Доктор Костя: "Задача клоуна - провоцировать жизнь"
- Как ваше первое юридическое образование помогает вам в работе с детьми?
- Да, по первому образованию я – юрист, Высшая Школа Экономики, юридический факультет. Иногда помогает родителям, которым требуется помощь юристов, я пытаюсь поднять связи, вызваниваю однокашников. Кроме того, я еще не все забыл из того, чему меня учили, база какая-то осталась, так что сообща пытаемся помочь!
- Как вам пришло в голову поступать во ВГИК?
- У меня ВГИК в качестве средне-специального образования был на самом деле. Формально я учился при ВГИКе, в мастерской Тараторкина, у Нелли Уваровой, Ольги Глушко и Ирины Сиратинской.
После второго курса нас отбирали мастера курса ВГИКА Поглазов и Назаров, и я прошел отбор. Ну и кроме того, мне нравился театр с детства. Только учился я там 5 лет, и только потом мы начали ставить спектакли, все по школе Станиславского. Я работал в театре около 9 лет.
- Где вы находите силы, чтобы вновь и вновь входить в палаты тяжело больных детей?
- Я бы по-другому ответил: тяжело регулярно и системно ходить к больным детям, собирать энергию, чтобы отдавать и с ними общаться. И творческое рождение игры – дети ведь все разные… Да, в школе мы учим, как бы дистанцироваться от боли другого человека, не брать на себя ее всю, как бы ни хотелось! Это действительно трудно, с нашей группой даже специально психолог работает по этому поводу, Алена Кизино.
- Что самое сложное в работе больничного клоуна?
- Во-первых, труднее всего не расплескать энергию по дороге: на кино, встречи с друзьями, в семье на скандалы какие-нибудь… А нужно собрать ее и донести до ребенка.
Ну и потом дети есть дети – они очень адаптивны, и даже если они заперты в четырех стенах, они все равно остаются детьми. У всех тяжело больных детей есть детство – и им просто надо помочь отвлечься от проблем, лечения, врачей и прочего сопутствующему болезни… И они с радостью делятся своей энергией с нами, больничными клоунами! Поэтому тут некий круговорот энергии происходит.
- И как вы настраиваетесь на работу?
- Есть специальная клоунская разминка. Когда ловишь темп и ритм партнера, партнеры должны настроится на ритм друг друга.
- А что самое приятное?
- Когда ребенок делится своей энергией с тобой! Просто сначала долго ищешь с ним контакт, потом вроде нащупал, нашел, потом работаешь в этом контакте, а потом ребенок раскрывается и происходит такой маленький взрыв!
- Больничная администрация – друг или недруг?
- Друг, однозначно! И даже не потому, что если назову их недругами, то нас перестанут пускать в больницы, нет, конечно! Сначала, безусловно, на нас смотрели с непониманием, но когда они поняли, что мы регулярно приходим, что мы профессионально обученные клоуны (это и РДКБ и ФНКЦ и НИИ Блохина - все больницы, где мы работаем), и сейчас уже пускают везде, вплоть до операционных и реанимации!
Конечно, мы там не должны никому мешать, соблюдать правила, гигиенические нормы – все это нам необходимо выполнять. Но этот барьер уже преодолен, врачи видят, что детям это нужно: клоуны, разрядка, снятие напряжения, живое общение, игры и прочие «запрещенные» в больницах вещи (на самом деле мы строго придерживаемся больничных правил и ничего ни в коем случае не нарушаем!).
Да, мы иногда работаем и с персоналом больниц. Нет, не над ними шутим, а вовлекаем их в процесс наш. Врачи и медсестры - тоже люди, им тоже нужна разрядка, снятие психологического напряжения. Если они хотят, можем с ними потанцевать, можем попеть, можем порисовать…
- Как вы набираете команду?
- В Интернете размещаем объявления об очередном наборе, потом нам подают заявки выпускники учащиеся того же ВГИКа и других театральных и творческих учебных заведений (никаких ограничений по специализации у нас нет).
