Управление поведением в школе: метод ClassDojo
В Малайзии и Индии за опоздания, болтовню и хамство до сих пор бьют учеников розгами, но большинство стран, к счастью, отменило телесные наказания. Некоторые, кстати, совсем недавно — в Греции старшеклассников перестали шлепать всего семь лет назад. На смену физическому пришло оружие психологическое. Кроме бровей и шипения, учителя используют роли учителя-мучителя, учителя-друга и учителя, которому все равно. В особо непослушных случаях и то, и другое, и третье работает не слишком успешно. Полученный урок условный Иванов забывает уже к концу занятия.
Самый современный способ борьбы за дисциплину придумали два англичанина из компании ClassDojo. Они сделали приложение для смартфонов, которое позволяет преподавателям менять поведение своих учеников.
Как это работает? У каждого ребенка в классе появляется собственный профайл с количеством очков. За достижения — например, работу в команде и креативность — очки прибавляются, за проступки — отнимаются. Чем больше очков, тем выше уровень. У каждого профайла — свой аватар: зеленый монстр с одним глазом или гибрид панды с тремя. Все это учитель проецирует на доску, так что аватары радуются и расстраиваются на глазах у всего класса. Изменения в поведении учеников начинаются уже через неделю.
За пять месяцев существования ClassDojo начали использовать больше 70 000 учителей. У приложения нет ни рекламы, ни маркетинга — новости о нем распространяются только в режиме сарафанного радио. У такого успеха есть несколько секретов.
Профессора из Стендфордского и Колумбийского университетов, которые работали над психологической структурой приложения, основывались на теории положительной дисциплины. Это можно назвать "методом кнута и пряника", если пряник сделать в три раза больше кнута, который, в свою очередь, должен превратиться в тросточку. Согласно такой теории, детей нужно как можно чаще ловить на хорошем поведении и как можно охотнее за это хвалить.
"У школьника есть два способа обратить на себя внимание", — рассказывает сооснователь ClassDojo Сэм Чаудхари. — "Хорошими оценками от учителя, и проказами — от сверстников. А как быть ребенку, которому не даются академические достижения? Ему все равно хочется внимания. Единственный выход — плохо себя вести". Фокус на хороших поступках дает возможность признания всем детям в классе и предотвращает саму причину плохого поведения: хамить больше не круто, круто думать и писать интересные доклады. Концепция, которую не успела запатентовать Пионерская организация.
Моментальная реакция — другой важный принцип работы ClassDojo. Как только Джону поставили "Отлично" за сочинение, розовый слон в его профайле получает +1 за углубление в тему. А когда Кейт и Мэри вместе настроили микроскоп, их аватары сразу же награждаются очками за работу в команде. Ни очки, ни уровни не имеют никакой материальной ценности, но получать их, как выяснилось, нравится всем.
Результаты, набранные детьми за неделю, преподаватель отправляет родителям. В будущем приложением смогут пользоваться и они. Забияки остаются ими и дома, но семья, в отличие от учителя, не может каждый день наблюдать, что и почему делают дети.
В профайлах хранится вся информация о том, за что прибавились и почему пропали очки — таким образом, можно лучше понять сильные и слабые стороны ребенка. За работу над поведением дома ClassDojo будет брать деньги — пока что программа бесплатная. Скачать ее может любой преподаватель, независимо от страны, в которой он живет: правда, если в ней не говорят по-английски, приложение придется перевести.
При всей простоте и геймофицированности ClassDojo преследует не на шутку глобальные цели. "Мы не хотим превратить детей в паинек — мы хотим вырастить хороших людей", — рассказывает Сэм.
Еще одна научная база приложения — исследование Джеймса Хекмана о дошкольном развитии детей. Его результаты, полученные через 40 лет начала работы, показали: если акцентировать внимание на развитии личностных качеств человека с самого раннего возраста, выиграют все социально-экономические сферы его жизни.
Казалось бы, чем еще занимаются в школе, если не развитием личности? Читаешь "Преступление и наказание", значит, понимаешь про хорошо и плохо. Играешь в баскетбол, значит, будешь успешно работать в команде. "Одного из другого совсем не следует", — считает Сэм. — "Как насчет тех, кто не играет?. Подразумевается, что концентрация, лидерство, умение принимать решения будут развиваться сами собой, и в итоге эти качества просто игнорируются. Мы исправляем эту ошибку".
Воспитайте хороших людей, и оценки подтянутся. ClassDojo сделали первый шаг в этом направлении, начав с поведения — верхушки айсберга, которым является личность. Сработает ли это с Ивановым, пока не ясно. Но, надеюсь, скоро узнаем.