Сказки для мальчиков и сказки для девочек
"Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разнообразные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, и наоборот, было бы странно. В каждом из нас есть и мужское, и женское, ян и инь. В их взаимовлиянии наша сила. Однако, условно разделить сказочно-мифологическое наследие на «женское» и «мужское» все же можно. В «мужских» сказках действует главный герой, в «женских» - история разворачивается вокруг героини. Есть еще третий тип сказок, в них рассказывается об отношениях между героем и героиней. Для воспитания гармоничной личности важны все три группы сказок.
Чему учат сказки для мальчиков
Рассмотрим несколько типов сказок, которые отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, уроки, которые, взрослея, проходит мужчина.Соотношение «брать-давать»
Первый тип сказок — это те, где есть идея о правильном соотношении «брать-давать». Мальчики, в силу своей природы, всегда активно вступают в борьбу, будь то игрушка в песочнице или велосипед старшего брата. Поэтому, начиная с 4-5 лет, ребенку следует подбирать сказки, которые учат правильно брать и отдавать.
Сказка учит: помни, что берешь, когда и у кого. Если хочешь что-то взять, прояви терпение, спроси у владельца как этим пользоваться. Будешь нетерпелив, будешь хватать чужое, можешь накликать беду. Благодари заранее, и когда берешь, и когда возвращаешь, благодарность лучшая защита.
Если мама в первые 5-6 лет сформирует правильное понимание «брать-давать», она сделает уже огромную работу.
Мужское решение
Также необходимо рассматривать сказки, где герой принимает решение. Это хороший материал для бесед с мальчиком. «Давай подумаем правильное ли решение принял герой, как можно было по-другому поступить в этой ситуации?» В принципе, любую мужскую сказку можно анализировать под этим углом зрения. И чем раньше мама разрешит своему сыну принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки, тем легче ему будет, когда он встанет на самостоятельный взрослый путь. .
Мамам стоит помнить здоровую формулу мужского воспитания: «Я родила сына, но воспитываю мужчину, т. е. кормильца и защитника не только для меня, но и для будущих поколений, а также для той женщины, которая поможет сыну продолжить наш род». Если же мама постоянно опекает ребенка, ведь «он слабенький и маленький и без меня пропадет», то такое отношение разрушительно действует на мужскую природу. И не удивительно, что через 10, 15, а то и 40 лет сын продолжает быть инфантильным и зависимым от матери.
Героические сказки
Третий тип сказок, который мы выбираем для мальчиков, это героические сказки. В них действует Герой, способный бороться за справедливость и защищать слабых. Он спасает людей, возможно жертвуя собой, на его пути встречаются трудности, но к своей цели он всегда приходит победителем.
Это не только сказки, где показаны красивые, благородные герои, но и исторические жизнеописания (Александра Македонского, Суворова, адмирала Ушакова и т.д.), былины, жития святых.
Мастер своего дела
Хороший сапожник, портной, пекарь, и даже хороший волшебник — это истории, в которых показан путь, который проходит мужчина, чтобы стать мастером своего дела. Из таких сказок вытекает важный разговор о ремесле, потому что одно из архетипических мужских состояний — это Мастер. Для мальчика, помимо хорошего образования, важно владеть каким-либо ремеслом, которое всегда даст ему возможность заработать, а значит прокормить себя и свою семью.
Четыре архетипические роли
Через «мужские сказки» мальчик постигает четыре основные мужские архетипические роли: Кормильца, Защитника, Учителя и Продолжателя Рода.
Архетипическую роль Кормильца мы встречаем в сказках, где мальчик вынужден взять на себя роль главы семьи в силу какой-либо причины. Например, гибели отца. Юноша отправляется в путь, нанимается на работу, деньги отсылает в семью, помогает матери, младшим братьям-сестрам. Он вырастает, достигает социальных высот, но никогда не забывает о семье. Так он становиться Кормильцем.
Что касается Защитника, то это истории о героях, которые стоят на страже свой страны, оберегают свою семью. Для Защитника радость восстановления справедливости является мощным стимулом, он ничего не берет для себя взамен.
