Дети и алкоголь
Все мы разные: разные привычки, разные взгляды на жизненные события. Для большинства нормальных людей алкоголь – зло, разрушающее жизнь, здоровье, отношения, семью, карьеру. Для некоторых – способ расслабиться и почувствовать себя успешным.
Одна из самых актуальных и болезненных тем современного общества - это употребление алкоголя детьми. Часто можно увидеть веселящихся подростков, распивающих вино, пиво, алкогольные коктейли на лестничной площадке. А что переживает родитель, встречая своего ребенка, едва добравшегося до дома после дружеской вечеринки у одноклассника?
Факторы риска, которые могут привести к употреблению детьми алкоголя:
• примеры близкого окружения (родителей, сверстников) дворовые компании, в которых выпивка считается необходимым атрибутом;
• отягощенная наследственность (если в семье кто-то болен алкогольной или какой-либо другой зависимостью),
• неустойчивость психики вследствие синдрома минимальной мозговой дисфункции, гиперактивности, психического инфантилизма,
• неустойчивые ситуации, такие как начало половой зрелости или развод родителей (объясните ребенку, что даже когда жизнь рушится, алкоголь не принесет спасения и может сделать плохую ситуацию намного хуже),
• популяризация алкогольных напитков в кино, на телевидении, в рекламных изданиях.
Дети, у которых есть проблемы с самообладанием или низким чувством собственного достоинства, более вероятно, злоупотребят алкоголем (учите детей справляться с негативными эмоциями позитивными способами, с детства воспитывайте уверенность в себе).
Среди мотивов, которыми руководствуется подросток, употребляющий алкоголь можно выделить несколько, чаще всего встречающихся:
• притязание на взрослость (прием алкоголя представляется признаком самостоятельности, взросления, мужества);
• примеры сверстников, дворовые компании, в которых выпивка считается необходимым атрибутом;
• ради получения удовольствия;
• для «защиты» от тоски, депрессивных состояний.
По данным различных опросов, почти каждый четвертый подросток в возрасте 12 лет употребляет алкоголь. Примерно 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя. Картина удручающая.
Несомненно, что алкоголь пагубно воздействует на весь подрастающий организм. Вот некоторые из нарушений, которые ждут подростка, употребляющего спиртное: сбои в работе желудочно-кишечного тракта, повреждение печени, нарушения в работе поджелудочной железы, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.); развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей, возможно появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке, снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям, изменение состава крови, анемия и т.д. Возможно развитие и тяжелое протекание сахарного диабета.
Среди этого букета болезней наиболее опасными являются нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы. Алкоголь затормаживает общее развитие интеллекта, памяти. Страдает эмоциональная сфера: ребенок становится замкнутым, со временем деградирует личность, развиваются отклонения в поведении.
Вот некоторые вероятные признаки того, что ребенок употребляет алкоголь:
• снижение желания учиться, нежелание посещать школу, падение успеваемости;
• нежелание продолжать занятия в спортивных секциях и других кружках, которые ранее были интересны;
• вспышки злобы дома и в школе, агрессивные высказывания и поведение;
• домашнее воровство;
• длительные периоды подавленного настроения с нежеланием общаться с прежними друзьями, с родными;
• зависимость от компьютера, с резкими негативными реакциями на родителей при попытках их ограничить или исключить общение с компьютером, такая зависимость может говорить о склонности личности к зависимому поведению;
• общение в компаниях, где курение и выпивка считаются нормой.
Важно не делать поспешных выводов, основанных только на одном или двух признаках.
Что же можно сделать, как уберечь своих детей от употребления алкоголя?
Поощряйте детей задавать вопросы, даже те, на которые трудно ответить. Открытая, честная, соответствующая возрасту, коммуникация поможет вашим детям придти к вам позже с другими трудными темами или проблемами.
Подавайте хороший пример поведения, которое вы хотите, чтобы ваши дети продемонстрировали. Воздерживаясь от алкоголя или употребляя его в умеренных количествах не на глазах у детей и подростков, родители преподают детям важные уроки с самого начала их жизни.
Избегайте чрезмерного проповедования и угроз, и вместо этого подчеркивайте свою любовь и беспокойство.
Учите детей говорить «нет» и уходить из компаний, в которых к ним подходят с предложением алкоголя.
Если подросток пришел домой пьяным, с ним необходимо поговорить, причем родителям лучше сделать это вместе, предварительно согласовав свои действия. Разговор стоит начинать не в тот же день, но сразу после того, как ребенок протрезвеет. Содержательно говорить с выпившим ребенком бессмысленно: даже самые доброжелательные и разумные слова вряд ли будут услышаны.
Начать можно с того, что вы расскажете, что вы почувствовали, увидев вчера в дверях его пьяного - страх, огорчение, удивление, возмущение или даже отвращение. При этом избегайте осуждающих слов и оценок типа «ты меня разочаровал», говорите только о своих ощущениях от случившегося. Затем можно расспросить о том, что произошло накануне: «Что и сколько вы пили?»; «Кто еще был с тобой вчера, как они себя чувствуют?»; «Понравился ли тебе вкус того, что вы пили?»; «Как получилось, что ты не смог остановиться вовремя?» Если ребенок не хочет отвечать на ваши вопросы, не настаивайте, если отвечает – реагируйте. Например, скажите, что все, что произошло – это в любом случае опыт. Неприятный. Но он сигналит о границах, которые переходить не следует. Любое морализаторство, рассказы о вреде спиртного и ужасах алкоголизма будут неуместными и неэффективными. Ведь дети уже слышали об этом не раз и знают, что еще алкоголь может улучшить настроение, придает смелости, облегчает общение. Обвинения и попытки родителей устыдить ребенка могут разрушить его собственные регуляторы поведения в ситуации, когда он и так чувствует, что поступил плохо и сожалеет о случившемся.
Относитесь к детям внимательно, избегая при этом двух крайностей: стремления во всем контролировать подростка, назойливо выспрашивая обо всех сторонах его жизни, роясь в его вещах в поисках компромата, следя за ним, не давая возможности принимать самостоятельные решения т.п.
С одной стороны - это противоречит острой потребности в самостоятельности в подростковом возрасте; с другой - крайностью является формальное отношение – сыт, модно одет, ходит в хорошую школу, уже большой и сам разберется.