Мы стали лучше учиться?
11-го декабря 2012 года были обнародованы результаты международный исследований TIMSS 2011 (Trends in International Mathematics and Science Study – Международное сравнительное мониторинговое исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образовани) и PIRLS (The Progress in International Reading Literacy Study – Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» ).
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS проводится раз в 4 года. Первый мониторинг был проведен в 1995 году. В исследовании оцениваются знания учащихся 4-ых и 8-ых классов в области математики и естественных наук. Кроме того, изучаются особенности учебного процесса и содержание школьных программ стран участниц, а также дополнительные факторы влияющие на качество образования: характеристики образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их семей. Результаты мониторингов TIMSS позволяют сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования, а также выявить основные тенденции развития образования в начальной и основной школе в разных странах мира. В 2011 году в исследовании приняли 600 тыс. учащихся из 63 стран мира. В разработке и проведении исследования участвовали научные центры и профессиональные организации многих стран. Международный координационный центр TIMSS и PIRLS располагается в Бостонском колледже в США.
Мониторинг состоит из двух частей: математической и естественнонаучной. Во второй части содержатся не только вопросы по основным естественнонаучным предметам (география, физика, биология и химия), но и по экологии, естественнонаучным методам познания, астрономии, диетологии и т.д. Среди заданий, наряду с тестовыми вопросами, есть и практические задачи ответ на которые пишется в свободной форме. Это позволяет оценить не только предметных знания учащихся, но и умение обосновать свою точку зрения и объяснить наблюдаемые явления.
Проведение исследований TIMSS осуществляется при государственной поддержке стран участниц и результатам тестирований придается большое значение.
Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) - это мониторинг, цель которого сравнение уровня навыков чтения и понимания текста у учащихся начальной школы, а также выявление факторов, влияющих на развитие этих навыков. Исследование также организуется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. В PIRLS 2011 приняли участие 300тыс учеников начальной школы из 49 стран мира. В 2011 году исследования TIMSS и PIRLS впервые проводились одновременно.
Результаты TIMSS 2011 и PIRLS 2011
На протяжении всей истории мониторингов по математике и естествознанию (TIMSS) первые места стабильно занимают учащиеся из Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Японии и Тайваня. В первом цикле исследования (1995 год) первое и второе места заняли ученики восьмых классов из Германии и Чешской Республики, однако в дальнейшем эти страны значительно снизили свои показатели и вот уже более 10-ти лет четверка лидеров состоит только из вышеперечисленных стран Азии.
Исследование 2011 года не стало исключением. Среди учащихся 4-х классов начальной школы первыми по математике были ученики из Сингапура. На втором месте Южная Корея, затем Гонконг, Тайвань и Япония. Российские четвероклассники заняли десятое место, опередив учащихся из США и Нидерландов. По результатам тестирования по математике среди восьмиклассников первое место заняла Южная Корея, за ней следуют Сингапур, Тайвань, Гонконг, Япония и Россия, на шестом месте.
По естественнонаучным дисциплинам среди учеников 4-х классов в пятерку лидеров вошли: Южная Корея, Сингапур, Финляндия, Япония и Российская Федерация, среди восьмиклассников: Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония и Финляндия. Россия на седьмом месте.
По результатам исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS) первое место заняли ученики из Гонконга, российские четвероклашки также показали очень высокий результат и заняли второе место, за ними следуют Финляндия и Сингапур.
«Многие страны провели огромную работу, чтобы повысить качество образовательного процесса: корректировались школьные программы и системы сертификации педагогов. В некоторых странах было увеличено количество лет обучения в основной школе. Показательно, что очень многие страны смогли значительно улучшить свои позиции по сравнению с 1995 годом», - говорит исполнительный директор центра международных исследований TIMSS и PIRLS доктор Майкл О. Мартин.
Россия, безусловно, относится к числу таких стран. По результатам сравнительного мониторинга математических и естественнонаучных знаний среди восьмиклассников 1995, 1999 и 2003 годов Россия не входила даже в десятку лидеров. В 2007 году российские школьники впервые заняли восьмое и десятое места (математика и естествознание). В 2011 году они шестые по математике и седьмые по естественнонаучным предметам.
