НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Тим Гилл: "Взрослые не должны защищать детей от трудностей"

Тим Гилл: "Взрослые не должны защищать детей от трудностей"

Тим Гилл, специалист по правам детей, почетный доктор Университета Эдж Хилл, бывший председатель совета организации Play England рассказал "Летидору" о проекте "приключенческих площадок" и о том, как большие города оборачиваются для ребенка ограничением свободы. 



Тим Гилл.jpegТим Гилл.jpeg– Тим, как вы оцениваете современные подходы к воспитанию ребенка в условиях города? Какую роль вы отводите личным взаимоотношениям ребенка и живой природы?

– Где бы ребенок не проживал, вне зависимости от места – все дети должны постепенно, по мере взросления, расширять свой кругозор, совершая ежедневные открытия в своих личных приключениях в окружающем мире. Регулярный практический опыт взаимодействия с живой природой является основным и решающим фактором в становлении здорового организма детей, правильное отношение ребенка к окружающему миру, и, как следствие – в дальнейшем к улучшению экологической обстановки на планете. В больших городах родителям достаточно сложно наделить свое чадо достаточной свободой исследовать мир и играть на улице, за пределами дома, насладиться природой. Поэтому и педагоги, и преподаватели должны работать совместно с родителями для создания и открытия для ребенка мира за пределами домашних стен.

– Расскажите о проекте «Adventure playgrounds».

В Великобритании, где я проживаю, реализовано порядка 100 проектов «приключенческих площадок» площадок для маленьких первооткрывателей, которые открыты круглый год для бесплатного посещения. Они имеют внешние и внутренние игровые зоны, где ребенок может карабкаться, качаться, спрыгивать, вести активные игры – и в этом его поддерживает и помогает дружелюбный квалифицированный персонал. Также этот проект работает в Дании, Германии, Японии и других странах, однако в разных странах могут наблюдаться некоторые различия – к примеру, в Дании родителям приходится оплачивать ежемесячный взнос. Как правило, площадки открыты для детей любых возрастов. Однако плата может быть достаточно высокой, чтобы удовлетворить потребности всех желающих ребятишек.

Площадка первооткрывателя. Глэмис.jpgПлощадка первооткрывателя. Глэмис.jpg

Более того, я считаю, что дети должны иметь возможность вести игры не только в специально отведенных местах, но и за пределами игровых зон. Поэтому мне интересна активность ребенка в парках, на улицах и иных общественных местах, где дети не находятся под контролем профессионального персонала. Я с нетерпением жду завершения строительства огромной игровой зоны в Олимпийском парке имени Королевы Елизаветы, в котором реализована концепция свободного природного натуралистичного пространства, со множеством склонов, деревьев, пригодных для лазанья, кустарников, воды и песка.

Площадка квартал ЕС1. Лондон.jpgПлощадка квартал ЕС1. Лондон.jpg

Стоит отметить, что данная концепция при участии Правительства Лондона была удачно реализована в районе ЕС1, где было профинансировано не только создание игровых зон и реконструкции парков, но и предприняты меры для воздействия на интенсивность движения транспортных средств, были перенесены парковки, более грамотно продуманы пешеходные и велосипедные маршруты. Как следствие – окружающее пространство стало более дружелюбно и органично по отношению к ребенку.

Проет перекрытия проезжей части. Бристоль.jpgПроет перекрытия проезжей части. Бристоль.jpg

– По вашему опыту посещения различных стран и регионов, общения и участия в форумах и семинарах как продвинутые и прогрессивные родители могут влиять на общественную политику в сфере организации детского пространства и жизнедеятельности?

Важно иметь четкое видение, мотивацию вашего поведения, чтобы сторона, поддержкой которой вы хотите заручиться, ясно видела вашу позицию, ваши намерения. Мы должны признать важность хороших возможностей для активной познавательной игры на открытом воздухе и ее роли в развитии ребенка, семьи и общества в целом. Я часто цитирую бывшего мэра Боготы в Колумбии Энрике Пеналоса, который сказал, что ребенок – как индикатор работы власти – если город существует и работает на благо ребенка, если ребенку в нем комфортно – значит такая политика будет во благо всему обществу.

