НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » 7-9 лет » Студия анимации «ДА»: школа для детей и взрослых

Студия анимации «ДА»: школа для детей и взрослых

В Петербурге, на Фонтанке, 40, открылась школа-студия анимации «Да». Здесь детей учат делать мультфильмы. Вообще-то студия «Да» существует с 2008 года. Всё началось с того, что профессиональные аниматоры и режиссёры из «Мельницы» и «Смешариков» стали проводить благотворительные занятия с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. С ребятами в онкологических отделениях и детьми с ограниченными возможностями. Мультфильмы, созданные детьми, выпускались на dvd, транслировались на телевидении, получали награды на престижных международных фестивалях. Ещё одно большое детище студии «Да» — мультсериал «Летающие звери», благотворительный бренд.

Теперь в школе-студии «Да» может заниматься любой желающий ребёнок или даже взрослый, на коммерческой основе. Раз или два раза в неделю, сворачивая во двор на Фонтанку, 40 (угол с Невским проспектом).

Руководитель школы-студии «Да» на Фонтанке Надя Федяевская рассказала, в чём особенность базовых курсов по анимации, и почему полезно придумывать мультфильмы на семейных занятиях выходного дня или в команде друзей на День рождения…

анимация.jpgанимация.jpg

Большая светлая комната. Здесь есть столики, которые без труда может переместить с места на место ребёнок, мягкие пуфы, эргономично трёхгранные цветные карандаши, джутовый ковёр, полки с книжками по детскому творчеству: «Грамматика фантазии» Джанни Родари, книги арт-терапевта и педагога Елены Макаровой.

Руководитель студии Надя Федяевская общается с родителями, которые пришли за детьми, тут же отмывает с ковра пролитый сок, успевает разобраться с текущими делами вместе с педагогами, в перерывах между этим – даёт мне интервью. Шепотом, потому что рядом уже идёт следующее занятие.

— Регулярные занятия начались после новогодних каникул, — говорит Надя. — «Пробный вариант» наших курсов мы проводили осенью на студии, где делаем сериал «Летающие звери», на Каменноостровском проспекте. Там много техники, компьютеров, взрослое пространство. А здесь — детское. Безопаснее для тех, кто любит побегать. Просторно и практически нельзя ничего сломать.

треугольные карандаши для рисования.jpgтреугольные карандаши для рисования.jpg

— Сколько длится базовый курс?


— Базовый курс по мультипликации длится учебную четверть, 2 месяца, 10 занятий (если заниматься раз в неделю).

— Нужно ли уже уметь рисовать, чтобы пойти к вам в студию?


— Совсем не обязательно. Основной центр тяжести у нас ложится на режиссуру. Как мы учим детей в самом начале, режиссёр – человек, который может ответить на любые вопросы по фильму, мультфильму. Художник по фонам нам всё что угодно может рассказать про фоны, композитор – про музыку. А режиссёр держит в голове всё это сразу. И ему совершенно не обязательно хорошо уметь рисовать. Достаточно на уровне палка-палка-огурчик. Ему нужно просто понимать, чего он хочет от мультфильма, что хочет сказать. Нарисовать героя для мультипликации по силам всем, даже детям, которые говорят: «Мы совсем не рисуем». У нас с ними происходит взаимодействие двумя способами.

Первый, сверхзадача: доказать, что, в общем-то, он рисует. У всех есть разные страхи, блоки. У кого-то страх рисовать, у кого-то – страх микрофона. Когда удаётся преодолеть его – это самая грандиозная победа.

Второй вариант – запасной. Группа состоит из 10 человек, и всегда найдётся кто-то, кто подхватит и скажет «О, давай я лучше нарисую! Я люблю». За счёт того, что мультипликация – это составное искусство, можно каждому найти любимое дело. Не хочешь рисовать — давай запишем звук (актёрское мастерство), или давай сценарий будем писать. Всё происходит в рамках работы над одним и тем же проектом, и это как раз большой плюс, когда группа «неровная».

мультфильмы.jpgмультфильмы.jpg

— Группа делает один общий мультфильм?

