Как научить ребёнка читать и писать грамотно
Р.И.10.jpg– Почему так мало детей в средней школе могут искренне сказать: «Да, русский язык – это мой самый любимый предмет»?
– У меня точка зрения частная. Я бы не хотел, что бы её выдавали за общее мнение. Я считаю, что мы не с того края преподаём предмет «русский язык». Мы его даём как теоретическую, очень абстрактную дисциплину. На протяжении одиннадцати лет школьной жизни мы занимаемся «грамматическим курсом». Мы не учим детей ни читать, ни писать, ни говорить на родном языке.
В традиционной школе эти одиннадцать лет ребёнок подчас ничего не пишет «от себя», ни одного текста, который бы выражал его желания, его фантазию, его мысли. Как правило, он пишет некоторые упражнения – эссе, описания на заданную тему, описания «по картинке». Надо понять, что нет курса обучения родному языку, есть очень жёсткий грамматический курс, который начинается с фонетического разбора, потом идёт морфологический, синтаксический разбор, определение семи видов придаточных предложений, а заканчивается умением правильно ставить запятые.
Приходишь на традиционный урок русского языка в любом классе, в начальной школе, в пятом, в девятом классе, слышишь только одно – это умение разбирать, анализировать. Получается, что мы учим даже не лингвистов, мы обучаем детей как грамматиков. Когда я читаю книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, я представляю, что средневековая Сорбонна работала именно таким образом.
У нас нет хорошего правильного практического курса, который дети могли бы любить. В принципе, язык – это вещь очень хорошая и естественная, ребёнок не может не пользоваться языком в повседневной жизни. Каждый первоклассник на момент его прихода в школу овладел самым непонятным, самым чудесным навыком, которым порой не может овладеть лингвист за сорок лет обучения языку. За первые несколько лет внешкольного познания языка ребёнок достигает совершенно потрясающих результатов. Он может правильно употреблять глаголы совершенного вида, делать согласование времён (в устной речи). Язык для него – очень естественная среда, ребёнок общается, ведь он не может молчать.
– В вашей школе существует много нестандартных подходов к изучению языка, которые описаны у вас в блоге. Расскажите о методе, который эффективно работает и который могут на практике применять наши читатели?
– Один из простых, интересных и действенных методов – «мостик через речку» или «писать раньше, чем читать». Его можно смело применять в обучении письму в начальной школе. Так мы учим писать ребёнка по-русски, минуя грамматические структуры на начальном этапе знакомства с предметом. Методика простая, её можно использовать даже в семейном обучении.
Суть метода такова – ребёнок говорит о событиях, которые произошли в его жизни. Вот он гулял, потом он увидел муравейник, белочку, затем купался в речке. И это естественно – ребёнок всегда о чём-то рассказывает. Далее мы создаём такую ситуацию, когда это надо записать. Как? Можно сказать напрямую «давайте напишем», к примеру, для того, что бы сделать газету или журнал.
Самая стопроцентная ситуация – напишем кому-то письмо, ребёнок это безумно любит! Переписка находится вообще в основе всего русского языка. Если кто-то в результате данного текста начнёт переписываться (и вообще, и с нашими учениками в частности) – я буду этому очень рад! Но ребёнок ещё слишком мал, он семилетний, он ещё не может написать сказанное как текст – буквы он, возможно, и знает, но не знает, как правильно пишутся слова. Это не страшно, он диктует (учителю или родителю), проговаривает процесс наблюдения, может нарисовать, может сделать одну подпись – «муравей тащит палочку». Это и будет началом письма, это будет «его личное» письмо – это он видел, и именно это он хочет сказать. Он диктует, взрослый пишет. После этого, его можно спросить – «а ты хочешь сам написать»? Как правило, ребёнок любит копировать поведение взрослых, и с радостью соглашается. Это получается «дважды его письмо» – он его продиктовал, и, хоть и при помощи взрослого – но он его сам написал.
