НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Беременость и роды » До 2-х лет » Мифы и факты о детском мозге

Мифы и факты о детском мозге

Мифы и факты о детском мозге Никогда наш мозг не работает так напряженно, как в первые годы жизни. Исследования в области нейропсихологии показали, что мозг малыша, который учится держать ложку, занят не только не меньше, но даже больше, чем мозг человека, работающего над докторской диссертацией. Все действия, которые мы совершаем в течение жизни миллионы раз не задумываясь, когда-то были совершены впервые и этот первый раз был результатом огромных усилий нашего мозга.

Абсолютно все, что умеет человек – ходить, сидеть, есть, смеяться, говорить, он умеет только благодаря развитию его мозга в детстве. Человеческий мозг не способен развиваться самостоятельно, вне контакта с окружающей средой. В жизни малыша нет каникул и перерывов от учебы. Маленькие дети находятся в постоянном процессе обучения, они как губки впитывают в себя все, что их окружает. Все без исключения впечатления, которые получает ребенок в первые годы жизни, влияют на развитие его мозговой деятельности. Иногда, когда мы смотрим на то, как мать качает на руках младенца и с любовью смотрит в его глаза, или отец нежно разговаривает с малышом, уютно устроившимся у него на коленях, нам кажется, что ничего особенного для обучения ребенка в этот момент не происходит, он просто отдыхает. На самом деле эти обычные бытовые ситуации, ежедневные моменты любви между ребенком и его семьей – важнейшее «учебное пособие», которое очень сильно влияет на развитие мозга малыша. Причем сегодня это подтверждают не только психологические исследования, но и научные опыты нейробиологов, изучающих «физику процесса», то есть работу мозга на клеточном уровне.


Все решают гены?

«Это от природы» – часто мы используем эту фразу для объяснения любых способностей, качеств и даже недостатков человека. Мол, основные данные заложены в нас изначально и изменить тут особенно ничего нельзя. Но не стоит путать генетику с теорией о предопределении. Далеко не все в развитии человека определяется генами.

Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, питание, контакт с родителями, ежедневный опыт, физическая активность и любовь. Последний пункт может показаться достаточно умозрительным. Однако, влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности, уже давно научно доказано.

«Несмотря на то, что гены играют огромную роль в процессе развития ребенка, мы также знаем, что опыт влияет на формирование нейронных связей головного мозга. У каждого из нас около ста миллиардов нейронов, и каждая их этих клеток образует в среднем около десяти тысяч синаптических связей с другими нейронами, так что в результате в нашем головном мозге возникают триллионы нейронных связей. Они формируются генами и опытом человека. Природа нуждается в природе», – говорит доктор Дэниэл Сигел (Daniel Seigel), автор многих исследований в области детской нейропсихологии.

По другим исследованиям человеческий мозг несколько более скромных размеров и содержит всего около 86 миллиардов нейронов. И хотя разница в 14 миллиардов мозговых клеток довольно значительная. Для сравнения 14 млрд нейронов – размер мозга бабуина. Тем не менее, если говорить о развитии ребенка, то дело скорее даже не в количестве нейронов, у здоровых людей оно примерно одинаковое. Очень важную роль играют связи, которые формируются между этими клетками.

Проще говоря, мы рождаемся с десятками миллиардов клеток головного мозга, но первоначально связи между ними минимальны. А ведь именно синаптические связи определяют то, как работает наш мозг. Их называют чудом человеческого тела. Ученые сравнивают мозг ребенка с домом, который уже построен, и оснащен различными приборами, но они еще не подключены и не связаны между собой. Чтобы приборы заработали их нужно правильно подключить, создать сеть, которая обеспечит их работу.

Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.


Мифы и факты о детском мозге

Миф: При рождении мозг ребенка полностью сформирован, также как его сердце или желудок.
Факт: Большая часть мозговых клеток формируется до рождения, но большинство связей между этими клетками складывается в первые годы жизни человека.

Миф: Мозг ребенка менее активен, чем мозг студента ВУЗа.
Факт: Нейроны головного мозга трехлетки в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.

Миф: Положительные эмоциональные связи с теми, кто заботится о ребенке, всего лишь создают благоприятную ситуацию для здорового развития и обучения, но не влияют на них напрямую.
Факт:
Любовь и взаимоотношения с членами семи, окружающими ребенка, непосредственно влияют на формирование синаптических связей в головном мозге ребенка и его развитие.


