Кукольный театрик Саши Луняковой
Театр в целом и кукольный в частности чаще всего ассоциируется с большими помещениями, вестибюлями, раздевалками, театральными кассами и буфетами и, главное, большой труппой артистов. Театр Образцова или, скажем, «Волшебная лампа» у всех на слуху и пользуются заслуженным успехом.
Мне хочется поделиться с читателями "Летидора" своим открытием: существует множество камерных кукольных театриков. В них часто один или два, от силы пять актеров; у них нет своих помещений, и они кочуют по разным клубам, ресторанам, семейным центрам. Лучшие кукольные театры Москвы показывают свои спектакли в выходные дни в центрах «Огогород» (на Тульской, в Кунцево и на Мичуринском проспекте), в ресторане «Турандот», в проекте ОГИ на Чистых прудах (каждое воскресенье в 12 утра). Они совершенно не похожи друг на друга, общее только одно – их спектакли нравятся детям. И несколько грустный аспект: информацию про многие из них приходится собирать по крупицам.
Чтобы исправить это упущение, я собираюсь рассказать про самые яркие театры в этом сонме. Начнем с «Театрика Саши Луняковой».
Саша Лунякова – художница, и ее театр – именно что театр художника, с невероятно рафинированными и утонченными визуальными образами. Куклы, декорации, реквизит, все сделано с налетом старины, в изысканной цветовой гамме и с тонким юмором. Кажется, что пожарнику-марионетке, по крайней мере, лет сто – и вдруг замечаешь, что его пожарная каска не что иное, как срезанная верхушка пластиковой бутылочки. Любой спектакль – настоящее произведение искусства, со множеством планов и смыслов, так что взрослые зрители могут получить от просмотра едва ли не большее удовольствие, чем дети.
Театрик Саши Луняковой - Как вам пришла в голову идея заниматься театром кукол?
- Я училась в театральном училище, на театрального художника. И всегда делала кукол. Кукла, вообще-то говоря, - это магический предмет. Это отношение к кукле идет из глубокой древности. Куклы – дело очень серьезное, и об этом много написано.
Но я люблю кукол не поэтому. Мне кажется, просто некоторые люди рождаются кукольниками. На кого сверху упало, тот этим и занимается.
А потом, когда появились дети, то мне захотелось, чтобы у них был такой театр, как был у многих людей, скажем, в девятнадцатом или восемнадцатом веке, когда было модно, чтобы был домашний театр кукол.
- Как ваше увлечение куклами переросло в театр?
- В училище бы факультатив такой, театральные куклы, и там я сделала первую марионетку - скрипа Моисея. Потом, уже с детьми, я соорудила ещё несколько марионеток, просто так – дона Карамбу и Ксению Бомбееву. Это были самые-самые первые марионетки, и они просто висели, с ними ничего не происходило.
А потом, когда дети немного подросли, Федору было четыре года, а средней Машеньке - два, а Наташи еще не было на свете (она сидела у меня в пузе), мы с Федором для Маши, для одного зрителя, разыгрывали спектакль в шкафу. Это были русские сказки. Куклы были перчаточные, конечно, самодельные, очень теплые и домашние. Федору очень нравилось в этом участвовать, он говорил все время: «Пойдем репетировать, Маша же ждет».
Это все происходило на даче. И потом наши друзья и соседи (у нас там было общество очень симпатичное) сказали мне очень строго: «Когда мы наконец будем делать марионеточный спектакль? У тебя марионеток уже так много накопилось». И вот мы собрались все вместе и стали писать какие-то дикие сценарии. Получилась мыльная опера, с очень смешными названиями. Первая серия называлась «Обретённая дочь, или раскаяние дона Карамбы». Следующая: «Тайна поющей жемчужины, или дон Карамба раскаивается вновь». Персонажи были одни и те же, но к ним все время прибавлялся еще кто-то, приходилось делать по две-три куклы для каждого нового спектакля. Последняя серия была «Возвращение дракона», и вдруг выяснилось, что она не только нам интересна, а и еще кому-то. Так получился первый серьезный спектакль.
Дальше мы поехали на какой-то фестиваль, и там нас почему-то полюбили французы и позвали работать на фестиваль в Париж. Это был фестиваль арт-терапевтический. И они хотели, чтобы марионетки там были одним из направлений терапии. Я для них сделала две марионетки – А.П. Чехова с женой Ольгой Леонардовной. Они были главные персонажи спектакля, которые мы совместно делали в Париже.
Потом все перекочевало в школу, в которую ходили мои дети. Это была школа «Ковчег», она раньше была совершенно замечательной. В «Ковчеге» уже было три кукольных театра, а еще там работал один мой приятель, Миша Милль. С ним стали ставить спектакли марионеток. Так что наш театр был четвёртый и назывался он «Глупая лошадь». Первый спектакль был про барона Мюнхаузена, его все очень любили, он был с кучей веселых трюков.
