Рост и вес - чему соответствовать?
Установка работает на основе метода КОМОТ (компьютерная оптическая топография), авторской разработке новосибирских ученых. КОМОТ позволяет за считанные минуты получить полную информацию о состоянии позвоночника ребенка, но при этом не приносит абсолютно никакого вреда ребенку. Метод был разработан в 1994 году Владимиром Николаевичем Сарнадским и его коллегами в Новосибирском исследовательском институте травматологии и ортопедии (НИИТО) – крупнейшем в Сибири центре диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Сами ученые называют свой аппарат «рентген без рентгена». В 2005 году разработка была удостоена международной премии “ПРОФЕССИЯ-ЖИЗНЬ” в номинации “За достижения в области науки и технологии медицины”.
«Летидор» встретился с Татьяной Николаевной Орловой, ортопедом-травматологом, координатором обследования детей методом компьютерной оптической топографии. Она рассказала о работе аппарата и о его возможностях.
Как это работает
Татьяна Николаевна Орлова ведет прием в детском ортопедическом центре, одном из подразделений АНО «Клиника НИИТО». Вместе с юным пациентом Матвеем она демонстрирует нам принцип обследования методом компьютерной оптической топографии КОМОТ.
Матвей, разуваясь и раздеваясь по пояс, становится на фоне белого полотна на специальную платформу – место пациента. В комнате гасится свет, влючается прибор, чем-то похожий на старинный фильмоскоп. Из аппарата выпускается пучок света, который дает строго вертикальные черные и белые полосы. Они проецируются на спину мальчика, преломляются в соответствии с рельефами тела, а специальное устройство – ТВ камера считывает этот рисунок, переводя его в цифровой сигнал. Съемка длится меньше одной секунды. Отклонения световых линий, их изгиб дает полную информацию о расположении позвоночника ребенка.
Показания прибора фиксируются трижды, для чего пациент принимает разные функциональные позы. Данные, полученные компьютером, обрабатываются с помощью сложной уникальной программы, естественно, не без участия врача, который должен отследить правильность положения ребенка и корректность внесения данных.
На экран компьютера выводится 3D-модель туловища, на которой просматривается форма позвоночника в трех проекциях, цветом отмечаются проблемные зоны. Врач может покрутить фигуру, чтобы внимательнее рассмотреть положение позвоночника. Татьяна Николаевна поясняет:
«В разных плоскостях смотреть очень важно для того, чтобы увидеть самый страшный, структуральный сколиоз, когда позвоночник дает отклонение вправо, влево, закручивается вокруг вертикальной оси, при этом нарушается и баланс туловища. Структуральный сколиоз возникает в период интенсивного роста ребенка, в 10-14 лет, формирует грубую деформацию позвоночника, чаще всего у девочек, приводит к инвалидности и снижает качество жизни».
Среди других серьезных заболеваний, которые ищут врачи, остеохондроз и компенсаторный сколиоз. Компенсаторный, или «статический» сколиоз может возникнуть во время интенсивного роста ребенка. Иногда конечности удлиняются ассиметрично – одна нога короче другой. При разнице даже в полсантиметра может возникнуть перекос таза, и как следствие – серьезное искривление позвоночника. У девочек из-за этой патологии в будущем могут возникнуть проблемы в родах. Остеохондроз возникает при регулярном длительном сидении, когда нарушается приток жидкости к межпозвонковым дискам. Это приводит к длительному обезвоживанию диска и его разрушению. Болезнь очень сильно «помолодела»: раньше врачи наблюдали остеохондроз у 50летних пациентов, а сейчас уже в 14-17 лет.
Между тем, даже незначительное нарушение осанки, или небольшое боковое отклонение позвоночника со временем может спровоцировать целый ворох неприятностей со здоровьем: от банальной головной боли, усталости в спине и шее до серьезных проблем в работе организма.
После обработки данных врачом, подробные результаты выводятся на бумагу. Специалист в зависимости от диагноза, дает индивидуальные рекомендации. В случае здорового позвоночника или вариантов с легкими отклонениями прописывает профилактические мероприятия, если обнаружен сколиоз второй – четвертой степени, ребенок с родителями приглашается на осмотр к врачу в детский ортопедический центр.
«Метод КОМОТ абсолютно безвредный, объективный, - подчеркивает Татьяна Николаевна. – Мысль разработчиков ушла очень далеко от существующего практического здравоохранения. В ортопедической практике до сих пор практически повсеместно все виды нарушения осанки и асимметрия позвоночника определяются на глаз или с помощью рентгеновского обследования.
Безвредные, объективные методы диагностики в вертебрологии («вертебрология» - «наука о позвоночнике»), позволяющие определить не только факт или наличие деформации, но и количественно, в единицах измерения, и наглядно, в цвете, представить, насколько нарушена осанка, либо деформирован позвоночник, в широкой медицинской практике до недавнего времени отсутствовали.
