Детективы для детей
Читатель любит детективы, вне зависимости от возраста. Тайна интересна всегда, а уж если кто-нибудь сделал что-то нехорошее, а сыщик нашел его следы! – особенно.
Классические детективы давно стали детской литературой. Вспоминая свое детство – я перетаскала у родителей из книжного шкафа всю «Библиотеку иностранного детектива», книжку за книжкой. Родители не возражали, да и я была не особо впечатлительным ребенком…
Но читая «Знак четырех» Конан-Дойля ( более известный по классической экранизации «Сокровища Агры»), долго представляла себе сцену, в которой крокодил в реке Ганг откусывает герою ногу. 12 ножевых ранений у негодяя – похитителя 3-х летней девочки - в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи могли доставить бессонную ночь. А сюжет «Подвалов отеля Мажестик», одного из лучших романов Сименона о комиссаре Мегрэ (героиня обманом выходит замуж за богатого американца, наврав о сроке беременности), просто остался не понятым.
Можно сколько угодно смеяться над маркировками 12 +, но не любому ребенку (да и подростку) годится классика детективного жанра. Даже не в детективах – и в старых добрых сказках родителям порой приходится делать купюры. (Моя племянница отказывается засыпать без очередной главы «Волшебника Изумрудного города» - сестра читает вслух уже по 10-му разу, - но сцену с несчастным котом, которого злая волшебница вдребезги разбивает о дерево, приходится пропускать, иначе слезы).
А тайн и загадок хочется всегда – и в 5 лет, и в 9, и в 12, и в 12 +.
Для этого и существует огромное направление детской литературы – детективы для детей. О некоторых таких книжках российских авторов и пойдет речь. Следует сказать, что ко всем из них подходит термин «для самостоятельного прочтения», а не для чтения вслух. Можно не бояться оставлять ребенка наедине с такой книжкой: жестокостей в них нет, сюжеты увлекательны, а тайна всегда теряет остроту в присутствии мамы или папы.
Роман Лейбов «Разделить на сто»
r_l
Сложно предположить, чтобы один из «зубров Рунета» и мастер российской словесности написал совсем уж детскую книжку. Она и не совсем детская – взрослый читатель найдет в ней массу аллюзий и юмора, понятного только опытному читателю.
Но это «второй план». А для тех, кто только начинает самостоятельное знакомство с литературой, «Разделить на сто» - увлекательная история о том, как четверо друзей решили поймать настоящего шпиона. Дело происходит в последние дни летних каникул, так что действовать нужно быстро – через несколько дней в школу. Все по-честному: будут и подозреваемые, и непонятный клад в руинах монастырских подземелий, и даже шпион. И, конечно, кто-то из героев будет выращивать экзотические цветы, а кто-то играть на скрипке.
Желательно все «делить на сто» - то есть не воспринимать слишком всерьез.
Серия «Черный котенок»
black_kitty.jpeg
С 1996 года на российском книжном рынке выходит целая серия детективов для детей «Черный котенок» - уже более 150 книг на сегодняшний день. Среди авторов есть и маститые мастера-детективщики, и не такие уж и знаменитости. Герои ищут старинные клады, выслеживают опасных воров в пиратских повязках и даже организуют свое сыскное бюро.
Общее во всех книжках серии – возраст героев, все они ровесники своих читателей, обыкновенные школьники (в том числе и девчонки!), но с необыкновенными сыскными и аналитическими способностями. Конечно, герои попадают в сложные ситуации и вляпываются в истории – закон жанра! – но выходят из них с честью, попутно разгадав головоломную загадку. Как правило, юные сыщики до поры до времени держат свои приключения в секрете от взрослых, но в случае чего проявляют сознательность и обращаются за помощью к милиции или родителям.
В книжках «Черного котенка» есть и обучающие моменты – сведения по биологии, истории, физике, которые в ходе расследования воспринимаются читателем гораздо веселее, чем в школьной программе.
Сергей Иванов «Исчезнувшие зеркала»
no_mirrows.jpg
Жанр детского детектива существовал и в советские времена. Многие замечательные книжки незаслуженно забыты, как, например, повести Сергея Иванова о Тане Смелой и Алеше Пряникове. Взрослым этот писатель более известен как автор сценария к совсем не детскому мультфильму «Падал прошлогодний снег», но профессионально занимался детской литературой и вел семинары в лит. институте.
