Когда твоя бабушка бодра
Что делать с бабушкой, когда ей скучно, или даже когда скучно тебе? Фотограф и преподаватель креатива в Томском государственном университете Александр Колпаков придумал свой ответ на этот вопрос вместе со своей 96-летней бабушкой Пелагеей.
– Как тебе пришла эта идея про бабушку? Ты ведь всегда снимал красивых юных дев, а тут раз – и на тебе. Это вообще твоя бабушка?
– Конечно. Это папина мама. Ей действительно 96 лет будет 21 октября. Я же не очень хороший фотограф. Так как я, простите за слово, креативщик, я снимаю только какие-то нелепые, интересные проекты. Вот придумаю, выстрою в голове, как все должно быть в итоге, сочиню историю, а потом снимаю. Грубо говоря, все начинается с шутки, ибо не дал мне Бог владеть фотографическим искусством в совершенстве.
– А эти приколы не могут расцениваться как искусство?
– Это не мне уже судить. Хотя, может быть, и могут, но тогда с оговоркой «такое уж искусство, извините» (смеется). Дело в том, что бабушка в 96 лет – редкое явление. Серьезно, мало у кого есть такая бабушка. Тем более в здравом уме и доброй памяти. Уговорить бабушку не стоило никакого труда, потому что она всегда была «за любой кипишь, кроме голодовки». Я помню, мы в детстве ходили смотреть на ледоход, и бабушка с нами ходила, и вместе с нами льдины эти с берега в воду толкала. Она вообще знаешь, какая бодрая. До недавних пор репетиторствовала, не могла оставить любимое занятие. Она в свое время химию преподавала. Сейчас ей, конечно, трудно ходить, читать, телевизор смотреть, но в принципе она в полном здравии, жжет. А когда я ее фотографирую, я с одной стороны и ее радую, так как ей скучно, а с другой стороны я, конечно, это для себя делаю. Я ее естественно использую (смеется). Но она несильно против. Она смеется, когда фотографии потом видит, причитать начинает: «Ой-ой, какая я старая». Очень она позитивная мадам.
– Истоки проекта где берут свое начало?
– Издали начну. Я преподаю креатив – не знаю, с каким успехом – на факультете психологии ТГУ, и однажды мне студентка говорит: «У меня времени мало, сейчас у меня будет фотосессия». Я, естественно, спрашиваю, что за фотосессия и где она будет проходить. Студентка говорит: «Ну как где? Возле Чехова и Рубля» (памятник А.П. Чехову и памятник Рублю – самые посещаемые туристами памятники). У меня случился когнитивный диссонанс, ведь я преподавал ей креатив!
В тот момент и возникла мысль бабушку снять. Но не как все привыкли ее видеть, не с внуками и блинами, а чтобы удивить зрителя, то есть сделать что-то совсем противоположное.
– Бабушка играла большую роль в твоем воспитании ? Может быть, этот проект – некий знак благодарности бабушке, или может быть, он вас сблизил и сроднил еще больше?
– Нет. У бабушки была обычная бабушкина роль: накормить побольше и повкуснее и… и в общем-то все (смеется). К сожалению, никакой истории я не придумаю. Никаких особых отношений не было. Вот иногда существуют сложные отношения в семье, у нас тоже такое было и есть, она не может найти общий язык с невестками. Она, скажем так, быкует почем зря, но потом, на удивление, может попросить прощения, признать, что неправа. Она, кстати, против Путина.
– Да?
– Я думаю, что она вообще насмотрелась за свою жизнь, и поэтому теперь против любой власти. Она же 1916 года рождения. У нее осталось немного иллюзий на счет официальных заявлений кого бы то ни было.
– Расскажи, как бабушка ведет себя на съемках?
– Я ей говорю: «Сделай злое лицо, будто ты бандит». И она делает. Но началось вот с чего. Она пришла ко мне в гости, а у меня очень много всевозможной атрибутики. Для начала она нашла какие-то шапки и начала их мерить. Я предложил ей сфотографироваться в этих шапках. Потом бабушка взяла кастет, биту. Так и родился проект, в котором она предводитель банды, взявшей в заложники балерину. Но реализовать этот проект было проблематично, потому что очень сложно собрать всех героев в одно время, в одном месте, найти кабриолет, сложно, но как оказалось – реально. Бабушка устает на съемках, потому что даже для молодого и здорового человека тяжело долго держать калашников в руках, что уж говорить о пожилом человеке. Хотя ко всем съемкам подходит с юмором и во время съемок хохочет. Калашников, кстати, страйкбольный.
– Я на самом деле тебе не верю. Не может человек просто брать и нажимать на кнопочки. Я думаю, что во всем должен быть какой-то философский подтекст.
– Я, как креативщик, могу на спор найти философский контекст во всем. Но переоценивать наличие философского контекста не стоит. Его действительно нет в этом проекте. Но я могу тебе его сочинить прямо сейчас, на ходу. Хочешь? Ну вот тема «отцов и детей», тема «старого человека», тема «власти и времени», мои работы перекликаются с политической ситуацией нашего времени, потому что «старики» у власти – это ад. И вообще все это политический протест. (смеется) Конечно, я вообще об этом не думал, когда снимал, и даже сейчас об этом не думаю. Подтекста можно насочинять сколько угодно, но я не понимаю, зачем, если априори его не было. Но я абсолютно осознанно вложил бабушке в руки атрибуты, которые она, и никакая другая бабушка, никогда не брала в руки, и окружил ее какими-то чертями в кабриолете не механически. Была история типа «Донна Карлеоне». Я, кстати, уверен что большинство людей так же как и я поверхностно относятся к тому, что они делают, потому что как бы ты глубоко не лез, остаются какие-то вещи, которых даже сам автор не понимает?
– А почему ты не нарядил ее в роскошную женщину, не окружил ее кучей молодых поклонников, это тоже выбивается из стереотипного представления о бабушках? Или это уже вопрос уважения и самоуважения?
– Все просто. Потому что моя бабушка может представить себе, без ущерба своей самооценке, что она из пулемета кого-то расстреливает. А то, что она какая-то барыня распущенная, она представить не может. Это вопрос чистоты идеи.
– Бабушка во время фотосессий ничего сама не придумывает, идей никаких не предлагает?
– Нет. Но рожи корчит она с удовольствием, находясь в образе. И она периодически срывается на смех.
– Хвастается фотографиями перед кем-нибудь?
– Не стоит переоценивать ее круг общения. Все друзья умерли. А я, кстати, сейчас снимаю видео про нее. Она ведь застала несколько эпох. И мне хочется, чтобы она рассказала об этом через какие-то детали. Вся история страны через бабушку.
– Как воспринимаются твои работы твоими зрителями и ценителями?
– «О, Саша опять что-то учудил и хорошо».
– Откуда в тебе это?
– Ну как откуда, от бабушки, конечно (смеется). На самом деле, нужно постоянно удивлять ребенка, чтобы он впоследствии мог приятно удивлять и себя и окружающих. Я, кстати, готов сделать заявление детям: «Дорогие дети, родитесь страшными и закомплексованными или стеснительными, потому что придет время и вам захочется изменить себя, а изменяя себя, вы начнете изменять мир».
– Ты родился маленьким страшнотиком?
- Я не только им родился, я им остаюсь и сейчас.