Обычно врач говорит: «Я и так вижу, есть у него сколиоз или нет», посмотрел и написал в карточке, а завтра заболел или ушел на пенсию и никто не сможет сказать, что же он «там видел». При использовании КОМОТ все объективно и точно. В компьютере сохраняется вся информация и можно проследить, как изменяется положение позвоночника даже на протяжении нескольких лет. Мы можем провести мониторинг состояния осанки и позвоночника в период роста ребенка».
Противопоказаний к обследованию детей методом компьютерной томографии нет никаких. Осматривают всех, за исключением тех, кто не может стоять неподвижно в течение нескольких секунд (дошкольники до 4 лет и дети с серьезными патологиями) и людей с избыточной массой тела, у которых жировые складки не дадут составить точную картину.
Откуда берутся проблемы с позвоночником
«Предпосылки для разработки КОМОТ очень серьезные, - рассказывает Татьяна Николаевна. Заболевания опорно-двигательного аппарата поднялись с десятого места в списке детских болезней на шестое всего за несколько лет. Проблемы отмечаются у детей уже с 10 лет».
По медицинской статистике только у четверти школьников здоровый позвоночник, больше 60% детей (больше половины школьного класса вашего ребенка!) имеют нарушение осанки и боковое искривление позвоночника, а у шести из ста детей сколиоз второй степени и выше.
«Основная причина – гиподинамия, - говорит врач, - современная жизнь так устроена, что мы прикованы к одному месту, и, не вставая, можем получить много информации. У современных детей слабый мышечный корсет, у нас нет культа прививания принципов правильной осанки и вообще понятий гармоничной осанки, правильного расположения туловища во время сидения, динамичного сидения, то есть движения во время сидения. Все это приводит к тому, что ребенок испытывает очень сильные перегрузки связочно-мышечного аппарата. Это в свою очередь ведет к боковому отклонению позвоночника, что среди людей называется просто сколиозом. Второе: у нас нет промышленных подходов к созданию эргономичной мебели. Ведь эргономика - это наука, которая предусматривает такие условия, в результате которых труд человека не должен нанести вред его здоровью. А если человек все время сидит на учебе и на работе? То при создании стула и стола должны закладываться принципы эргономики, то есть безопасного использования, чтобы в результате сидения, в частности, не был нанесен вред позвоночнику. Но у нас производство такой мебели отсутствует, принципы правильного расположения туловища при сидении, динамичное сидение - неизвестные еще понятия».
В растущем детском организме «неполадки» возникают в процессе роста и важно их вовремя заметить. Если рентген можно делать не чаще двух-трех раз в полгода, то КОМОТ в силу своей абсолютной безвредности позволяет регулярно отслеживать изменения в состоянии осанки и позвоночника ребенка. Некоторые заболевания прогрессируют с удивительной быстротой, всего за полгода искривление позвоночника может усилиться на 10-15 градусов. У девочек в период гормонального сбоя с 7 до 14 лет может резко проявиться структуральный сколиоз в тяжелой степени. В практике Татьяны Николаевны бывали случаи, когда на прием поступали дети с отклонениями позвоночника 60-90 градусов. Если бы болезнь была обнаружена раньше, ребенку можно было бы помочь щадящими способами: остановить заболевание, укрепить мышцы, применить корсетотерапию.
Поможет ли всеобщий скрининг?
Новосибирским детям в этом плане повезло, врачи помогают найти проблемы на очень ранних стадиях. По инициативе специалистов клиники НИИТО на топографе бесплатно осматривают всех школьников города «декретированных возрастов» - первого, пятого, седьмого, девятого, десятого (только юноши) и 11 классов. Массовое скрининг-обследование методом КОМОТ включено в ежегодный профилактический осмотр школьников. Программа поддержана Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, Министерством образования Новосибирской области, Управлением образования и Управлением здравоохранения мэрии Новосибирска.
Аппарат КОМОТ мобилен, и в этом заключается еще одна его уникальная особенность. Обследование производится в школе, без отрыва от работы родителей. В школу привозят два небольших ящика, в которых хорошо упакованы механизмы, операторы настраивают оптические приборы и проводят обследования. За день обследования, в течение одной смены медики «пропускают» через скрининг 200-300 человек. За прошлый учебный год врачи обследовали почти 40 тысяч новосибирских школьников.
Полученная во время топографической съемки информация передается врачам ортопедам-вертебрологам АНО «Клиника НИИТО», которые обрабатывают результаты. Затем заключение по обследованию для каждого ребенка, с индивидуальными рекомендациями распечатываются в двух экземплярах и передаются директору школы для раздачи родителям и в медицинский кабинет. Помимо получения персональных данных программа позволяет нажатием одной клавиши выводить диаграммы, отображающие общую картину, так называемый «ортопедический фон» по школе и городу, то есть проводить статистическую обработку, исследования.
