Свой мультик: обеденный стол как съемочная площадка
Моя мама, готовившая обед несколько часов, только горестно вздохнула. Употреблен, а точнее большей частью разграблен и разбросан он был минут за пять. Когда пятилетки и семилетка сбиваются в стаю, очень сложно долго удерживать их внимание. На меня в очередной раз привычно навалилась многовековая усталость. Господи, как же надоело постоянно вещать, как радиоточка: «Дети, сели ровненько, взяли ножик в правую руку, вилку в левую... Не горбимся, сидим ровненько... Господа, не плюйте на стол – это неприлично… Не тычь вилкой в сестру – это опасно!.. Не ковыряйся пальцами в тарелке, там нет ничего несъедобного!»
Малышня адаптировалась и воспринимает почти все мои указания и замечания как белый шум, досадные помехи в радостном эфире веселой жизни.
Возникло соблазнительное желание дать волю гневу: отвести душу, вращая глазами, громким строгим голосом укорять отпрысков, обличать их дурное поведение и взывать к совести и здравому смыслу. Но я его с сожалением в себе подавила как неконструктивное, тут же в голове пронеся какой-то забавный мультяшный образ: набег саранчи, лавина, смерч, ураган, все смешивается в клубок и стихает так же внезапно, как и появилось.
«Эврика!» - подумала я как Пифагор и ринулась к наследникам. Самодовольно отмечу, что выглядела я при этом гораздо лучше греческого математика, хотя бы потому что, прилично одетая, я бежала из кухни в детскую, а не голышом из ванной прямо в кабинет:
- Дети! Вы поели?
- ДА!
- Молодцы. Хотите посмотреть на себя со стороны, как выглядела ваша трапеза?»
Ну, разумеется, они с хохотом согласились. И я предложила снять всем вместе маленький мультфильм в технике «перекладка». Про них самих. Закипела работа. И творческая, и ненавязчивая педагогическая.
Педагогические задачи без отрыва от творческого процесса
Продумали сценарий. Озвучили, что «бабуля приготовила вкусный обед, красиво сервировала стол, позвала внуков к столу и…. они влетели подобно войскам Чингисхана с криками, воплями и гиканьем, толкаясь, раскидывая и круша все на своем пути. А затем так же молниеносно убежали, кувыркаясь и подпрыгивая. И мы видим крупным планом то, что оставляют за собой эти маленькие разбойники – перевернутую посуду, грязь и, наконец, крупным планом удивленное и печальное бабушкино лицо. Тут же, вырезая фигурки действующих лиц, рисуя «задник», героев и «домашнюю утварь», обсудили как бы было для всех хорошо и замечательно, если бы дети нашли в себе душевные силы прийти на кухню в спокойном состоянии, сесть каждый за свое место, съесть аккуратно предложенную еду, поблагодарить хозяйку и выйти из-за стола.
Затем перешли к самому интересному – непосредственно съемке. Основная педагогическая задача была уже, можно сказать, решена во время коллективного подготовительного творчества, поэтому мы просто поговорили о композиции, о том, как и за счет чего получается в мультфильме эффект движения у персонажей и предметов. Почему мы должны делать такое большое количество кадров и почему так медленно двигаем фигурки.
Ребята смотрели с интересом, но было видно, что они не совсем представляют себе конечный результат. Времени эта забава отняла, надо сказать, немало. Долго ли коротко ли – наступило время ужина. К столу дети отправились степенными шагами. Вымыли без лишних просьб руки, сели за стол, поели, поблагодарили бабулю и побежали ко мне – смотреть на процесс монтажа.
Мультипликация – творчество еще более неблагодарное, чем домашнее хозяйство. Наша «лента» из двухсот с лишним кадров, над которой четверо человек трудилось несколько часов, превратилась в минутный мультик с неумело «прыгающими» персонажами. Тем не менее, он получился достаточно выразительным, а уж авторы, оператор и художники-аниматоры и вовсе были в восторге от своего творения.
Фактически минус такого воспитательного процесса я заметила только один: теперь нашалившие малыши вместо извинений или других понятных мне действий, говорящих об осознании поступка, лишь воодушевленно предлагают очередной сценарий по мотивам собственных мелких пакостей.
Итак, если вы решились снять малюсенький, но свой собственный мультфильм в технике «перекладка», вам понадобится:
1. Несколько листов бумаги
2. Ручки, карандаши, фломастеры или что-то другое, чем можно рисовать
3. Фотоаппарат со штативом
4. Компьютер с программой, позволяющей делать видеофайлы. Я пользовалась Adobe Photoshop.
Рисуем незатейливый пейзаж, на фоне которого будет двигаться наш персонаж.
Рисуем и вырезаем по контурам персонаж – человечка, зверька, монстрика или кто там вам нравится. Если хотим, чтобы у него двигались ручки и ножки, то следует нарисовать их отдельно и пришить одним стежком к туловищу.
Затем нужно поместить листок с фоном на столе так, чтобы он был неподвижным. Фотоаппарат необходимо закрепить на штативе, установить неподвижно и настроить фокус так, чтобы крупным планом виделся листок с фоном.
Дальше мы кладем на фон нашего персонажа и делаем кадр. Затем очень плавно меняем положение персонажа, имитируя нужное нам движение, каждый раз делая кадр фотоаппаратом. Двигать куклу-персонаж нужно очень маленькими «шажками», чтобы анимация получилась более плавной и естественной. Далее, все зависит от вашего трудолюбия и терпения. Чем больше кадров, тем плавнее движение и качественнее анимация.
В конце концов, мы должны собрать в видеоряд набор отснятых кадров. Для этого можно использовать различные компьютерные программы. Например, в "Фотошопе" нужно создать новый файл, в котором будет столько слоев, сколько кадров у предполагаемого мультфильма. А затем в панели анимации еще раз указать необходимое количество кадров, и, каждый раз ставя курсор на следующий, делать видимым там один единственный слой, присущий этому кадру. Затем делаем экспорт файла в видео-формат – и наслаждаемся совершенно волшебными результатами своего творчества! Удачи вам!
Читайте также:
Внезапные морковники
Яблоки и карамель: роман на осень