НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » До 2-х лет » Горшок: инструкция по применению

Горшок: инструкция по применению

Горшок: инструкция по применению Проблема приучения ребенка к горшку способна свести с ума любого родителя. С одной стороны - стоит насупленный малыш, только что намеренно сделавший лужу рядом с горшком или упрямо кричащий в пространство: «Надень памперс!»

С другой - напирают исполненные благожелательностью родственники и знакомые: «В наше время дети уже в год на горшок сами ходили!», «Ты до школы собираешься его в памперсы наряжать?», «Он вырастет ущербным и с комплексами!» и т.д.

Самое любопытное, что раньше дети действительно начинали пользоваться горшком в 12 месяцев. Более того, в некоторых отечественных медицинских и научно-популярных изданиях до сих пор можно встретить рекомендацию начинать приучать ребенка к горшку в 9-12 месяцев. Причина этого - в требовании выходить на работу (и, соответственно, отдавать ребенка в ясли или бабушке) уже через полгода-год после родов. Да и бесконечная стирка ползунков и подгузников тоже не доставляла особой радости. Вот и начинали приучать ребенка к горшку «с младых ногтей», опираясь на старый-добрый условный рефлекс: если тебя посадили на горшок – делай свои дела быстро! В ход шли холодные ванны, куда опускали проштрафившихся малышей, насильное усаживание, заунывные песнопения «А-а-а-а» или «Пись-пись-пись» по полчаса.

Естественно, что разумные дети довольно быстро приучались к этим подсказкам. Но! Это не является приучением к горшку. Это формирование условного рефлекса на усаживание на горшок или на определенные звуки. Если такого ребенка не высаживать на горшок каждые 1,5-3 часа, он преспокойно надует себе в штаны и не будет переживать по этому поводу (если вы, конечно, не начнете его ругать).

Научиться пользоваться горшком значит:


- Уметь понять, что тебе хочется в туалет,
- Уметь потерпеть хотя бы несколько минут, пока не дойдешь до горшка,
- Уметь дать понять родителям, что ты хочешь на горшок,
- Уметь самостоятельно сесть на горшок и сделать все необходимое.

Иногда в этот список еще включают способность самостоятельно снять одежду и/или вытереться после туалета, но эти навыки относятся, скорее, к разряду крупной и мелкой моторики, а не к самому процессу приучения к горшку.

Для формирования всех вышеперечисленных умений требуется созревший мочевой пузырь и, что самое главное, достаточно развитая центральная нервная система (удивительно, но головной мозг постепенно созревает на протяжении всех первых 17-20 лет жизни и даже после этого!).

Все эти события, необходимые для "понимания горшка", происходят в 18-24 месяца, поэтому до полутора лет заниматься осознанным приучением к горшку не стоит. В лучшем случае вы получите дрессированного ребенка, в худшем – злокозненного упрямца, который будет упорно сопротивляться всем попыткам усадить его на горшок даже тогда, когда будет вполне готов сделать это самостоятельно.

Физиологи считают, что ключевым моментом, сигнализирующем о том, что малыша можно приучать к горшку, является появление фразовой речи. Необязательно, чтобы это была развернутая речь, вполне достаточно 2-3 слов: «Мама, дай!», «Ам-ам хочу!», «Мяу – там!» и т.д. Первые фразы служат доказательством того, что головной мозг созрел в достаточной степени, и ребенка можно постепенно приучать к горшку. Самих методик приучения существует великое множество, но все их объединяет следующее:

Терпение, терпение и еще раз терпение! Приготовьтесь к тому, что сам процесс приучения может занять до 6-12 месяцев: познакомить с горшком, объяснить его функцию, поймать готового пописать ребенка, научить проситься на горшок, дождаться полностью «сухого» дня, научить какать в горшок (многие дети любят делать это стоя!), потом научить оставаться сухим всю ночь и т.д. Большинство детей окончательно перестают пользоваться памперсами только к 3 - 4,5 годам, хотя периодическое «подпускание» мочи по ночам считается нормальным аж до 5-5,5 лет, особенно у мальчиков!

Только хвалить! Детей вообще не рекомендуется ругать. Неудачи советуют оставлять без внимания, а если ребенок сам расстроен случившимся – его надо утешать. А вот любой положительный момент надо отмечать и радоваться ему вместе с ребенком.