Ваши впечатления от Москвы?

Я был в Москве всего четыре дня, с рабочим визитом на Московском урбанистическом форуме в декабре 2012 года, и могу сказать только о своих впечатлениях. Я был поражен таким явлением как «спальные районы», эхо послевоенной советской строительной концепции, в которых проживает до 90% московских семей. Со слов Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, проживание и формирование ребенка как личности в условиях безликой среды ведет к появлению психологических проблем в будущем. Более того, в городе огромное количество автомобилей, и их число только растет.

Проблемы, вызванные таким количеством автотранспорта, были очевидны для меня как гостя, и что если мы хотим, что бы городская среда для маленького москвича стала дружелюбной и он мог в ней комфортно расти и развиваться – с этим надо что-то делать. Так же мне рассказывали, что мэр и правительство Москвы вкладывают много усилий и средств в создание и совершенствование тысяч парков и детских игровых площадок. Это очень хорошая тенденция и направление городской политики, хотя со слов некоторых родителей не все они достаточно интересны и креативны. Тем не менее я уверен, что дети с их характером всегда найдут место для активности и общения – мне запомнился случай, когда дети играли в снежки и были озорны и счастливы в, казалось бы, совершенно не приспособленном для этого месте, вне площадки для проведения детского досуга. Я видел – и мне говорили об этом – русские очень любят своих детей и заботятся о них. Таким образом, есть уверенность в том, что ситуация будет меняться в лучшую сторону, и вы, как граждане, можете принять в этом активное участие.

Какие действия принимают власти Великобритания для создания «дружелюбной городской среды» для ребенка? Каковы источники финансирования таких проектов?

Последнее правительство Великобритании инвестировало более 200 млн. фунтов стерлингов в программу по реконструкции и модернизации более тысяч детских площадок по всей стране, а так же в разработку и создание порядка 30-ти совершенно новых укомплектованных детских специализированных площадок с бюджетом 1 млн. фунтов стерлингов каждая. Отчасти это было вызвано тем, что в докладе ЮНИСЕФ от 2007 года Великобритания была названа худшей страной из развитых стран мира по условиям активного отдыха ребенка на открытом воздухе в условиях городской среды. Как результат – были созданы различные детские комплексы в городах и поселениях. Однако коалиционное правительство не уделило должного внимания данному вопросу, поэтому проект лишился централизованной государственной поддержки. Более того, местные муниципалитеты вынуждены идти на сокращение своих бюджетов в результате политики, проводимой нынешним правительством. Таким образом, существуют реальные проблемы для тех, кто хотел бы действительно изменить ситуацию организации детского пространства к лучшему.

Но сидеть на месте нельзя – и тогда появился пилотный проект – родители договорились с местными властями о перекрытии движения на некоторых проезжих частях на короткое время – к примеру, один день в неделю. Эта идея финансово незатратна, практически бесплатна – однако имеет большой потенциал. Более того, в Великобритании падает уровень автомобильного трафика, особенно в больших городах, и данный проект – хороший пример баланса интересов и водителей, и органов власти, и – главное – маленьких граждан.  

– В вашей книге No Fear.Growing up in a risk averse society одна из идей – помочь становлению ребенка как личности, не обременяя его чрезмерной навязчивой заботой – ребенок должен сам познавать окружающий мир из своего опыта, положительного или отрицательного. Какое место и роль в данной системе отводится  для родителей, преподавателей?

Я считаю, что каждый человек – родители, учителя, политики, журналисты – мы  должны вместе постараться сделать две вещи. Во-первых, мы должны отвергнуть то, что я называю «философией защиты» взрослые не должны защищать детей от трудностей – ребенок сам должен научиться справляться с повседневными проблемами, взлетами и падениями в жизни. Во-вторых, мы должны больше внимания уделять созданию окружающей ребенка среды – «дружелюбного пространства». Я думаю, в Великобритании мы добились существенной динамики в решении первой части вопроса – ситуация стала меняться во многом благодаря моей книге. Вторая часть вопроса является более сложной. Поэтому мое желание – что бы мы все вместе уделяли больше внимания созданию и созиданию благоприятной для наших детей окружающей среды в будущем.