 
— Да, за курс. Первые несколько занятий – обучающие основам, базе: как рисовать раскадровку, что такое план, ракурс, какие бывают крупности, какие крупности для чего нужны. Вторая часть курса – исключительно работа над мультфильмом. Последнее занятие – премьера мультфильма.

—  И как же это: группа из 10 детей и каждый из них — режиссёр?

 
—  А вот это самое интересное. Умение договариваться. И приходить к общему знаменателю. Нас десять человек и мы начинаем накидывать какие-то идеи. Вот как только что на занятии было: «Чем занимаются пираты на пенсии?». И есть такие идеи, которые сразу зажигают всех, и все быстро соглашаются. А есть идеи, которые такой реакции не вызывают. Это такой естественный отбор. Есть штуки, которые не ты придумал, но они заставляют твои глаза гореть: «Точно! Носки вяжут!» Ситуации, когда дети начинают между собой бодаться – очень редки. В общем-то, учатся находить общий язык. Обычно на это уходит несколько первых занятий, чтобы группа сложилась, сколотилась, начала прислушиваться друг к другу.

— Расскажите о ваших педагогах.

— Часть педагогов – это люди, работающие на мультипликационных студиях. Часть  — педагоги различных арт-студий, с большим опытом. Есть те, кто раньше работал с детьми в трудных жизненных ситуациях: занимался больничной клоунадой, например.

Конечно, когда мы работаем в больницах, там состав группы детей постоянно меняется (кто-то выписался). Такой вопрос как методология там не актуален — ты не знаешь, сколько занятий отходит ребёнок. В ситуации школы — есть курс в 10 занятий. И эти занятия разработаны заранее. Это путь, по которому ты ребёнка проводишь, держа за руку.

ноутбук для анимации.jpgноутбук для анимации.jpg

— И в чём особенность вашей методологии занятий?

— Для нас очень важен именно формат школы-студии. Рынок детской мультипликации сегодня постепенно заполняется. Происходит так, что на выходе мультфильмы – это либо совсем белиберда (куда понесло, туда и понесло). Либо мультфильм качественный, сделанный с участием детей, но, по сути, – взрослыми. Теперь подробнее.

У нас был печальный опыт. Когда первый раз мы пришли в больницу: у одного из нас за плечами был уже «Карлик нос», полный метр, у другого – «Добрыня», третий с «Лунтиков», четвёртый – со «Смешариков»… Конечно, мы мастодонты, мы сейчас всё сделаем с детьми! – думали мы. Мы дали ребятам полную свободу. И у нас появился просто самый позорный мультфильм за всю историю студии. Там действовали Нюша, Копатыч, русалка, Доктор Зло и это была чудовищная чушь. Мы не понимали ещё в тот момент, что нужны рамки. И в любых рамках ребёнок может найти, как проявить себя, а когда рамок нет – получается кисель.
И вот для нас важно, чтобы дети делали хорошие мультфильмы не потому что, что мы говорим «а вот здесь должен быть крупный план», а чтобы каждый ребёнок САМ понимал, почему здесь нужен этот план. Почему он предлагает такое или иное режиссёрское решение. Можно ведь сделать с детьми хороший мультфильм – при этом вообще ничего им не объяснять. Идея в другом: в том, чтобы каждый ребёнок понимал, почему и что он делает. Концепцию.

анимация для детей.jpgанимация для детей.jpg

Методологию занятий писал Миша Сафронов, режиссёр, художественный руководитель «Летающих зверей», с которым мы 4,5 года назад и организовали студию «Да». Те люди, которые пришли к нам сейчас работать, следуют этому курсу, вне зависимости от того, какими бы крутыми мультипликаторами они не были. Потому что для нас важно, чтобы всё это выстроилось в систему. Чтобы все дети, которые начали заниматься сейчас, получали одинаковый комплект теоретической части, базу.

Да, есть отдельные методики. Но только по спецкурсам: по истории анимации, по иллюстрации, по музыке и звуку, ошумлению, актерскому мастерству, развитию воображения и другим.