Правильный горшок! Он должен быть удобным для ребенка и теплым. Поющие горшки – это хорошая игрушка, но сомнительный помощник в серьезном деле приучения. Специальные насадки на туалет (нередко с небольшой лестничкой) могут оказаться очень полезными (я – как папа, я – как мама!), но их рекомендуется приобретать только в том случае, если вы уверенны, что ребенку будет комфортно и безопасно ими пользоваться.

10 минут на горшке – хватит! Многие дети готовы радостно просиживать на горшке часами, играя, смотря телевизор или разглядывая книги. Но для выполнения всех дел здоровому ребенку требуется не более 10 минут. Если малыш хочет сидеть на горшке дольше, его лучше мягко снять и предложить посидеть в другой раз.

Дети – те же обезьяны! Подражание – это один из основных способов обучения в этом возрасте. Поэтому, кстати, младшие дети обучаются быстрее старших, совместное высаживание в детском саду служит мощным стимулом к приучению к горшку, а дети в первобытных культурах (где по нужде ходят под кустом, а не за дверью) начинают быстрее себя контролировать. Если никаких других детей «под руками» нет, показывайте пример сами, демонстрируйте процесс на куклах, мишках и т.д.


С меня хватит!

Нередко бывает так, что ребенок, вполне успешно радующий родителей самостоятельными походами на горшок, внезапно наотрез отказывается от этого и требует вернуть ему памперсы или справляет нужду где-нибудь за диваном или занавеской. Причины «регресса» могут быть самими разнообразными. В первую очередь, это испуг – горшок внезапно оказался слишком холодным/горячим/певучим, последняя дефекация была очень болезненной и т.д. В этом случае надо набраться терпения и ждать, периодически ласково уговаривая малыша вернуться на горшок. Это может занять до 3-6 месяцев, но спешить не стоит.

Ребенок может отказаться от горшка в знак протеста: рождение младшего брата/сестры, поступление в детский сад, выход мамы на работу и многое другое. Здесь понадобится просто гора терпения и активное убеждение ребенка в том, что он – даже такой вредный! - всеми (и особенно мамой!) очень любим.

Отказ от горшка может быть простым экспериментаторством: «а что будет, если?». В этом случае малышу довольно быстро наскучит новая игра, и он вернется к прежним навыкам. Причиной утери туалетных навыков могут стать также долгая болезнь, сильный стресс, избыточное давление со стороны родителей (!) и многое другое. Главное, помнить, что рано или поздно все наладится.


Горшечная мифология

Миф 1. Если с рождения высаживать ребенка – он раньше научится ходить на горшок.

Высаживание – это методика, предполагающая, что мама (или папа!) будут внимательно наблюдать за ребенком и при первых сигналах того, что малыш скоро пописает или покакает (кряхтение, дрыгание ногами и т.д.), снимут с него подгузник и подержат над раковиной (горшком, туалетом и т.д.). Вполне возможно, это укрепляет связь между ребенком и родителями, помогает родителям лучше понимать нечленораздельные писки младенца, но это ни на день не приближает тот момент, когда малыш скажет заветное «Писать!» и сам помчится садиться на горшок.

Миф 2. Все дети в 2 года должны сами ходить на горшок! / Нормальные дети в 3 года памперсом не пользуются! / В 4 года у всех детей кровать ночью должна быть сухая!

Дети развиваются и растут каждый в своем ритме. Поэтому возрастные рамки приучения к горшку и формирования устойчивых туалетных навыков варьирует от ребенка к ребенку: от 18 месяцев (уникумы!) до 4-5 лет. Более того, раннее приучение к горшку отнюдь не является гарантией блистательной карьеры или каких-то сногсшибательных способностей в будущем.

Миф 3. Дети без памперсов быстро начинают ходить на горшок / От памперсов – один вред!

Вред и пользу памперсов можно обсуждать долго, но скорость приучения к горшку – повторим еще раз! – зависит только от развития самого малыша. Дети без памперсов быстрее понимают, что они мокрые, но это отнюдь не подвигает их писать на горшок!


Список литературы:
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Хрестоматия по возрастной физиологии. - М., издательский центр "Академия". 2002. - 282с.
2. Mota DM, Barros AJD. Toilet training: methods, parental expectations and associated dysfunctions. J. Pediatr. (Rio J.). 2008; 84: 9–17.
3. Союз педиатров России: Приучение к горшку


Читайте также:
Как приучить ребенка к аккуратности
Если ребенок не хочет: игра вместо давления