НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Учителя и компьютеры: куда бежать?

Учителя и компьютеры: куда бежать?

Учителя и компьютеры: куда бежать?

От редакции: Обычно ко Дню учителя газеты и журналы полнятся статьями о том, что важность труда учителя очень высока, а оплата - наоборот. Мы решили отойти от стереотипа и предложить читателям "Летидора" более содержательный материал для дискуссии. Диана Александровна Богданова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института проблем информатики (ИПИ РАН), рассказывает в этой статье о непростых отношениях учеников и учителей в эпоху Интернета, о перспективах информатизации образования и о возможных проблемах на этом пути. Доклад был представлен на недавней конференции "Поколение NEXT", посвященной детям в Интернете.


"Нужно бежать со всех ног, 
чтобы только оставаться на месте, 
а чтобы куда-то попасть, надо бежать 
как минимум вдвое быстрее". 

 (Л. Кэрол, "Алиса в Зазеркалье")

На протяжении истории развития человечества никогда прежде технологии и предлагаемый ими инструментарий не получали столь стремительного и широкого распространения. Менее чем за десять лет, в жизнь большинства людей вошли мобильные телефоны, Интернет, социальные сети и видеоигры, захватив, в первую очередь внимание молодежи и значительной части детей школьного возраста.

Сейчас, когда компьютеры появились в семьях, наряду с неограниченными возможностями, предоставляемыми Интернетом по поиску и работе с информацией, школа начинает терять статус «центра знаний». А учащиеся попадают в своего рода ножницы, когда знания, получаемые от учителя, из учебника, перекрываются потоком хаотичной информации, идущей из многочисленных легко доступных источников. Причем, эта информация, как правило, не имеет структурно-содержательной логической связи, подается бессистемно и не вписывается в рамки стационарного образования, представляя собой качественно иной тип. 


Высказываются мнения, что роль учителя уменьшилась с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Действительно, у школьников сегодня настолько обширное поле для получения информации, что 15-20 минут, которые использует учитель для изложения нового материала, может показаться пустой данью традиции. Более того, современные учащиеся, можно сказать, бегло владеют языком ИКТ, в то время как большинство учителей постепенно становятся ИКТ-эмигрантами, осваивающими или владеющими только базовыми ИКТ-знаниями и умениями.

Между тем многие вузы обнаружили, что интеллектуальный уровень выпускников школ начал падать. Много разговоров ведется о необходимости смены парадигмы и глубокой реформы образования. Об этом говорят психологи, исследователи, работники образовательных структур, как в России, так и за рубежом. Система образования остро нуждается в переменах для того, чтобы дать учащимся знания с учетом происходящих изменений в жизни. Предлагаемый анализ ситуации, сложившейся в образовании в настоящее время, проведен на основе обзора российских и зарубежных публикаций.

Учащиеся

Сетевое поколение, учащиеся нового тысячелетия, поколение Интернета, SMS-поколение, поколение видеоигроков , а иногда даже – "Хомо заппиеннс" ( zap на сленге – пользоваться пультом управления телевизора) – так называют детей, выросших в окружении технологий, за их способность одновременно взаимодействовать с несколькими потоками информации. Они способны (часто интуитивно) пользоваться разнообразными цифровыми устройствами. 

Однако, несмотря на такое умение, их понимание технологии может на самом деле быть очень неглубоким. Если спросить учащегося нового тысячелетия, какими технологиями он пользуется, в ответ можно встретить лишь непонимающий взгляд. Они не мыслят в терминах технологий, они мыслят в терминах тех занятий, которые эти технологии обеспечивают. Для них возможность деятельности гораздо важнее, чем технологии, ее обеспечивающие.  Если же спросить, что они понимают под технологиями, то мобильный телефон со стандартным набором возможностей, вики, блог в их понимании – это не технологии, в то время как IPhone - это технологии. 

Они общительны, готовы к коллективной работе, настроены на достижение цели. Их обычный день полон постоянных общений через IMS и SMS, разговоров по мобильному телефону. Они часами сидят в социальных сетях. Они уверены, что многозадачность – это нормальный способ использования цифровых медиа: будучи онлайн, одновременно смотреть телевизор, разговаривать по телефону и делать домашнее задание.