Сперва в нашем театре играли и дети, и взрослые. Потом нас стали везде звать, и пришлось разделить взрослые и детские труппы. Но все равно, состав не мог быть только взрослым: в Мюнхаузене есть роль, которую только ребенок может сыграть. Это роль бешеной шубы: если выбежит взрослый, то все просто умрут со страху. Бешеная шуба бегает по залу, кусает зрителей, все начинают визжать, смеяться.
Ну а потом дети окончили школу, и театр снова стал семейным. Мои трое детей и я, и друзья, конечно, помогают.
- Какие спектакли сейчас в вашем репертуаре?
- Сейчас мы показываем четыре спектакля. Это сказки по мотивам Андерсена, «Пастушка и Трубочист» и «Соловей», в этих спектаклях участвуют самые разные куклы: часть сцен объёмные куклы, а часть - теневой театр. Потом рождественский спектакль «Мишка и Рождество» - сочетание вертепа и святочного рассказа, тоже с объёмными куклами и теневым театром, очень трогательный. И вот «Возвращение дракона», история, разыгранная исключительно марионетками.
- Почти во всех спектаклях у вас действуют марионетки. Почему именно к ним такой большой интерес?
- У нас вообще-то есть куклы самых разных систем, но марионеток действительно больше. Не знаю, почему. Вообще-то считается, что это самая сложная кукла. Они, по-моему, очень трогательные, ходят слегка подпрыгивая – походка у них такая. Такие немножко странные обитатели нездешнего мира. Марионетка была любимой игрушкой философов всех времён и народов – Господь ведёт человека по жизни, как кукольник водит марионетку.
- А где можно увидеть спектакли вашего театра?
- Есть эко-стильный семейный клуб, «Прекрасная зеленая», на Третьяковской, очень симпатичное вальдорфское место, где продаются одежда и игрушки из натуральных материалов. Там мы иногда играем.
Есть «Кукольный дом» - музей кукол Ольги Окуджава, наша любимая площадка. Выступаем также в Дома культуры «на Петровских линиях», в семейном центре «Огогород».
Еще у нас есть свой подвальчик, где только мы играем, на улице Дмитрия Ульянова, 4, корп.1, с прелестным названием «Красный уголок».
Ну и, конечно, нас часто зовут, и мы делаем выездные спектакли – просто у людей в домах.
Ближайшее выступление театра:
Спектакль "Соловей"
11 февраля, в субботу, в клубе «Прекрасная зеленая», в 12 часов дня.
Стоимость билета 500 рублей.
Адрес: Малая Ордынка ул., д.5/6, стр. 1
Телефоны: (495) 953 85 77, (495) 959 527
Афиша и фотографии спектаклей - на странице театра "вКонтакте":
http://vk.com/sillyhorse
Саша Лунякова – художница, и ее театр – именно что театр художника, с невероятно рафинированными и утонченными визуальными образами. Куклы, декорации, реквизит, все сделано с налетом старины, в изысканной цветовой гамме и с тонким юмором. Кажется, что пожарнику-марионетке, по крайней мере, лет сто – и вдруг замечаешь, что его пожарная каска не что иное, как срезанная верхушка пластиковой бутылочки. Любой спектакль – настоящее произведение искусства, со множеством планов и смыслов, так что взрослые зрители могут получить от просмотра едва ли не большее удовольствие, чем дети.
Театрик Саши Луняковой - Как вам пришла в голову идея заниматься театром кукол?
- Я училась в театральном училище, на театрального художника. И всегда делала кукол. Кукла, вообще-то говоря, - это магический предмет. Это отношение к кукле идет из глубокой древности. Куклы – дело очень серьезное, и об этом много написано.
Но я люблю кукол не поэтому. Мне кажется, просто некоторые люди рождаются кукольниками. На кого сверху упало, тот этим и занимается.
А потом, когда появились дети, то мне захотелось, чтобы у них был такой театр, как был у многих людей, скажем, в девятнадцатом или восемнадцатом веке, когда было модно, чтобы был домашний театр кукол.
- Как ваше увлечение куклами переросло в театр?
- В училище бы факультатив такой, театральные куклы, и там я сделала первую марионетку - скрипа Моисея. Потом, уже с детьми, я соорудила ещё несколько марионеток, просто так – дона Карамбу и Ксению Бомбееву. Это были самые-самые первые марионетки, и они просто висели, с ними ничего не происходило.