Далее письмо отправляется или вывешивается на видном месте – здесь желательно, чтобы это был процесс завершённого реального действия, имелся осязаемый результат. При таком методе обучения языку ребёнок лучше запоминает грамматические формы, он понимает это не теоретическим, а практическим образом – как надо писать. В школе, в традиционной педагогике, чтобы донести правило написания «я видел» (а не «видил») до ученика, надо объяснять, что в русском языке существуют местоимения, глаголы, совершённое действие, прошедшее время и т.д. Ребёнка начальной школы это никоим образом не мотивирует, не увлекает, он ещё не понимает, не знает и ему ещё сначала нужно объяснить, что есть понятия «грамматика, местоимение, глагол, действие, времена».
В практическом подходе – он копирует, и со второго или третьего раза он уже точно будет писать «я видел» как нужно. Это не означает, что он будет запоминать только одно конкретное слово. Он начнёт понимать правила, постигать связи и структуры языка, он может переносить узнанное правило на другие схожие ситуации, на другой материал. Вот так можно потихонечку продвигаться в обучении русскому языку без теории, а теория будет в конце, апостериори. Более подробно интересные методы обучения ребёнка мы описываем в своих книгах, которые сами же и издаём.
102.jpg
– Как современные авторские методики преподавания внутри лицея «Ковчег XXI век» сосуществуют с образовательными стандартами и тематическим планированием для средней школы?
– Я хочу сказать, что это головная боль не родителей (а нас сейчас родители читают), это задача для нас, учителей, и наша проблема, как это сделать. Программы регулируют содержание, а не метод. Мы сохраняем всё, что требуется, за всё можем отчитаться и ответить перед стандартом образования. Но и ещё мы наполняем предмет своей личной, живой и действенной методологией. Не хочу сказать, что это политика двойных стандартов или лукавство. Мы соблюдаем правила и форму, улучшаем и качественно изменяем содержание. Мы делаем это на протяжении десяти лет, и, когда дети пишут контрольные работы в четвёртом классе, по завершении начальной школы (хотя контрольные они пишут и на протяжении всей начальной школы), результаты оказываются лучше, чем в любой другой общеобразовательной школе.
146859648.jpg
– Какова статистика эффективности такого педагогического подхода?
– По результатам ЕГЭ у нас первое или второе место из пятнадцати школ по району. Хотя не честно будет привязывать результаты письма и чтения в начальной школе и результаты ЕГЭ в одиннадцатом классе. Это уже другие дети. В средней общеобразовательной школе учителя новые методы педагогики, как правило, не рассматривают. Другое дело родители – они, обычно, естественно активные люди, они более заинтересованы в результатах обучения своего ребёнка.
10 глава.jpg
– Поскольку методы обучения в вашей школе не совсем обычные, наверное, и преподаватели у вас особенные. Каковы критерии в выборе учителя для вашего учебного заведения?
– Критерий определяю лаконично – преподаватель должен быть умным и добрым. Умный – это не просто академически эрудированный, а понимающий педагог, человек, который может смотреть на себя со стороны, свою практику подвергать сомнению (критике, если угодно), для которого нет ничего абсолютного в себе на данный момент времени, он постоянно стремится сделать себя лучше и развиться. А добрый – это такой учитель, который принимает ребёнка таким, какой он есть, с его физическими, психологическими, интеллектуальными и эмоциональными особенностями. Если человек открыт, то мы даём ему возможность учиться и работать свободно, делаем различные курсы для учителей, а на уроках работаем вместе.
– На ваш взгляд, в чём отличие современного поколения детей?