Широко используя социальные сервисы Web 2.0 для общения и решения учебных задач, они воспринимают их как нечто само собой разумеющееся. Можно сказать, что их способ общения с технологиями в значительной мере определил стиль общения, обучения и даже повлиял на формирование личных и социальных ценностей. Выросшие с Интернетом, они "всегда онлайн". И, по мнению исследователей, этот феномен со временем превратится в общее правило. Подобные изменения могут затронуть и частично затрагивают и представителей старшего поколения, если их жизнь тесно связана с информационными технологиями в силу профессиональной деятельности или личных пристрастий.

Новое поколение не мыслит линейно, мыслит менее структурированно, чем предыдущие поколения, что самым серьезным образом меняет их стиль обучения. В случае выбора, где требуется получение информации с той скоростью, к которой они привыкли, предпочтение будет отдано скорости получения ответа, а не точности информации. Их привычка к скорости может привести (и приводит) к тому, что на традиционном классном уроке они скучают, в то время как учителя оплакивают недостаток внимания на уроках. Перескакивание c одного предмета на другой и обратно, часто по несколько раз, типичное для современного поколения, получило название «мышление кузнечика». 

Они визуально более развиты, чем предыдущие поколения. Мультимедиа по своей природе для них имеет большую ценность, чем просто текст. В ситуации, где для выполнения задания надо последовательно шаг за шагом читать большие фрагменты текста, они показывают гораздо худшие результаты по сравнению с той, когда большие фрагменты текста заменяются графической информацией. В таблице 1 приведено сравнение некоторых качеств, присущих новому («цифровому») и предыдущим поколениям.

homo-zappience.pnghomo-zappience.png Большинство из них предпочитает учиться, делая - а не получать указания, что надо делать; деятельность они предпочитают размышлению или обсуждению. У специалистов появился термин FIT, применяемый к "Хомо заппиенс" - старшеклассникам и студентам-младшекурсникам. Расшифровывается это как "Fluent in Information Technologies" – беглое владение информационными технологиями,  и перекликается со словом "fit", что означает быть в хорошей спортивной форме. FIT требует три разновидности знаний и умений:

- современные умения, позволяющие моментальное использование технологий; 

- основополагающие знания о базовых принципах работы компьютеров, сетей, позволяющие представить в общих чертах, что и как работает в информационных технологиях;

- интеллектуальные способности, позволяющие использовать информационные технологии в сложных ситуациях, решая возникающие неожиданные проблемы по мере их появления.

При этом разрабатываются программы повышения квалификации для преподавателей, нуждающихся в дополнительных знаниях и умениях для работы с FIT-учащимися. В свою очередь учащимся, желающим повысить свои знания и умения до FIT уровня, также предлагаются специальные программы. 

Тем не менее, хотя молодое поколение считается владеющим необходимым уровнем цифровой грамотности, оно может не обладать полным набором знаний и умений, необходимым для осознанного и мудрого использования технологий. К тому же наличие уровня FIT у учащегося не является гарантом глубоких знаний по другим дисциплинам. Компьютер отучил детей не только грамотно писать, но зачастую и говорить. Виртуозно развив владение SMS-письмом, они начинают применять полученные навыки и при выполнении учебных заданий. Вот пример эссе на тему «как я провел лето», написанное одной из учащихся английских школ:

«My smmr hols wr CWOT. B4, we used 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3 : kids FTF. ILNY, it’s a gr8 plc».

Расшифровка: «My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York. It’s a great place».

Перевод на русский язык:

« Мои летние каникулы были пустой тратой времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк навестить моего брата, его подружку и их трех орущих детей. Я люблю Нью-Йорк. Это отличное место».

Педагоги же теперь обсуждают, до какой степени задания, выполненные с использованием компьютерных технологий, включающих, в том числе, и функцию «скопировать и вставить», можно засчитывать в качестве выполненных. Английский SMS-язык перекочевал в общение и в России, когда аббревиатуры английских фраз печатаются русскими буквами. Их можно часто встретить на молодежных форумах. Однако при этом использование в текстах английских аббревиатур вовсе не является гарантом того, что русский текст будет написан без ошибок.


Обучающая среда

Если рассматривать не столь отдаленное прошлое, когда компьютеры стали появляться в школах, учитель по-прежнему оставался носителем, а школа – «центром знаний», при этом возможности ИКТ позволяли учителю экспериментировать с планированием урока, организацией учебного процесса. Компьютер на классном уроке обеспечивал учащимся возможность выхода во внешний мир, помогая, например, организовать общение со сверстниками за рубежом. В начале 90-х годов автор являлся координатором и организовывал участие ряда московских школ в международных проектах, проходивших в британской образовательной сети CAMPUS2000. Возможность участия в международных проектах давала мощную мотивацию – повышался интерес к информатике, английскому языку и другим предметам.