А потом, когда дети немного подросли, Федору было четыре года, а средней Машеньке - два, а Наташи еще не было на свете (она сидела у меня в пузе), мы с Федором для Маши, для одного зрителя, разыгрывали спектакль в шкафу. Это были русские сказки. Куклы были перчаточные, конечно, самодельные, очень теплые и домашние. Федору очень нравилось в этом участвовать, он говорил все время: «Пойдем репетировать, Маша же ждет».
Это все происходило на даче. И потом наши друзья и соседи (у нас там было общество очень симпатичное) сказали мне очень строго: «Когда мы наконец будем делать марионеточный спектакль? У тебя марионеток уже так много накопилось». И вот мы собрались все вместе и стали писать какие-то дикие сценарии. Получилась мыльная опера, с очень смешными названиями. Первая серия называлась «Обретённая дочь, или раскаяние дона Карамбы». Следующая: «Тайна поющей жемчужины, или дон Карамба раскаивается вновь». Персонажи были одни и те же, но к ним все время прибавлялся еще кто-то, приходилось делать по две-три куклы для каждого нового спектакля. Последняя серия была «Возвращение дракона», и вдруг выяснилось, что она не только нам интересна, а и еще кому-то. Так получился первый серьезный спектакль.
Дальше мы поехали на какой-то фестиваль, и там нас почему-то полюбили французы и позвали работать на фестиваль в Париж. Это был фестиваль арт-терапевтический. И они хотели, чтобы марионетки там были одним из направлений терапии. Я для них сделала две марионетки – А.П. Чехова с женой Ольгой Леонардовной. Они были главные персонажи спектакля, которые мы совместно делали в Париже.
Потом все перекочевало в школу, в которую ходили мои дети. Это была школа «Ковчег», она раньше была совершенно замечательной. В «Ковчеге» уже было три кукольных театра, а еще там работал один мой приятель, Миша Милль. С ним стали ставить спектакли марионеток. Так что наш театр был четвёртый и назывался он «Глупая лошадь». Первый спектакль был про барона Мюнхаузена, его все очень любили, он был с кучей веселых трюков.
Сперва в нашем театре играли и дети, и взрослые. Потом нас стали везде звать, и пришлось разделить взрослые и детские труппы. Но все равно, состав не мог быть только взрослым: в Мюнхаузене есть роль, которую только ребенок может сыграть. Это роль бешеной шубы: если выбежит взрослый, то все просто умрут со страху. Бешеная шуба бегает по залу, кусает зрителей, все начинают визжать, смеяться.
Ну а потом дети окончили школу, и театр снова стал семейным. Мои трое детей и я, и друзья, конечно, помогают.
- Какие спектакли сейчас в вашем репертуаре?
- Сейчас мы показываем четыре спектакля. Это сказки по мотивам Андерсена, «Пастушка и Трубочист» и «Соловей», в этих спектаклях участвуют самые разные куклы: часть сцен объёмные куклы, а часть - теневой театр. Потом рождественский спектакль «Мишка и Рождество» - сочетание вертепа и святочного рассказа, тоже с объёмными куклами и теневым театром, очень трогательный. И вот «Возвращение дракона», история, разыгранная исключительно марионетками.
- Почти во всех спектаклях у вас действуют марионетки. Почему именно к ним такой большой интерес?
- У нас вообще-то есть куклы самых разных систем, но марионеток действительно больше. Не знаю, почему. Вообще-то считается, что это самая сложная кукла. Они, по-моему, очень трогательные, ходят слегка подпрыгивая – походка у них такая. Такие немножко странные обитатели нездешнего мира. Марионетка была любимой игрушкой философов всех времён и народов – Господь ведёт человека по жизни, как кукольник водит марионетку.
- А где можно увидеть спектакли вашего театра?
- Есть эко-стильный семейный клуб, «Прекрасная зеленая», на Третьяковской, очень симпатичное вальдорфское место, где продаются одежда и игрушки из натуральных материалов. Там мы иногда играем.
Есть «Кукольный дом» - музей кукол Ольги Окуджава, наша любимая площадка. Выступаем также в Дома культуры «на Петровских линиях», в семейном центре «Огогород».
Еще у нас есть свой подвальчик, где только мы играем, на улице Дмитрия Ульянова, 4, корп.1, с прелестным названием «Красный уголок».
Ну и, конечно, нас часто зовут, и мы делаем выездные спектакли – просто у людей в домах.
Ближайшее выступление театра:
Спектакль "Соловей"
11 февраля, в субботу, в клубе «Прекрасная зеленая», в 12 часов дня.
Стоимость билета 500 рублей.
Адрес: Малая Ордынка ул., д.5/6, стр. 1
Телефоны: (495) 953 85 77, (495) 959 527
Афиша и фотографии спектаклей - на странице театра "вКонтакте":
http://vk.com/sillyhorse