого, рассчитываем траты на месяц, полгода, год вперед. У нас два источника финансирования – бюджетные средства и небюджетные. Бюджетные – это то, что мы ежемесячно получаем от государства на содержание детей плюс так называемая зарплата приемных родителей.
Так как этих денег не хватает, мы принимаем помощь от спонсоров, так все наше строительство ведется на их деньги. Пытаемся сами зарабатывать – выигрываем гранты, проводим программы для детей, родителей, семей. Что касается последнего, сейчас это большое подспорье в финансовом плане. Однако наша главная задача – делиться теми знаниями, которые мы накопили за 20 лет существования Китежа и за 8 лет существования Ориона. А зарабатывание денег на этом - приятное дополнение.
- Как вам можно помочь?
– Если говорить о финансовой помощи, то на нашем сайте есть раздел, который так и называется "Как нам помочь". Если о помощи делом, вся информация в разделе "Волонтерам". Однако мне сейчас хочется сказать о другом.
В последние годы в нашем обществе мало внимания уделяется детям. Хотелось бы, чтобы современная молодежь – мое поколение и те, кто за нами, да и старшие тоже, задумались о будущем нашей страны. Мы жалуемся, что люди из страны уезжают, что это не так, то не этак, и прочее прочее. В то же самое время рядом с нами подрастают живые существа, которые ждут нашего внимания, участия, и от которых в дальнейшем многое будет зависеть. При должном воспитании они станут нашим светлым будущим, поднимут страну, будут ее гордостью.
Читайте также:
Подростки: как обойтись без контроля?
Строить – не ломать: учим созиданию
Записки из лагеря: часть третья
Записки из лагеря: часть вторая
Записки из лагеря: часть первая