– Дети меняются. Да и школа у нас несколько иная. О всех детях судить не берусь, последний раз с детьми из массовой школы я общался лет 20 назад, когда там работал. В целом, конечно, дети компьютеризируются и «айподируются». В начальную школу приходит поколение, которое выросло на iPod и iPad. Они очень гиперактивные, очень трудно привлечь их внимание, сложно сделать так, чтобы они спокойно сидели. Это не просто «не поротые дети», это «не пелёнатые дети». Раньше деток пеленали – и они были в школе усидчивыми, а теперь их не пеленают – и они размахивают руками и ногами, а как их посадить за парту – традиционная педагогика не имеет представления. Непонятно, как с такими детьми будут обращаться в традиционной школе, возможно, будет просто ужесточение режима, ведь необузданные тридцать человек в классе уже просто так сесть за парту, сложить ручки и слушать учителя не смогут. Это довод в пользу того, что нужна «активная» педагогика, которая предполагает, что на уроке дети работают, двигаются, говорят, пишут, играют, а не сидят и слушают. Но я не хотел бы делать вывод, что раз дети такие несобранные – то надо им потакать. Конечно, их нужно дисциплинировать, их надо приучить к школе, в которой необходимо быть послушным. С этим постулатом я точно согласен.
144.jpg
– В условиях современной компьютеризации всё больше текста пишется не «от руки», а посредством клавиатуры. Ваше отношение к этому?
– На мой взгляд, и механическое написание рукой, и набор текста на компьютере – это хорошие навыки. У ребёнка, наверное, очень пластичный мозг, он очень легко всему учится. То, что он много печатает на клавиатуре, не означает, что он будет хуже писать от руки. У нас на компьютере печатают буквально с первого месяца первого класса. Один или два раза в неделю обязательно.
Печатать очень полезно. Во-первых, детей не надо этому учить, нет специального предмета, они учатся этому сами. Это хороший пример саморазвития и самодисциплины. Второе – дети прибегают на урок раньше учителя, это их любимейшее занятие, им очень нравится. В-третьих, печатание текста на клавиатуре компьютера очень важно для их грамотности. Смотрите: ребенок нажимает на клавишу – видит букву, видит как слово пишется правильно именно в печатном виде. Глаз ребёнка запоминает правильное написание, неправильные слова Word подчёркивает, а это, согласитесь, тоже очень важно – Word делает в данном случае 80% работы учителя.
В это самое время растёт самооценка ребёнка – он осознаёт, что может сам лично создать печатный текст – а это для него очень серьёзно, ведь печатный текст – это газета, это журнал, это уже авторитет. Он понимает, что лично тоже может создать нечто подобное. Я позаимствовал эту методику у одного известного французского педагога, Селестена Френе. Это было 100 лет назад, тогда не было компьютера, и он поставил в школе маленькую типографию. То, что я сейчас говорю – я фактически повторяю его доводы. Он говорил: «Редактирование текста – это королевская дорога к грамотности». Написание своих текстов и печатание их на компьютере – и есть королевская дорога. Всё остальное – сельские протоптанные дорожки.
– Возможно, и школе тоже нужно меняться соответственно времени?
– Та система, которую мы сейчас имеем – напоминает средневековую европейскую школу. Это средневековое содержание программ, средневековые методы, все ученики сидят и слушают одного человека, это классно–урочная система трёхсотлетней давности. Школа должна идти в ногу со временем – на мой взгляд, существует много достойных методов, они есть в современной европейской, в частности, скандинавской образовательной системе. Конечно же, я не идеализирую данную систему – но там есть и много чего хорошего, интересного с профессиональной точки зрения, достойного пристального изучения.
В целом, можно сделать такие выводы:
1. Содержание предмета должно быть связано с потребностями ребёнка. Это аксиома. Мы должны узнать, что интересно для ребенка и что способствует его развитию. Эта задача, которую должна ставить перед собой современная педагогика. На сегодняшний день мы имеем простую передачу суммы знаний.
2. Методы работы. Если сейчас знание как вода переливается из одного сосуда в другой, то в идеале школа должна быть местом самостоятельного поиска знаний. Местом, где ребёнок удивляется самостоятельным открытиям, строит гипотезы, ищет свой личный путь к знанию, а не получает его как готовый пирог.
3. Школа должна быть очень активной средой. Традиционно школа - это место, где дети сидят в ряд и слушают учителя, поднимают руку, выходят к доске, говорят по очереди. Это старая модель, пережившая себя.