Мужчина-наставник, Учитель к каждому находит свой подход. Совершенно удивительно этот архетип раскрыт в восточных притчах (в Китае, Японии, Корее). Яркий пример тому фильм Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» , где чудесно обрисован образ Учителя.
Сказки, где есть архетип Продолжателя Рода — это истории, которые имеют тему отношений с женщинами. Здесь есть любовь и верность.
Не всегда можно подобрать в открытом для нас фольклоре истории, которые бы гладко ложились на эти идеи. Поэтому мы, сказкотерапевты, стараемся древние истории реставрировать и даже создавать новые на основе этих архетипических идей.
Чему учат сказки для девочек
Каждой маме, у которой растет дочка, важно знать, что девочка воспринимает не столько идеи воспитания — быть чистоплотной, хранить очаг, быть терпеливой, трудолюбивой — сколько способ их передачи. Допустим, мама хочет научить дочь поддерживать чистоту в доме, при этом кричит или ругается, если та не убирает вещи или не моет посуду. Если ситуация повторяется, то со временем уборка станет для дочери неприятной обязанностью. Но есть и другой подход: мать сможет добиться желаемого мягко, по-женски, разговаривая с шутками-прибаутками, а главное, показывая свой пример: «Вот видишь, доченька, мы сейчас с тобой приберемся, все вещи у нас будут лежать на своих местах, ведь вещам, как и людям, свое место нужно, свой домик. И каждая вещь со своего места нам всегда поможет или даже защитит».Хорошая хозяйка
В сказках, где присутствует образ хорошей хозяйки, показано, как героиня ведет дом, строит отношения с родственниками и с другими людьми. Куда бы ни попала такая героиня, пусть даже в самый запущенный дом, как, например, Белоснежка к семи гномам, она обязательно там наведет порядок. Образ хорошей хозяйки является оберегом для женщины, спасает ее от невзгод и бед.
Этот образ мы видим в сказках «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», а также в тех, где есть добрая падчерица и злая мачеха. Падчерица — жизнерадостна и жизнелюбива, хотя она претерпевает от мачехи серьезное давление. Мачеха — это «социальный тренер». Она показывает жесткую модель воспитания, провоцирует героиню на проявление ответной агрессии, тем самым тренируя нравственный стержень, проверяя ее на крепость женских качеств — терпение, способность прощать, трудолюбие, целомудрие. Если падчерица попадется на все наживки и вступит в конфликт, отстаивая свои права, то она пропадет и ничего не получит.
Как правило, сказочные героини эту проверку проходят, а вот в реальной жизни происходит другая ситуация. «Падчерицы» не проявляют терпение, не прощают, не трудятся, и поэтому оберег не срабатывает — ни принца, ни короны…
Добрая матушка
Очень важен для девочек тип сказок, где показан образ доброй матери. Эти сказки учат как правильно любить и воспитывать детей. Добрая матушка часто проявляется в образах волшебницы, феи. Она приходит на помощь героине, она утешает, учит. Добрые слова, мягкие обороты, точные мудрые выражения, наставления, деликатно переданный из уст доброй матушки помогут девочке сформировать свой идеальный образ матери.
Желанная женщина
Образ желанной женщины мы наблюдаем в сказках, где героиня встречает принца. Василиса Премудрая, Золушка — образ желанной женщины в этих сказках проявляется через персонажей, которые стимулируют героя на подвиг. Героини создают ситуации, когда герой должен проявить себя, преодолевая препятствия.
И, конечно, этот образ всегда имеет отпечаток недоступности и целомудрия. Например, Спящая Красавица спит в хрустальном гробу, другая героиня живет за тридевять земель, третью — нужно вызволить из плена или расколдовать.
Принцип целомудрия — сегодня крайне важная идея для воспитания девочки, потому что сейчас он всячески попирается. Современная молодежная культура говорит девочке совсем другое, что ты можешь не только целоваться, но и вступать чуть ли не в интимную связь с мальчиком на первом свидании. Доступность женщины очень сильно растлевает не только самих женщин, но и мужчин. Поэтому этот тип очень сказок я бы назвала особенно актуальным.
Вот, пожалуй, самые основные типы гендерной сказки, которые могут послужить инструментом воспитания мальчиков и девочек, читая которые родители уже сделают большую работу".