В настоящее время школа по существующим программам, методикам и используемым технологиям отстает от веяний времени. Новое поколение и изменившаяся среда требует иной образовательной модели, которая может быть сформулирована следующим образом:

1. В результате перегруженности информацией возникает потребность в новых способах просеивать, отбирать, структурировать и использовать информацию в соответствии с ее значимостью. 

2. Обучение в цифровую эру - коллективное по своей природе. Социальные сети, в рамках проводимых проектов, срастаются с задачами и способствуют упрощению процесса обучения, обеспечивают социальное и когнитивное руководство и поддержку.

3. Ученик становится ключевой фигурой в процессе обучения. Он – не пассивный получатель информации, но также и активный соавтор, созидатель и критик.

4. И, как следствие, учебный процесс должен становиться в значительной степени персонифицированным, приспособленным к интересам и потребностям индивидуума.

В настоящее время существует значительное число хранилищ с доступными к использованию цифровыми образовательными ресурсами, большие образовательные возможности предлагают социальные сервисы Web 2.0.  Существует много примеров обучающих структур на основе доступности информации в цифровой век. Но ни один из примеров не дает полного описания существующих практик обучения, и впоследствии может оказаться ошибочным. Но все вместе эти примеры отражают основные изменения, происходящие в последнее время в процессе обучения. В первую очередь, это коллективная природа обучения, необходимость просеивания и отбора информации, изменение роли учащегося в учебном процессе с пассивного получателя на активного творческого соавтора, комментатора.

Приведенная ниже обучающая стратегия – коннективизм – возникла естественным путем как реакция на существование в переизбытке информации. Повышение скорости возникновения нового содержания меняет и отношение к нему, поскольку человек не в состоянии переработать появляющееся новое. Взамен традиционного в прошлом подхода к тщательному анализу информации пользователь создает сеть из так называемых «доверенных» «узлов». Доверие (взамен истины) становится основным условием восприятия или использования информации.

Таким образом, по теории коннективизма обучение – это процесс создания «правильной» сети. Обучающие сети могут рассматриваться как внешние структуры, создаваемые для того, чтобы быть в курсе и непрерывно потреблять, создавать и объединять новые знания, поступающие извне. «Узлы» в таких сетях – это внешние субъекты – люди, организации, web-сайты, книги и т.д.

Обоснованность, или степень, до которой содержимое каждого ресурса совпадает с потребностями пользователя, становится основным критерием восприятия информации, предоставляемой сетью. Обучение проходит следующие стадии:

– освоение и восприятие – обучающийся набирает базовые умения для того, чтобы справляться с изобилием информации, имея доступ к ресурсам и инструментарию;

– образование связей: обучающийся начинает применять знания и инструментарий, накопленные на первом этапе для создания собственной сети. Он активно действует в пространстве обучения, используя освоенные ресурсы. На этом этапе очень важна способность к фильтрации. Эмоциональные факторы, влияющие на восприятие, играют существенную роль в принятии решения о присоединении или неприсоединении того или иного «узла» к своей сети;

– участие и вклад – учащийся начинает проявлять себя в сети, становясь, таким образом, «узлом» «видимым». Его активное участие дает возможность другим «узлам» познакомиться с новым ресурсом, его идеями, завязать обоюдные отношения, и появиться общему взгляду. Выбор «правильного» «узла» в обучающей среде существенным образом повышает эффективность процесса обучения;

– изучение примеров – активное проявление себя в сети приводит к тому, что обучающийся переходит от просто пассивного потребления информации к активному участию. В результате время, проведенное в сети, приводит к развитию способности ощущать сеть и происходящие в ней процессы, распознавать возникающие новые тенденции;

– осознание важности – учащийся понимает, как реагировать на появляющиеся тенденции, как их можно использовать. Понимание смысла - это основа действий, повод для пересмотра точек зрения, мнений и перспектив;

– практика – он активно действует, перестраивая свою сеть. Практика – это циклический процесс анализа, эксперимента и действий, позволяющий критически оценивать инструментарий, процессы и элементы созданной им сети. Метакогнитивные навыки позволяют оценить, какой из «узлов» сети полезен, а какой следует удалить или заменить.

