НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Вступительные взносы при поступлении в школу - вне закона

Вступительные взносы при поступлении в школу - вне закона


В продолжении материала "За что платим школе?" "Летидор" публикует официальный ответ Дмитрия Метелкина, исполняющего обязанности министра в министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, о платных услугах в школах. Выяснилось, что платить за поступление незаконно, на охрану классов бюджетных средств не предусмотрено, зато школьные автобусы обещают оборудовать системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. 


Вопрос 1. Законны ли вступительные взносы с родителей первоклассников при поступлении в школу. Такая практика, знаю, распространена в частных детсадах. Но ведь школа находится в ведении муниципалитета, на каком основании собираются такие суммы, могут ли родители отказаться?

Дмитрий Метелкин: Пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Взимание вступительных взносов с родителей первоклассников при поступлении в школу, не допускается.



Вопрос 2. В школах Новосибирска распространена практика благотворительных пожертвований в фонд школы. Как, по закону, должны проходить эти пожертвования? Через специальный фонд? Через зарегистрированное АНО? По специальному договору дарения?

Д. М. : В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 32 и пунктом 8 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Пунктами 8, 9 статьи 41 указанного закона установлено, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения за счет средств учредителя.

Также в различных нормативных правовых актах муниципальных образований закреплено право образовательного учреждения на привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (Постановление мэра города Новосибирска от 09.02.2004 № 150-а (ред. от 02.03.2009) "Об утверждении Примерного договора о взаимоотношениях муниципального образовательного учреждения с учредителем"; Постановление Главы муниципального образования города Бердска от 16.11.2007 № 3316 "О создании городского Совета по образованию и городского Совета родительской общественности" и др.).

В соответствии со статьёй 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.

При этом необходимо отметить, что некоммерческие организации должны самостоятельно выстраивать взаимоотношения с родителями образовательных учреждений, пожелавшими принимать участие в деятельности такой организации посредством договоров, заявлений, оформления членских билетов и др.

В соответствии с инструктивным письмом Минобразования РФ от 15.12.1998 № 57 "О внебюджетных средствах образовательных учреждений" внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Решение о внесении средств и их количестве принимается самими жертвователями (родителями (законными представителями) обучающихся, организациями различных форм собственности (в том числе, некоммерческие организации, созданные в целях оказания помощи образовательным учреждениям) единолично или посредством проведения общих собраний. Родители (законные представители) обучающихся имеют право отказаться от уплаты денежных средств или уплачивать их в меньшем размере по своему усмотрению.



Вопрос 3. Помимо пунктов, закрепленных в Статье №45 Закона "Об образовании", большинство школ в Новосибирске  требуют оплачивать родителей следующие услуги: охрану в школе, уборку помещений, учебники и школьную форму, ремонт в школе, покупку новых парт ( а также настенных пособий, интерактивных досок, компьютеров и другой техники). Родители, не сдавшие деньги на ремонт, должны летом на ремонтно-отделочных работах отработать какое-то количество часов. Законно ли такое? Пожалуйста, расскажите по каждому пункту, оплачиваются ли они из других бюджетов или это обязанность родителей.

Д.М.: Охрана. В текущем году на модернизацию общего образования Новосибирской области из бюджетов разных уровней будет направлено около 2 млрд. рублей. В том числе 126 млн рублей направлено на усиление безопасности образовательных учреждений. В соответствии с требованиями надзорных органов в текущем году территория каждого образовательного учреждения должна иметь ограждение. Во всех школах установят автоматические противопожарные системы. Кроме того, 144 сельские школы для усиления защищенности будут оснащены системами экстренного вызова полиции, а 125 школ в крупных населенных пунктах предполагается оснастить системами видеонаблюдения. За счет этих средств школьные автобусы оснащаются системами спутниковой навигации ГЛОНАСС, с помощью которой можно контролировать маршрут и время их передвижения. Эта еще одна мера безопасности.

На организацию в школе охраны бюджетные средства не предусмотрены. Школа имеет право заключать договор с охранным предприятием на оказание услуг по охране учреждения. Если возникают финансовые обязательства по организации охраны, решение принимается коллегиально на Совете школы, при участии родителей, с учетом возможностей малообеспеченных семей.

Учебники. В 2012 году на приобретение школьных учебников муниципалитетам перечислено около 70 млн. рублей. В первую очередь, учебниками обеспечиваются льготные категории учащихся. В соответствии с утвержденным порядком (Постановление Правительства Новосибирской области от 12.03.2012 № 121-п) дети из многодетных семей, обучающиеся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях Новосибирской области, обеспечиваются учебной литературой из библиотечного фонда этих образовательных учреждений в первоочередном порядке до начала учебного года.

Школьная форма. Вопрос введения школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения и в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем его деятельность. Каждый родитель и учащийся должен быть ознакомлен с Уставом общеобразовательного учреждения, правилами поведения в школе в начале учебного года и выполнять правила внутреннего распорядка. Школьная форма вводится по решению органов государственно-общественного управления (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). При обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные возможности малообеспеченных семей.


Ремонты. В текущем году около 300 млн рублей будет направлено на капитальный ремонт школьных кровель и спортивных залов. Еще 220 млн рублей - на продолжение работ в рамках регионального проекта "Школьное окно" для замены старых окон на новые стеклопакеты. На приобретение мебели, учебного оборудования, спортивного инвентаря предусмотрено 470 млн. рублей.

Сбор денег с родителей. В Законе "Об образовании" (ст.16) говорится, что школа должна ознакомить родителей со своими учредительными документами, регулирующими образовательный процесс. Прежде всего, необходимо обратить внимание на Устав образовательного учреждения, где разрешается организация попечительских советов при школе. Это один из видов самоуправления школой и действующих способов влияния родителей и законных представителей ребенка на ход образовательного процесса. Попечительский совет оказывает большую помощь в развитии материально-технической базы общеобразовательного учреждения. Необходимо отметить, что подобные взносы должны носить исключительно добровольный характер в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.

Родители могут оказывать спонсорскую помощь образовательному учреждению только на расчетный счет школы, а взимать наличные денежные средства с родителей школа не имеет право. Председатель попечительского совета должен доводить до родителей полную и объективную информацию о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг, порядке привлечения целевых взносов и пожертвований, порядке обжалования неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в образовательном учреждении на родительских собраниях, сайте образовательного учреждения и на информационном стенде, расположенном в самом образовательном учреждении в доступном для родителей (законных представителей) месте.


Читайте также:
За что платим школе?

Умная школа для дураков
Школа и продленка по-французски