В случае, если ребенок не входит в декретированную группу, например, дошкольник или ученик третьего класса, родители могут привести его на обследование методом КОМОТ самостоятельно. В Новосибирске топограф оптической деформации позвоночника есть в детском ортопедическом центре АНО «Клиника НИИТО» на Крылова, 7, в Клинике НИИТО на Фрунзе, 19, в Академгородке на Жемчужной, 20. Стоимость обследования вместе с подробной консультацией врача-вертебролога стоит 800-1200 рублей.
Пройти обследование можно не только в Новосибирске. 242 топографа установлены в городах от Калининграда до Магадана, в одной только Москве работают 67 аппаратов в поликлиниках и медицинских центрах города. Посмотреть, есть ли КОМОТ в вашем городе можно на сайте компании «Метос» – единственного в России производителя аппарата КОМОТ. Фирма «Метос» («Медицинские топографические системы») была образована учеными НИИТО - разработчиками КОМОТ во главе с автором метода В.Н. Сарнадским специально для развития и распространения своей уникальной продукции.
Специалисты компании «Метос» продвигают методику среди российских учреждений здравоохранения, собирают врачей со всей страны на обучающие семинары. Ученые постоянно работают над усовершенствованием аппарата, его формы и содержания. Задача на ближайшую перспективу – расширить возможности метода КОМОТ, включить диагностику деформации стоп и обследование позвоночника и туловища в процессе ходьбы.
Профилактика - дело родителей
Однако, как оказалось, обследовать ребенка и найти проблему мало. Активное использование аппарата КОМОТ в Новосибирске выявило довольно серьезную проблему. Многие родители не только не занимаются профилактикой здоровья детей, но и не обращаются к врачу, даже если заболевание очевидно. Вот что рассказывает Татьяна Николаевна Орлова:
«Удивительно, что этом году мы нашли пять человек с четвертой, крайней степенью сколиоза в городе Новосибирске! Родители не принимали никаких мер. Может быть, не знали, что есть в городе ортопедический центр. А может быть, это своеобразная психологическая защита, при наличии проблемы опускать голову «в песок, авось пронесет». Такое довольно часто встречается. Например, на скрининге выявляется девочка с третьей степенью сколиоза, она занимается профессионально танцами. Мама ее категорично заявляет, что заниматься танцами девочка не бросит и нечего «наступать на горло нашей песне». Безусловно, мама имеет право решать, у нас, у врачей, существует биоэтический закон уважения прав и достоинств пациента, но, с другой стороны, ребенок – это отдельная от мамы индивидуальность, ей потом с этой проблемой жить, ей испытывать боли и комплексы. Хорошо было бы мамам это понимать. Это очень сложный психологический момент, врач должен дать информацию, но, если мы уважаем права и достоинства пациента, и учитываем его мнение, то пациенту или его родителям важно понимать что 50- 80% ответственности за состояние здоровья, за качество жизни в будущем пациент берет сам на себя».
Свою сверхзадачу Татьяна Николаевна, как, впрочем, и все ее коллеги-энтузиасты, видит в изменении мировоззрения взрослых и детей. Она мечтает создать группу волонтеров, которые будут приходить в школы и рассказывать детям о том, что такое гармоничная осанка, как ее достичь, как правильно держать спину, прямо ходить, грамотно сидеть, о том, что нужно укреплять мышцы, заниматься плаванием, физическими упражнениями:
«Я пытаюсь всегда убедить ребенка, что выполнение гимнастики для улучшения своей осанки - это уже подготовка к своей будущей профессии. Потому что внешний вид, осанка – это визитная карточка человека. Этому можно научиться в любом возрасте, что уж говорить о детях. Если дети наши будут правильно в гигиеническом плане воспитаны, они будут физически развиты, это даст им возможность осуществить все их мечты. Недавно у меня на приеме был мальчик, у него плоскостопие. Он говорит: «Сделайте мне такие назначения, чтобы я мог поступить в силовые структуры». И я ему должна была лояльно объяснить, что он должен пересмотреть свои жизненные планы, стопу, скорее всего, уже не исправишь. А если бы раньше обратили внимание, может быть, даже прооперировали, подобрали стелечку, прошли массаж… Или девочка мечтает стать переводчицей, а спинка у нее округлая, фигура сгорбленная! Я ей говорю, что вот уже сейчас, уже в пятом классе, необходимо работать над осанкой, которая поможет быть успешной в будущей профессии. Необходимо мотивировать детей, это известно всем, а ведь родители знают своих детй лучше и могут найти эти мотивы в разговоре с ребенком. Это всегда нужно помнить. И родителям, и самим детям уже сейчас нужно все делать для того, чтобы в будущем детям не пришлось отказываться от своей мечты».
Читайте также:
Осанка школьника, которую мы сбережем
Рост и вес - чему соответствовать?
Про солнце, витамины и рыбий жир
Спасение от глухоты: диагностика слуха у малышей