В настоящее время во Всемирной паутине проходит несметное количество образовательных проектов, использующих различные социальные сервисы Web 2.0, исследующих возможности этих сервисов для достижения поставленных образовательных целей, используя при этом разнообразные приемы и стратегии. Однако следует признать, что эти инновации не вошли широко в повседневную образовательную практику.

Не останавливаясь на каждом подробно, рассмотрим примеры использования возможностей Web 2.0. Зачастую целевой аудиторией школьных сайтов являются не учащиеся, а их родители – и размещаемая информация в большей степени касается образовательного процесса и достигнутых результатов. В этих случаях основной целью школы является создание обстановки транспарантности для родителей.  Одним из примеров может служить тенденция последнего времени, возникшая в Испании – устанавливать в учреждениях начального образования WEB-камеры, чтобы родители могли наблюдать через Интернет за своим ребенком на протяжении дня. . Эта тенденция была инициирована демонстрацией по испанскому телевидению документального фильма об ужасающих условиях содержания детей в яслях г. Мадрида. 

В то время, как вокруг упомянутого выше способа использования Интернета идут споры между родителями, учителями и работодателями, существуют и иные примеры использования социальной информатики в школах, например, работы учащихся в рамках школьных проектов, представленные для более широкой аудитории, привлекающие родителей и членов семей принять участие в учебном процессе через тот или иной проект. Например, в блоге швейцарской начальной школы, где в классе одновременно учатся дети разного возраста, размещены результаты проектов с участием родителей, включающих рассказы и подкасты. Школьный блог также содержит важную обновляющуюся информацию для родителей.

Нельзя не упомянуть проект Schome Park, проходивший на протяжении нескольких лет под эгидой Открытого Университета на базе Teen Second Life. Проект состоял из серии исследовательских тем, ставящих своей целью понимание того, какой будет школа в 21 веке, и разработку методологических основ такой школы. В разработке модели школы будущего принимали участие психологи, педагоги, сами учащиеся и их родители. В настоящее время в результате объединения технологий обучения в виртуальном трехмерном пространстве Second Life с системой управления учебным процессом Moodle, возник проект Sloodle, ставящий своей задачей дальнейшую отработку педагогических методов обучения с использованием Интернет-технологий. Проходящий в рамках проектов Евросоюза eTwinning DigiSkills, проект направлен на совершенствование навыков и умений, необходимых для обучения с использованием компьютера. В проекте принимают участие 10 средних школ из 8 стран. 

Проект eLSA, организованный для 65 школ из всех девяти регионов Австрии, ставил своей задачей продвижение использования ИКТ в школах. Начавшись со стандартного школьного инструментария, проект далее перешел на использование Moodle, а также ряда других возможностей Web 2.0. Ряд школ из Италии, Великобритании, Франции и Испании сами создавали подкасты на темы школьной жизни, обмениваясь ими через RSS и другие средства коммуникации. Основной целью организаторов проекта было культурное знакомство и желание заинтересовать учащихся стать «радио» Интернета. 

Проект «Колыбельная Европы», использовавший технологию Вики, собрал колыбельные на 7 европейских языках благодаря учащимся начальных школ. 

Глобальный проект «Горизонт» проходил между школами Бангладеш, Грузии, Австрии, Австралии и Китая с использованием Вики, Twitter, My Space, Skype, Flikr и электронной почты для обсуждения устройства школы, школьных правил и и обмена видео- и фото.

В другом случае преподаватель использует классный блог для размещения информации, дает ссылки на аудио-клипы, в форме подкастов, записывая свои сообщения по телефону, используя бесплатный телефонный номер. Учащиеся информируются о том, что поступила новая информация на их компьютеры и могут отправить свои комментарии. Бесплатные подкасты и видео из YouTube, присоединяемые к классному блогу, входят в состав учебного материала.  

Представляет интерес совместный проект, выполненный работниками образования по исследованию образовательных возможностей инструмента Google Docs. В работе приняли участие более 40 человек, совместно работая над текстом, редактируя его. В результате работы они подготовили целый список пожеланий для усовершенствования Google Docs, для того чтобы было возможно использовать этот инструментарий в учебных целях.

По своему содержательному наполнению перечисленные выше проекты в значительной степени повторяют проводившиеся ранее, но построенные только на использовании электронной почты, в британской образовательной сети CAMPUS2000. Новые проекты технически используют гораздо более широкие возможности, предоставляемые Web 2.0. 

