НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 7-9 лет » Роботы: игра в естественные науки

Роботы: игра в естественные науки


По всей стране стали открываться кружки-объединения робототехники, где дети собирают из конструкторов LEGO кто своего Walli, кто Aibo, и программируют их сами. Меньше, чем за год, игры с роботами приобрели в Новосибирске настолько широкую популярность, что встал вопрос о проведении первых городских соревнований по робототехнике. В Москве такие соревнования проводятся уже не первый год - "Летидор" упоминал о них в обзоре кружков ДНТТМ. Ну а в Новосибирске первые робо-состязания прошли в прошлые выходные 17-18 марта.

Всего было 25 команд. Возраст - от пятиклассника до студента. Соревнования проходили в трех номинациях:

1. Основная (по правилам международных состязаний WRO - World Robot Olympiad)
2. Открытая (для любых типов робототехнических конструкций на оригинальном поле)
3. Творческая (демонстрация школьных и студенческих разработок).

Мероприятие прошло в рамках программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" (инициаторы программы: Федеральное агентство по делам молодежи Российской Федерации и Фонд поддержки социальных инноваций "Вольное Дело" Олега Дерипаски).


Как раз в рамках федеральной программы "Робототехника" и появляются конструкторские наборы LEGO в школах и центрах дополнительного образования детей, а также идет обучение педагогических кадров. В Новосибирске организатором соревнования выступило объединение "Лига роботов", основанное студентами и преподавателями кафедры вычислительной техники НГТУ. Поэтому в Новосибирске большая часть преподавателей робототехники – студенты этой кафедры. По словам руководителя проекта Лига роботов Ирины Швайковой, сотрудничеством довольны обе стороны: "Старшие черпают от школьников море позитива и идей. Младшие разрабатывают решения, программную среду для роботов, основываясь на собственном опыте, в этом их уникальность".



Робототехника – огромное поле для творчества. Креативность техников-создателей проявляется даже в названиях: больше всего мне понравились роботы по имени Чего-чего и Бровь Энштейна.

Названия препятствий, или конкурсов, которые предстояло пройти роботу и команде, тоже можно считать зачетными на 100%. Например, конкурс "Менделеев". Представьте здоровенный стол с бортами, разделенный на разноцветные квадраты. По столу пробирается робот, нагруженный шариками. В красном поле он должен выгрузить два шарика, в желтом – один шарик, в белом поле шарики выгружать нельзя. И робот сам определяет, на какой цвет он заехал, сколько шариков здесь нужно оставить, при этом ему еще нужно через бортики перебираться.


Задание "Колумб": выйти со старта, пробраться через препятствия до зоны предметов, выбрать ресурсы – красный или синий цилиндр, белый брать нельзя, и разместить их в соответствующих местах. Причем цилиндры должны стоять вертикально.

Задание "Ван Гог": стоят по углам кубики, они будут перемешаны перед стартом. Робот не знает, где какой кубик стоит. Он должен добраться до кубика, узнать, какого тот цвета, и надеть на соответствующий столбик. "Каждый элемент имеет определенное количество баллов; выполнил задание – получил баллы, как в фигурном катании или в слаломе", - поясняет судья соревнований Андрей Поздняков, прибывший из Железногорска (города в Красноярском крае). Были и стандартные конкурсы, такие как: проезд по дорожке, обхождение препятствий и передвижение по лабиринту роботов – задания для новичков.


Побывав на соревнованиях, я поняла, что роботы на пульте управления, как и радиоуправляемые модели – это прошлый век. Робот – игрушка для детей настоящего - это маленький компьютер, нашпигованный датчиками – органами чувств. Звуковым датчиком, например, он позволяет реагировать на хлопок и выполнять заданную команду, температуры, освещенности, расстояния, касания, ультразвуковым, который сканирует пространство, как летучая мышь. Получается этакий луноход, который собирает информацию об окружающем мире.

"Чтобы спаять радиоприемник, нужно сначала разобраться, как работает транзистор, что такое конденсатор, откуда появляется сопротивление. А тут за 20 минут ребенок собирает робота, загружает в него какую-то программу, и видит отдачу от своего труда. Ребенка это очень сильно стимулирует и дает импульс на дальнейшее развитие. Робот – это самая настоящая маленькая физическая лаборатория, которая на начальном уровне позволит ввести ребенка в научный мир", - считает педагог Центра по работе с одаренными детьми "Диоген" Сергей Якушкин.


В общем-то, соревнования по робототехнике мало чем отличаются от какого-нибудь конкурса песни и танца. Сосредоточенные дети, погруженные в свои приготовления и шикающие на меня: "Ну что вы тут фотографируете!" - с одной стороны. Наставления тренеров, шум, общение, тусовка - с другой. В Челябинской области курс робототехники ввели даже в коррекционных школах, чтобы стимулировать к общению неконтактных детей. И есть положительные результаты – дети раскрываются навстречу творчеству и роботам! Представьте теперь, какой скачок в развитии нашего общества произошел бы, если в каждой семье родители играли с детьми дома по вечерам на ковре в таких вот роботов.

В семье Сердюк в роботов играют уже второй месяц. Началось все с того, что сыну Мише на день рождения подарили роботоконструктор LEGO. "Это оказалось очень интересным. Даже такое простое задание, как проехать по нарисованной линии, требует для своего выполнения множество задач и по механике, и по программированию. Дома мы сделали свой полигон и гоняли по нему робота, готовили. Поэтому здесь на отладке с первой попытки робот все проехал без ошибки", - рассказывает Мишин папа. Семейно-дворовая команда Академики, возглавляет которую Михаил Сердюк-старший, стала первой в младшей группе по результатам Основной категории. Правда, у команды есть свой секрет - оба родителя работают программистами.

Но даже если вы не обладаете особыми знаниями в области управления ПК, попробуйте увлечься роботами - дети вас всему научат.


Читайте также:

Музеи занимательной науки: русская версия