В этот раз нам прислали 75 анкет, мы отобрали из них 45, прослушивание прошли 25. Сейчас осталось 12. Мы вчетвером – я и мои помощники Вади, Оля и Варя - внимательно отбираем и обучаем людей.
- А куда остальные деваются?
- Ну, если у человека не получается: ни найти ритм с партнером, ни контакт, ни показывать фокусы, то либо он сам понимает, что надо искать что-то другое, либо мы ему подсказываем. Жестко ни с кем не поступаем, конечно. Но зачем держать в группе студента, который явно не сможет работать в команде клоуном в больнице?
- И что вы предлагаете взамен?
- Обученным клоунам мы делаем костюмы, стажировки (иногда за границей, иногда здесь), плюс дополнительный заработок. Все наши клоуны основной доход получают в театрах, где они работают. Но и наша «подработка» - существенный вклад в их бюджет.
- Многие ли остаются надолго на этой работе?
- После тренингов, стажировок и начала работы – многие! 90 процентов. Учитывая повышение квалификации, учитывая постоянные стажировки, учитывая построение команды… Во Франции больничные клоуны работают в этом качестве по 20-30 лет. Это постоянная вторая работа. Мы только-только начинаем, но, надеюсь, что и в нашей стране будет то же самое.
- Вам никогда не хотелось все бросить и зажить «обычной» жизнью, устроится в офис? Я уверена, по вашему первому образованию вы бы смогли найти себе высокооплачиваемую работу...
- О, нет! Когда я был юристом, я понял, что офис – это не для меня. Я очень мало эффективности достигал в офисе. Я должен, во-первых, сразу видеть результат своей работы, а во-вторых, мне важен энергообмен. В офисе его нет, такое бывает только при работе с людьми…
- Приходилось ли вам видеть смерть? Чтобы ребенок умирал, а вы были в палате?
- Честно говоря, нет. Рассказывала моя коллега, как с одним мальчиком случилось понижение уровня кислорода в крови. И вот, на мониторе 92% оксигенация мозга (насыщения кислородом), 75%, 60%, 45%, 30%, потом кома… А потом ребенок уходит. Но в данном случае он восстановил оксигенацию мозга.
Ну и потом я считаю, что клоун - не зритель таких сцен. Тут место родителям, врачам, медсестрам, но не клоуну. Много раз приходилось после смерти ребенка поддерживать родителей, конечно, если мы были знакомы. В большинстве случаев мы знакомимся с родителями. Многим, конечно, требуется поддержка – обычное человеческое общение – после того, как твой ребенок умирает… Это очень тяжело, конечно. Но задача клоуна - провоцировать жизнь, смех, а не наблюдать смерть!
- Трудно не плакать?
- Находясь в образе клоуна, в больнице - не трудно. Можно плакать, когда ты один. Не дома, пытаешься переварить эту ситуацию, пришел в церковь к батюшке или к психологу, эмоции выливаются. Когда мы говорим о работе, мы четко разделяем семью и работу. Клоун не всегда должен смеятся, он может молчать, быть грустным – но должен быть в образе. А клоун, который плачет, реально плачет – это актер, у которого истерика.
- Многие ли дети выздоравливают? Вот ребенка выписывают, вы прощаетесь с ним?
- 70-85% выздоравливает. Как в Европе. Мы не знаем точной даты выписки, как правило, но если встречаемся, то нам ребенок обычно тоже, как и врачам, дарит что-нибудь, цветы, шоколадки… Очень приятно!
- Вы общаетесь со своими подопечными после того, как их выписали домой?
- Если сами они пишут мне или кому-то из нашей команды, то конечно, отвечаем. Первые никогда не пишем! Почему? Не надо напоминать человеку о грустном периоде его жизни. Ну и потом, подопечные многие уже взрослые люди. Если они приезжают в Москву, то мы можем пересечься с ними в больнице.
Читайте также:
Ребенок в больнице: права родителей
Донорство детских органов: в ожидании чуда
Дарья Макарова: "Нельзя ждать, что кто-то решит твои проблемы за тебя"
Елена Петрова: "Если вы хотите бороться за жизнь, мы вам поможем"