Ябеда: по секрету всему свету

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить мотивы, заставляющие ребёнка сообщать о действиях других детей.
2-3 года
Едва научившись говорить, малыш считает своим долгом рассказывать окружающим обо всём, что он видит: «Вон дядя курит!» или «А тот мальчик сказал плохое слово!». Даже если вы сделаете вид, что не расслышали сообщение, чтобы не смущать прохожего дискуссией о его поведении, ребёнок продолжит повторять его снова и снова, пока вы не ответите. В этом возрасте закладываются основы отношения к окружающим людям.Поэтому необходимо объяснять мотивы их поступков, например: «Наверное, мальчик не знает, что это некрасивое слово». Однако старайтесь меньше критиковать других, чтобы представление ребёнка о других людях, в целом, было позитивным.
Если малыш часто жалуется на ровесников, не спешите называть его «ябедой». Усвоив различные правила поведения, он стремится применить их на практике и требует того же от других. Чаще всего ребёнок не испытывает желания «насолить» сверстникам, на которых жалуется. Он всего лишь мечтает о спокойствии и порядке.
1. Не отмахивайтесь от очередного доклада малыша. Помогите ему разобраться в ситуации, показав разницу между намеренными и случайными действиями. Например, если кто-то в детском саду нечаянно сломал лопату, не нужно трубить об этом на всю площадку, - лучше посочувствовать незадачливому землекопу.
2. Подумайте, не слишком ли много запретов в жизни вашего ребёнка. Постарайтесь отказаться от тех из них, нарушение которых не чревато серьёзными последствиями. Так, если вы ругаете малыша за испачканную на прогулке одежду, он станет рапортовать о каждом, кто наступил в лужу, чтобы его собственный проступок не выглядел чем-то экстраординарным.
3. Помогите ребёнку избавиться от чувства ответственности за чужие нарушения. Называя имя истинного виновника, он тем самым восстанавливает душевное равновесие. Предложите малышу более действенный способ, чем жалобы: пусть поможет исправиться тому, кто поступил плохо, - например, даст салфетку тому, кто разлил молоко.
4. Развивайте у ребёнка чувство юмора, обращая его внимание на комичность тех или иных ситуаций в мультфильмах и в книжках. Умение видеть разницу между дракой и боем на подушках в разы сократит количество «доносов».
4-6 лет

1. Учите сына или дочку отличать реальные опасности от мифических. Допустим, если кто-то из детей утверждает, что превратит вашего ребёнка в лягушку, не нужно звать воспитательницу. Лучше предложить «волшебнику» реализовать своё намерение и посмотреть на его реакцию.
2. Скажите ребёнку о том, что вы всегда готовы защитить его, но в повседневных ситуациях, когда кто-то причиняет ему мелкие неприятности, он нуждается не в защите, а в умении постоять за себя. Если не тренироваться в защите, то он превратится в самого слабого в группе.
3. Необходимо учитывать, что около 5 лет у детей начинает развиваться самооценка. Ребёнку (впрочем, как и многим взрослым) гораздо проще повышать свою значимость за счёт принижения других людей, чем опираться на собственные достижения. Жалуясь на окружающих, он тем самым поддерживает свой статус. Предложите ребёнку другой способ: пусть его превосходство над другими заключается в избегании тех ошибок, которые он замечает у других.
4. Следите за тем, чтобы ваша реакция на жалобы ребёнка не была слишком эмоциональной. Чем меньше эффекта производит донос, тем реже хочется ябедничать. В то же время, не стоит перегибать палку в другую сторону: высмеивая ребёнка за жалобы или отмахиваясь от него, вы рискуете потерять его доверие. Воспринимайте его сообщения как информацию к размышлению, которую можно обсудить, если у сына или дочки возникнет такое желание.
7-12 лет

1. Смоделируйте и обсудите со школьником ситуации, в которых ему может понадобиться помощь одноклассников. Скажите о том, что учителя не дадут ему списать на контрольной, не поделятся завтраком, не пригласят играть в футбол. Противопоставляя себя «плохим ученикам», ребёнок теряет гораздо больше, чем приобретает.
2. Многие ябеды не задумываются о той боли и обиде, которую испытывают их «жертвы». Объясните ребёнку, что каждый его донос воспринимается как предательство, которое люди способны помнить потом всю жизнь. Расскажите о своих детских обидах и нежелании общаться с их виновниками на встречах выпускников.
3. Упомяните о том, что месть одноклассников за доносительство может оказаться гораздо страшнее, чем гнев учителя. Чтобы не выглядеть голословным, покажите ребёнку фильм «Чучело».
4. Если ребёнку важно быть ближе к учителю, чем его одноклассники, предложите ему более почётную роль, чем ябеда. Например, школьник может вытирать доску на перемене, собирать разбежавшихся одноклассников и т. д.
5. Многие ябеды становятся ушами и глазами учителей, потому что не находят друзей среди сверстников. Обсудите с ребёнком его одноклассников и выберете тех, с кем он хотел бы подружиться. Наладьте отношения с родителями этих детей, организуйте выезд на природу или пригласите их домой. Чем сильнее будет привязанность школьника к друзьям, тем труднее ему будет решиться на донос.
12+

Что делать родителям?
1. Подумайте, достаточно ли вы уделяете внимания проблемам ребёнка. Некоторые родители проявляют свою заботу и беспокойство исключительно тогда, когда подросток голоден, болен, получил травму и т. д. Проявляя больше интереса к его персоне в повседневных ситуациях, вы избавите его от необходимости жаловаться на всех подряд.2. Не ставьте ребёнку в пример его одноклассников. Тем самым вы подвергаете опасности всех красавцев, отличников и спортсменов, поскольку подросток постарается найти предлог, чтобы отомстить им за превосходство.
В то же время, подросток уже хорошо знаком с такими понятиями как «предательство», «трусость» и т. д. В этом возрасте особенно остро встаёт проблема разделения ябедничества и обращений за помощью. Чаще всего этот вопрос возникает в ситуациях, связанных с рискованными подростковыми развлечениями. Надо ли рассказывать взрослым, что ребята собираются покататься на машине взрослого приятеля? Стоит ли звать учителя, если пятеро бьют одного? Необходимо убедить ребёнка в том, что следует ориентироваться на собственные знания о последствиях тех или иных поступков, а не на желания сверстников.
Посоветуйте подростку действовать по следующему алгоритму:
1. Попросить прекратить опасное развлечение или нарушение правил.
2. Предложить другое интересное занятие или выход из неприятной ситуации (например, вместо того, чтобы садиться в чужую машину, можно сходить в картинг-центр).
3. Если предложение отклонено, предупредить о намерении сообщить взрослым об опасной затее.
4. Позвать на помощь взрослого.