Кроме того, в значительном числе зарубежных и российских публикаций говорится об образовательной проектной деятельности на основе технологий Wiki, Flikr, Delicious. В российском варианте масштабным примером проекта на основе Вики-технологий является Letopisi.ru. Возможности работы с фолксономиями предоставляет социальный сервис закладок Bobrdobr.ru, однако следует отметить, что просмотр сервисного тэгового облака не показал образовательных проектов среди популярных закладок. 


Учителя и школа

Как уже говорилось выше, школьные учителя в большинстве своем владеют базовым набором ИКТ-знаний и умений. Возможно, что учителям среднего возраста сложно переучиваться и отойти от наработанной десятилетиями привычной методики преподавания. Более продвинутыми в плане технологий являются молодые учителя, но в настоящий момент не они составляют большинство в российских школах.  Даже если сейчас оснастить школу суперсовременным оборудованием, основные возможности его останутся невостребованными, поскольку отсутствуют поддерживающие методики. К тому же, как показали исследования, проведенные в ряде европейских стран, современные учителя по самым разным причинам избегают использования ИКТ на уроках.

В наших школах ситуация аналогичная. Созданные хранилища и находящиеся в них образовательные ресурсы используются мало. Необходимы методики использования средств ИКТ в школьном учебном процессе.

Естественным образом возникает следующий вопрос, какие же изменения происходят в школьном образовании? Какие разработаны инновационные в плане методик образовательные программы, базирующиеся на использовании современных технологий? Ведь обучение надо начинать с начальной школы.

Существующие в настоящее время программы и методики настроены на обучение детей комплексу алгоритмов для решения тех или иных задач. Однако новые условия требуют развития у детей навыков понимания, анализа и нахождения самостоятельных решений. Существует целый ряд инновационных программ для начальной школы, таких, например, как "школа 21 века", "школа России", Перспектива, Гармония, "школа 2100" и т.д. Автору не удалось познакомиться с отличиями школьных программ друг от друга. Они представлены в виде списков авторов учебников и очень схожими целями и задачами (особняком стоит, пожалуй, только математическая школа Л.Г. Петерсон). "Школа 21 века", например, существует уже далеко не один год: гораздо дольше, чем период обучения в начальной школе. Еще в 2001 году программа была награждена премией Правительства России. Однако с тех пор так и не появилось разработок для средней школы, продолжающих программу начальной. Это означает, что, проучившись на основе инновационных методик в начальной школе, дети переходят в стандартную среднюю школу, где обучение происходит по используемым на протяжении десятилетий методикам.

Предлагаемая «методология и научно-методическое обеспечение комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров в области информатизации образования», по информации от разработчиков (Институт Информатизации образования РАО), «направлена на обучение учителей, педагогов НПО и СПО владению методиками преподавания учебных дисциплин с использованием средств ИКТ, в условиях функционирования локальных и глобальной информационных сетей».

Выделение среди педагогов специалистов по информатизации, по мнению автора, выглядит несколько искусственным и не имеющим долговременных перспектив. Сегодня в педагогические вузы уже начали приходить выпускники школ из поколения "Хомо заппиенс". Они выросли и привыкли к существованию в информационно-насыщенной среде. Сегодня необходимо перестраивать систему подготовки учителей-предметников таким образом, чтобы они, обучаясь преподаванию своего предмета с использованием средств ИКТ, опирались, к примеру, на предлагаемые ИИО РАО методики. В настоящий момент складывается иное впечатление: предметников учат по прежним программам, а потом они дополнительно должны будут пройти в ИИО РАО курс обучения информатизации образования, на что уйдет еще как минимум половина учебного года. Такой подход к подготовке педагогических кадров не выглядит эффективным. К тому же остается неясным, каким образом, если не через обучение в педагогических вузах, можно обеспечить все школы России специалистами по информатизации?


Другие видимые проблемы

- Обеспечение учащимся равного доступа к возможностям Интернета.

- Если даже ученики обладают высоким уровнем цифровой грамотности, они, как правило, не имеют навыков критического анализа информации, размещаемой в Интернете, иными словами, у них не развита медиаграмотность. Здесь одновременно с медиаграмотностью возникает проблема интернет-безопасности детей.

- Методика оценки вклада и знаний учащегося. Это особенно важно в условиях коллективной работы, где, как показывают исследования, не всегда существует прямая зависимость между активностью учащихся и результатами последующего тестирования.

- Необходимость тщательного отбора инструментария в соответствии с разделом дисциплины и поставленными педагогическими целями .

- Необходимость дополнительных меры защиты от возможной потери данных.

- Вопросы соблюдения авторского права.