Ябеда или ответственный?
Про ябеду: (или не ябеду)
Сын Сеня 7 лет приходит из школы:
- Меня толкнули на перемене, и я упал.
- Почему толкнули? Нечаянно или специально?
- Специально
- А ты что сделал?
- Сказал учительнице. Потому что учительница запрещает давать сдачи, говорит, что обязательно надо ей сказать.
Со стороны кажется все правильно. Еще не хватало, чтобы учительница советовала детям разбираться самим, или учила драться. Я бы сама первая пошла жаловаться на такую.
- А еще учительница говорит, что нужно рассказывать ей, когда видишь что-то плохое. Например, Николас на перемене давил муравьев ботинком, а мы с Джеком рассказали учительнице. Учительница ругала Николаса, сказала, что он поступал жестоко и что муравьи это часть природы – говорит мой сын.
Муравьишек жалко конечно. Но, со стороны коллектива ведь по-другому. Никто не отменял понятий как стукач, ябеда-корябеда. В наше время с ними не дружили. Сейчас может быть с этим попроще.
Я сказала сыну, что не уверена, надо ли было идти сразу к учителю. Надо было сначала сказать Николасу, чтобы он прекратил, и о том, что если не прекратит они расскажут учителю. Или вообще не обращать внимания. Но осеклась: хорошо, бог с ними, с муравьишками. А если завтра это птенчики, котята? А если это действительно подлый поступок? Тут не сообщить взрослому – практически стать соучастником злодейства. И без всякого сарказма.
Но вот такие мелкие проступки друзей, маленькие безобидные хулиганства, которые ты и сам делаешь, про них необязательно рассказывать сразу учителю – пытаюсь объяснить я.
- Муравьишки ничем не хуже котят, они тоже живые и не хотят умирать – отвечает сын.
И я понимаю, что он прав все стопятьдесят процентов со своей стороны.
В общем, я поняла, что понятия не имею, как же должен поступить мой сын.
Как объяснить ребенку эту грань между так называемой «гражданской ответственностью» и банальным стукачеством на друга? Есть дельные советы или примеры? Или только жизненный опыт самого ребенка поможет ему определиться?