Не слишком высокие результаты российских учащихся в предыдущие годы педагоги связывают с различными факторами. Свою роль сыграло несоответствие заданий мониторинга TIMSS программе 8 класса российской школы, которая сильно отличается от программ большинства других стран по содержанию и требованиям к подготовке учащихся. Более половины проверочных заданий тестирования TIMSS по математике было составлено на материале, который традиционно изучается в курсе математики 5-6 классов, а в большинстве стран продолжает изучаться в 7-8 классах. Только 23% заданий связано с материалом, изучаемым в курсе 7-8 классов. Кроме того, форма проверки используемая при международных исследованиях была тогда еще непривычна для наших школьников. За 90 минут ученик должен был ответить на 75-80 тестовых заданий различного типа, составленных на материале 6-ти учебных предметов естественно-математического цикла. Российские программы по математике и естествознанию в предыдущие годы были во многом ориентированы на простое запоминание, вычисления по заданным формулам и воспроизведение правил и фактов, пишет Е.В. Пискунова доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге. Поэтому во время тестирований 1995 и 1999 годов для российских школьников особенно сложными оказались вопросы связанные с интерпретацией данных, использованием научных методов наблюдения и классификации, формулированием гипотез и выводов, планированием эксперимента и проведением исследования.
В современном мире естественнонаучное образование ориентировано на развитие в детях научного любопытства, способности думать, искать, задавать самостоятельные вопросы. К примеру, в Южной Корее, стране стабильно входящей в число лидеров по результатам международных исследований образования, специально разработанные обучающие курсы по естествознанию входят не только в программу начальной школы, но и в программы детских садов. Корейцы считают, что именно ученые нужнее всего их стране. И начинать воспитывать в детях научный способ мышления никогда не рано.
Российские эксперты из Минобразования связывают успехи, которые показали в последние годы учащиеся 8-х классов российских школ, с последними изменениями в системе образования. В частности с введением в 2008 году ГИА (Государственной итоговой аттестации), которая дала учителям новый инструментарий для текущей проверки. Кроме того, учебный процесс переориентируется на «формирование знаний и умений, связанных с проведением исследований». Говоря простыми словами, на воспитание специалистов способных к научному поиску, а не только действиям по заранее подготовленным шаблонам.
Однако, в чем же секрет успеха стран Азии? Всем известно, что азиаты, особенно, японцы и корейцы, славятся своим трудолюбием и усидтчивостью. Школьники этих стран занимаются в крайне напряженном режиме. Изучение основных школьных предметов начинается еще в детском саду. С переходом в среднюю школу у корейских и японских учеников практически все время занято учебой. За стандартными школьными часами следуют дополнительные занятия, которые в большинстве школ продолжаются и во время каникул. Учащиеся старших классов для того, чтобы подготовиться к поступлению в высшую школу, занимаются еще интенсивнее. Разумеется, у такой системы есть свои минусы. И их не мало. Проблемы связанные с крайним переутомлением школьников активно обсуждаются в азиатской прессе. Однако, факт остается фактом, школьники из Южной Кореи, Японии, Сингапура, Гонконга и Тайваня вот уже почти 20 лет существенно опережают своих сверстников из других стран мира по уровню математических и естественнонаучных знаний.
Международные эксперты выделяют несколько дополнительных факторов, которые присутствуют в образовательных системах стран лидеров.
1. Продвинутые образовательные программы для дошкольников. Обучение счету, письму и чтению, начиная с самого раннего возраста (2-3 года).
2. Высокий уровень подготовки педагогического состава, хорошая организация учебного процесса, порядок и безопасность в школах.
3. Отношение учащихся к учебе: высокий уровень положительной мотивации у учеников, желание заниматься и трудоспособность.
Для многих стран использование этого положительного опыта может оказаться полезным. Профессор Пискунова, безусловно, права, когда пишет, что в современном мире, в условиях глобализации процессы развития общества и образования имеют общие тенденции. Проблемы в системах образования многих стран очень похожи, а значит и их решения могут быть во многом схожими.
По материалам:
http://www.newswire.co.kr/newsRead.php?no=669060&ected=
http://news.naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=102&oid=001&aid=0005984094
http://news.naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=104&oid=003&aid=0004875322
http://www.pmedu.ru/downloads/2013/01.07_Press_relis_TIMSS-2011.pdf
http://www.centeroko.ru/pirls11/pirls11.htm
http://centeroko.ru/timss11/timss11_res.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Trends_in_International_Mathematics_and_Science_Study
http://www.centeroko.ru/timss_r/timss99_pub1.htm
http://www.emissia.org/offline/2009/1325.htm