НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 5-6 лет » Выбираем азбуку

Выбираем азбуку

Выбираем азбуку Процесс превращения маленького человека в читателя кажется какой-то загадкой. Как, каким образом в сознании происходит «щелчок», после которого буквы начинают складываться в слова, а слова в предложения? Для начала нужно, чтобы было что складывать. Это не менее важный этап, и загадка уже для родителей – как успешно и, обязательно, с большим увлечением со стороны ребенка показать ему алфавит?

Отталкиваться стоит от темперамента, степени усидчивости и особенностей характера будущего книгочея. Понимая это, издатели сейчас выпускают азбуки на любой вкус и характер.

умный алфавит.jpgумный алфавит.jpgКлассический вариант – развивающие карточки «Умный алфавит»

издательство «Клевер Медиа Групп», 2013 год

Классика жанра: буквы русского алфавита представлены на карточках. Каждой букве отведена отдельная жилплощадь в виде одной плотного картона страницы (можно спокойно пробовать гранит науки на зуб).

На карточке: собственно, буква, печатная и прописная; картинка, подпись к ней и веселое четверостишие-загадка. Загадки разряжают атмосферу сложного образовательного процесса и делают его доступным для совсем малышей. «Улетел воздушный…», – говорят родители, познакомив ребенка с картинкой. И тот радостно кричит: «Шарик!», запуская тем самым внутри себя работу сложного ассоциативного механизма, где буква и картинка как-то между собой связаны. Как далеко продвинется этот процесс, зависит от степени задора родителей и, конечно, усидчивости ребенка. «Карточная» система хороша тем, что позволяет делать перерывы когда вздумается или же находить предметам другое применение. Почему бы в перерыве, например, не построить из карточек домик для букв? В качестве бонуса издатели положили в набор алфавитные трафареты. Взрослые вспомнят свое детство, а дети развлекутся – заодно и «запомнят» руками.

та самая азбука буратино.jpgта самая азбука буратино.jpgСказочный вариант – «Та самая Азбука Буратино». Ольга Прохорова, Татьяна Толстая

издательство «Розовый жираф», 2011 год

Если классический вариант «сели-учим» интересует ребенка мало и ему больше по душе витать в сказочных облаках, то ни в коем случае не стоит его оттуда выдергивать. Еще один вариант – преподнести русский алфавит через сказку. Например, через «Буратино» Алексея Толстого. Его внучка, известная всем Татьяна Толстая и правнучка Ольга Прохорова пару лет назад придумали содержание той самой азбуке Буратино. Да-да, той, которую он продал за несколько сольдо, чтобы попасть в театр Карабаса Барабаса.

Легенда для маленьких сказочников такая: эта азбука была найдена вами, родителями, и оказалось не простой, а волшебной. Если бы Буратино не продал ее тогда, то в книге смог бы узнать обо всех опасностях, поджидавших его впереди. Ну и дальше открываете волшебную книгу и разгадываете ее, ведь каждая буква – это зашифрованный герой или событие сказки.

 С буквой «Й», так как в книжке нет ни «йода, йоги, йогурта и йети» авторы книги поступили очень оригинально. Как – смотрите сами.

рабочая азбука.jpgрабочая азбука.jpgФантасмагорический вариант – «Рабочая азбука». Иосиф Бродский

издательство «Акварель», 2013 год

Относительно недавний выход этой книги в свет породил большие споры в станах профессионалов и любителей. Профессионалы, учитывая значимые имена (не только автора, но и художника Игоря Олейникова, автора множества прекрасно оформленных книг и лауреата Болонской книжной выставки) дали книге ярко-зеленый свет.

Мнения читателей разделились. Конечно, это «детский» Бродский, которого в принципе немного и со всем его творчеством стоит познакомить ребенка. Но это очень ироничный молодой Бродский, который, похоже, написал эту азбуку по заказу, с большой долей юмора и даже издевки, понять который могут только посвященные в контекст.

Так что, скорее всего, использовать ее по прямому назначению не получится – хотя бы потому, что профессий на Е, Щ, Ы, Я у Бродского просто не нашлось. Но в качестве закрепляющего материала книга подходит отлично. Потому что Бродский, потому что фантастические иллюстрации, потому что есть возможность поиграть – на каждом развороте множество предметов на ту же букву, которые нужно отыскать. И сами догадывайтесь, почему по обычному городскому двору гуляет динозавр.

azbuka_zhivotnyy_mir.jpgazbuka_zhivotnyy_mir.jpgЭстетский вариант – «Азбука. Животный мир»

(издательство «Арка», 2012 год)

Издательство «Арка» – издательский партнер Государственного Эрмитажа, поэтому все выпускаемые книги связаны с коллекцией этого богатейшего в мире музея. Если книга приглянется, нужно обратить внимание и на другие книги в серии: счет, чтение, цвета.

Открывая букву «К», можно увидеть фрагменты коней с как минимум пяти живописных полотен. Для большинства родителей, скорее всего, книга станет собственной азбукой – финальные страницы  посвящены подробному описанию, с картин каких художников взяты эти фрагменты. Оно и к лучшему, обучиться азам живописи не поздно никогда, а изучающий родитель – лучший пример для ребенка.


азбука с дырками.jpgазбука с дырками.jpgИгровой вариант – «Азбука с дырками». Светлана Минкова

издательство «Жук», 2012

Дети, которые в совсем нежном возрасте оценили по достоинству «Очень голодную гусеницу» Эрика Карла, воспримут эту книгу как логическое продолжение. Тоже как занимательную игру с параллельным получением новых знаний. На каждой странице азбуки, от А до Я, на картинках найдутся дырки. Что они значат, какие рядом с ними рисунки, на какую букву начинаются и как это можно запомнить с помощью очень легкого стиха? Вот в этой головоломке и предстоит разобраться. Помимо дырок, в азбуке нужно искать предметы, повторяющие форму той или иной буквы. Например, на одном из самых сложных для авторов азбук твердом знаке его форму принимает подъезд жилого дома, если в нем сделать окна-дырки. Ну и отдельный разговор – сложная и привлекающая внимание коллажная техника, в которой созданы иллюстрации. В действующих лицах здесь фотографии, войлочные игрушки, ленточки, бечевки, все виды ткани и, конечно же, рисунки. Желающие могут попробовать повторить в домашних условиях, перенеся игровое пространство книги в реальность.


когда А была арбалетомкогда А была арбалетом Ассоциативный вариант – «Когда А была арбалетом…». Евгений Клюев

издательство «Речь», 2012

Когда журналист Евгений Клюев был маленьким, с изучением букв у него возникали проблемы. А потому что А в воображении маленького человека никак не походила на предлагаемый арбуз, а М на мороженое. Не та форма. Человек вырос, научился-таки читать и писать – и писать хорошо, и воплотил свое детское недоумение в альтернативной азбуке.

Азбука Клюева перечеркивает привычный линейный ассоциативный подход и призывает отпустить на волю фантазию. Страница с буквой содержит отдельный рассказ, в который вплетены множество слов с единой буквой в заглавии. И вот А из тривиального арбуза превращается в арбалет, которым в древности сбивали с деревьев абрикосы и апельсины. Огурцы не сбивали, потому что огурцы на «О»…и так далее. Продолжения к этим рассказам при наличии богатого ассоциативного мышления можно продолжать самостоятельно, а букву после такого творческого акта уж точно не забыть.