Чем «научнее» игрушки, тем лучше развивается ребенок

Важность раннего развития ребенка давно ни для кого не секрет. Сегодня родителям на каждом шагу предлагаются все более совершенные, разработанные по последнему слову техники, развивающие пособия и игрушки. Безусловно, современные достижения науки дают нам массу возможностей обучать детей новыми способами. И все же ученые все чаще говорят о том, что в первую очередь, для здорового всестороннего развития ребенку необходимы всего две вещи: ежедневное проявление любви и заботы со стороны родителей и новый разнообразный опыт. И то, и другое не менее важно, чем развивающие девайсы и специализированные курсы. Родители нередко недооценивают важность самых простых вещей в жизни малыша. Смотря со своей «взрослой» точки зрения, мы часто все слишком усложняем. Если ребенок «снабжен» самыми дорогими современными пособиями для раннего обучения, это еще не значит, что он будет развиваться лучше, чем такой же малыш, у которого таких вещей нет. С другой стороны, если в доме живет кошка, то погладить ее и понаблюдать за животным – не менее полезный развивающий опыт для маленького ребенка, чем игра со сложными развивающими игрушками.  Более того, ребенок учится постоянно, и все время нуждается в новом опыте, который он получает, прежде всего, благодаря контакту с окружающей средой.


Нюхать цветы не менее важно, чем учить азбуку

Цветы и ребенок.jpgЦветы и ребенок.jpgИсследования, проведенные группой ученых под руководством профессора психологии Дарсии Нарваэс, показали, что быстрая реакция родителей на потребности младенца (когда взрослые вместо того, чтобы дать ребенку «выплакаться», сразу реагируют на его плач), положительно влияет на развитие сознания. Нежное прикосновение родителя к малышу формирует особые связи в головном мозге ребенка, которые в дальнейшем помогут ему быть более устойчивым к стрессам, лучше контролировать собственные эмоциональные импульсы и проявлять эмпатию. Подвижные игры на природе развивают правое полушарие мозга, которое отвечает за способности к творчеству, самоконтроль и сопереживание другим. Также была установлена связь между количеством опекунов ребенка и его будущим IQ. У малышей, о которых заботится несколько человек, помимо матери, формируется больше эмоциональных связей, в будущем интеллектуальные показатели у таких детей, как правило, выше.

Одним словом, постоянные «маленькие» опыты малыша и среда, в которой он растет, не менее важны для его здорового развития, чем специализированное обучение. Прикосновение к шкурке животного, к земле, к дереву – формирует миллионы полезных связей в головном мозге ребенка порой даже более успешно, чем это делают развивающие игрушки. Любое время, проведенное с родителями: разговор, совместное чтение, пение песен – самое важное обучающее пособие для малыша. Эти опыты невозможно заменить никакими развивающими занятиями со специалистами. Зато если на выходных, вы вместе посадите цветы или испечете пирог, это не только подарит вам незабываемые положительные эмоции, но и поможет вашему ребенку правильно развиваться.

Колыбельная – не просто способ укачать ребенка. Это старый добрый метод обучения, который наши предки с успехом использовали веками. Нежный мамин голос, поющий красивую песню, может дать ребенку даже больше, чем специально подобранная классическая музыка.

Колыбельная.jpgКолыбельная.jpgОчень важно, для здорового развития головного мозга, чтобы ребенок получал постоянные новые впечатления от всех органов чувств. Малыш должен трогать, нюхать, слушать, пробовать, рассматривать. И для этого совершенно не обязательно иметь какие-то специальные приспособления. Мы даже не представляем себе, как многому учатся дети, просто «копаясь в грязи» или роя ямку в песке.

По той же причине младенцам очень полезно ежедневное купание, а еще лучше плавание. Оно развивает координацию, ориентацию в пространстве, дает опыт «общения» с иной внешней средой, укрепляют дыхательную систему. Существуют также исследования, которые показывают, что плавание и контакт с водой положительно влияют на последующее развитие интеллекта.

Когда мама или другие взрослые, рассказывают ребенку стишки, прибаутки, и прочие детские «говорилки» развиваются не только речевые способности ребенка, но и ритмическое чувство языка, внимание, память.

Еще одно полезное и очень простое речевое упражнение – совместное чтение книжек. Помимо того, что оно развивает детское воображение и абстрактное мышление гораздо лучше, чем те же мультфильмы, ведь, как известно, при чтении наш мозг моделирует сложные трехмерные картинки, с которыми не сравниться никакое 3D, также отлично тренируется память и логическое мышление. Кстати, для деток постарше, можно сделать чтение еще более полезным, и заодно поработать над произношением и, опять же памятью, если читать «сообща». Сначала взрослый читает фразу, а затем ребенок ее повторяет. Можно начать с коротких фраз и половинок предложений, наблюдайте за тем сколько ребенок может запомнить за один раз. Через некоторое время он уже будет сходу запоминать целые предложения. Все эти и многие другие «маленькие» дела, на самом деле – огромный вклад в здоровое развитие малыша.