Действие «Исчезнувших зеркал» происходит в летнем лагере. Друзей Таню и Алешу зовет на помощь подружка Маринка: в лагере творится что-то непонятное. У всех пропадают карманные зеркала! Мало того, что зеркальце - предмет первой необходимости для любой девчонки, так налицо еще и нахальное воровство!
Друзьям сначала придется как-то объяснить свое присутствие в лагере, а только потом приступать к расследованию. Вскоре след выведет на подозрительного типа, который прячет таинственный сверток в бочке с дождевой водой. Но разгадка далеко не так проста…
Ирина Стрелкова «Одна лошадиная сила»
irina_strelkova.jpg
В маленьком городе на берегу неспешной реки живут двое друзей-соперников: Коля Фомин и Володя Киселев. Когда-то они учились в одном классе, а теперь один работает в милиции, а другой – в музее. Коля по прозвищу Фома в чем-то излишне прямолинеен, даже простоват, на первом месте для него честность, и старинная дружба – не пустой звук. Володя мечтатель и немного идеалист, но благодаря своему умению сопоставлять факты способен раскрыть даже дело 70-летней давности, порывшись в провинциальных архивах.
У повестей как правило сразу две завязки, которые в конце истории складываются в общую интригу. Сюжеты невозможны в мегаполисе – только жителей тихого Путятина может обеспокоить пропажа картины из провинциального музея или ДТП на проселочной дороге. Книги Ирины Стрелковой интересны в первую очередь тем, как осторожно и при этом понятно открывается для читателей сам механизм жанра: сперва тайна, а потом путь к разгадке с использованием всех классических детективных приемов.
Безусловно, для современных подростков часть реалий относится уже к категории «ретро» - среди персонажей встречаются дружинники, художники-стиляги и танцоры самодеятельности. Впрочем, Шерлок Холмс и Пуаро тоже пользовались не айфонами, а телеграфом.
Повесть «Одна лошадиная сила», давшая название всему сборнику, начинается с малозначительного для Путятина события – подростки забрались в конюшню и удрали кататься. Дело привычное – всему городку известно, что пацаны прокатятся, покормят и отпустят лошадей, а те сами вернутся. Но на этот раз у конюха пропадает ружье, а тут уже без правоохранительных органов не обойтись. В это же время к Володе Киселеву обращается его старый приятель, бывший хулиган Васька Петухов, с просьбой помочь вычислять предателя среди казалось бы дружной тусовки. Похититель ружья обнаруживается довольно быстро, однако события принимают совсем уж неожиданный оборот…
Анатолий Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
kortik_ptitsa.jpg
Рассказ будет неполным без упоминания двух культовых повестей Анатолия Рыбакова «Кортик» (1948) и «Бронзовая птица» (1956). Не одно поколение мальчишек и девчонок зачитывалось ими, мечтая оказаться на месте отважных друзей Мишки, Генки и Славки.
На взгляд сегодняшнего читателя, особенно юного, тексты могут показаться перегруженными пионерско-комсомольской проблематикой, белыми, красными, нэпманами и беспризорниками. Что не отменяет лихо закрученной интриги, которая держит в напряжении от первой до последней страницы.
В наши дни возможны два прочтения Рыбакова. Либо родителям вместе с детьми – и с объяснениями, что такое комсомольское собрание, почему юным артистам стыдно брать деньги за выступления в клубе и почему нельзя писать записки во время урока, и прочих неоднозначных моментов. Либо абстрагироваться от раннесоветского антуража и воспринимать мир, в котором происходят приключения, как мир со своими литературными законами (ведь ни для кого не странно, что у хоббитов мохнатые лапы, а Гарри Поттер умеет творить чудеса).
…В руки Мишки, Генки и Славки попадает старинный кортик, в рукоятке которого – зашифрованное послание. Чтобы прочесть его, нужны ножны, в которых скрыт шифр. Друзьям предстоит вычислить преступника, завладевшего ножнами, - но герои – обычные пацаны, а им противостоит банда опытного негодяя…
Через несколько лет неподалеку от старинной усадьбы происходит убийство, в котором обвиняют местного крестьянина. Мишка, Генка и Славка решают доказать его невиновность, но для этого друзьям надо разгадать секрет бронзовой птицы, украшающей усадьбу, и разыскать настоящего убийцу…