— А на базовом курсе дети работают с техникой? Компьютерами, микрофонами на озвучке?

— Да. Но с компьютерами мало работают. Мы используем удалённую съёмку на фотоаппарат. Фотоаппарат подключен к компьютеру и ребёнок делает кадр, нажимая на пробел. Это исключительно для того, чтобы было удобно. Можно и пальцем нажимать на кнопку фотоаппарата. На озвучке, конечно, тоже нужно работать с техникой: звукозаписывающее устройство, наушники, микрофон. Но в целом дети делают не компьютерную, а хэнд-мэйд анимацию. Для нас это важно. Акцент на том, чтобы было больше моторики ручной: чтобы они руками рисовали, вырезали, анимировали, руками всё делали. По разным причинам. Одна из них: потому что дети сегодня и так много времени проводят за компьютером.

уроки анимации.jpgуроки анимации.jpg

— Какие виды занятий ещё есть в вашей школе-студии. Есть ли разовые занятия на «попробовать»?

— Да. Первое занятие, на которое приходит ребенок, даже на регулярном курсе обязательно разовое — чтобы дать ребенку и педагогам понять, насколько это интересно и подходит. Занятия есть и по выходным, и по будням, в послешкольное время. Ещё есть такой формат: на День рождения ребёнку можно подарить создание мультфильма с друзьями. Вместо того, чтобы идти в боулинг или на аттракционы. Создание мультфильма — это подарок эмоций, который и взрослым подходит, только для них это уже ближе к экстремальным переживаниям: стать автором мультфильма — попробовать себя в таком творчестве.

Есть родственные мультипликации курсы – по книжной иллюстрации, например. Есть в рамках мультипликации спецкурсы для тех, кто базовый курс уже прошёл: занятия по сценарному делу, например – там ребята работают над сериалом, создают много коротких историй. Или занятия по музыке, озвучке. Есть отдельный курс по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». В книге много хороших упражнений, но не каждый будет их делать дома, а тут можно реализовать.

Кроме того, есть взрослые курсы, на которых работает в частности группа авторских проектов. Например, человек очень хотел сделать клип или что-то ещё. Он просто приходит, а мы ему помогаем – с раскадровкой, с техникой, с освоением монтажа. У некоторых взрослых другой интерес в создании мультфильмов, им интересно это с точки зрения бизнеса, тимбилдинга: командная работа, а сам мультфильм при этом можно делать на тему, связанную с компанией, ее сферой деятельности.

— А семейные занятия?

— Есть, но они не разовые, а тоже курсом. Мы при создании их использовали наш прошлый опыт. В больницах родители лежат вместе с детьми. И мы не раз наблюдали, что взаимоотношения детей и родителей в творческом плане — часто отражают стереотипы их поведения в целом, сложившиеся в семье. Родитель — старший, он определяет какие-то вещи и указывает ребёнку, как надо делать, а как – не надо. В творчестве, в самовыражении это очень часто блокирует ребёнка, и он просто стесняется своих родителей.

Так что у нас в семейной группе помимо задачи научить азам мультипликации стоит дополнительная, арт-терапевтическая: постараться, чтобы в данном пространстве, в данное время отношения родитель-ребёнок выстроились немного по-другому.

Происходит интересная штука: взрослые на таком уроке оказываются на уровне ребёнка. Вот вы когда последний раз рисовали? Получается, что вы оказываетесь в равной ситуации или даже в более непростой, чем ребёнок. Вы сейчас знакомитесь с тем, чего оба не знаете, обоим нужно учиться. Непростая, щекотливая ситуация, с точки зрения взрослого. Нужно с одной стороны не упасть в грязь лицом, а с другой – понять, что есть вещи, в которых ты и не можешь, и не обязан являться авторитетом и экспертом.

А ещё семейное занятие – это возможность побыть вместе, причём «взаимоинтересно». Я как мама двоих детей знаю, что такое сесть и лепить куличики с ребёнком – для меня это зубодробильная скука! Хорошо, если есть занятие интересное, в котором можно быть вместе и при этом никто ничем не должен жертвовать.