Традиции воспитания и образования в Тибете
В Тибете время идет иначе. Иногда кажется, что там его попросту нет. Безмолвные горы стоят веками, не двигаясь и не изменяя формы, молитвенные флажки развиваются на ветру в самых неожиданных местах, куда невозможно забраться человеку; огромная территория, на которой никто не живет и в течение нескольких часов езды на машине можно не встретить ни души.
Среди этой тишины и необъятного безмолвия проживает порядка 6 млн человек, большая часть которых оторвана от жизни остального мира и сосредоточена на собственном выживании и простой жизни в своих традициях в попытках их сохранить, а также сохранить себя как нацию после того, как Тибет был оккупирован Китаем и насильно присоединен к КНР.
Кто в тибетской семье нянька
IMG_7476.JPG Тибетские семьи обычно очень большие. Часто половину тибетской деревни составляют родственники, а семьи и по сей день стараются иметь как можно больше детей (за исключением городов, где детей немного). Нянькой в тибетской семье может стать любой: первое время это, конечно, мама. Иногда очень быстро она заменяется бабушкой (тетей или сестрой по ситуации). В тибетской семье вообще многие люди заменяются – когда семья большая, то ребенок может пойти в школу не в родном городе, а там, где живут родственники. У нас тоже много подобных примеров, когда детей растят бабушки, пока мама работает.
В тибетской деревне работы всегда много – поле, огород, скот, строительство. Женщины участвуют во всем, и все равно первым базовым человеком, который заботится о ребенке, остается мама: привязывает малыша за спину – и вперед, в поле! Жаловаться в тибетской семье совсем не принято. Очень часто, например, у кочевников на женщине лежит огромная часть работы по дому (за юртой), в то время как мужчины уходят из дома и пропадают месяцами неизвестно где (раньше мужчины выполняли свои обязанности – охотились, а в современном Тибете кочевников пытаются переселять в дома и запрещают им вести кочевой образ жизни, поэтому мужчины проводят много времени в городе в безделье – в кабаках, за азартными играми, и не знают, куда себя деть).
После мамы в вопросе ухода за ребенком стоят бабушка или старшие братья-сестры (старость приходит к тибетцам рано, старики бывают уже ни на что не способны и сами требуют ухода). Ребенка могут отдать в другую родственную семью – в ту, где никак не получается зачать, или где одни только девочки. Ребенок не уходит из семьи, но растет у других «родителей».
Малыши-дошколята много времени проводят дома. Традиции «гулять по 6 часов» в Тибете возникнуть не могло, так как люди до недавних пор жили в простых деревенских (каменных) домах или юртах. Дети гуляют вместе с родителями, когда те отправляются по делам. Ползающих малышей могли привязывать к чему-нибудь, чтобы с ними не случилось беды. Однажды я видела привязанного к косяку двери малыша – его мама работала воспитательницей в детском саду и брала ребенка с собой на работу. Чтобы приглядывать за другими, своего она привязывала. Это не считается «жестоким обращением» - ребенок мог ползать в радиусе 5 метров, зато ничего плохо с ним случиться не могло.
Раннее развитие по-тибетски
IMG_7333.JPG О раннем развитии малышей тибетцы не беспокоятся. То ли это азиатская природа, то ли условия жизни – но тибетские малыши очень долго и неспешно развиваются. Если ребенок ходит в два года, все удивляются и охают: «Ах, какой шустрый!» Поэтому когда моя дочь бегала в свои 10 месяцев среди тибетцев, они не могли поверить в ее возраст и по сто раз переспрашивали: «Сколько, сколько ей? Два? Три?»Тибетские родители были уверены, что мы много занимаемся с детьми, как-то особенно о них заботимся, делаем массажи. Но мне кажется, что скорость развития заложена генетически – тибетские малыши никуда не торопятся.
Тибетские детишки к тому же очень спокойные. Может, от того, что их постоянно носят на руках, может, от того, что залюбливают и зацеловывают, но они сидят себе спокойно на руках или в коляске, смотрят, что происходит вокруг, и даже не пугаются, когда отправляются в путешествие «по рукам».
Мелкая моторика и речь развиваются у них так же, как и ползание, чуть медленнее, но на это никто особо не обращает внимания. Дети часто находятся в стесненном положении (например, когда их привязывают на спину к старшему брату и тот носит малыша весь день), и вероятно, поэтому у них не возникает такого рвения делать все самостоятельно из-за отсутствия этой возможности, и они спокойно живут в своем традиционном медленном тибетском ритме – в вечности, как говорил мой преподаватель истории в институте, рассказывая о разнице в менталитете европейцев и азиатов.
Тибетские родители, при всей своей огромной любви к детям, не так сильно к ним привязаны. Они любят их очень сильно, но... как-то спокойнее что ли. Сейчас выходит много статей и книг на тему «Как любить детей?» Тибетцам это не нужно. Если вы видели фильм «Малыши», там это очень отчетливо видно – такая любовь-забота, но без лишнего давления и без полной концентрации внимания на ребенке.
Физические наказания для малышей неприемлемы совсем. Однако я знаю, что в школе детей могут бить за непослушание. Интересно, что, вспоминая об этом, мой друг не испытывал сожалений и говорил: «Мы это заслуживали. Я не в обиде на учителей! Зато родители никогда меня не били!»
Уважение к старшим у тибетцев возникает очень рано. Ребенок всегда знает, из какой семьи он произошел, кто его родственники, четко определено, кто старший в семье. Взрослые тибетцы испытывают благоговейный страх перед своими родителями: «Мне 30 лет, но я не могу допустить, чтобы отец видел, как я курю. Отец может меня даже в этом возрасте побить за курение!»
Тибетских детей не принято баловать игрушками и вещами. У традиционных тибетцев даже дни рождения не отмечают. Существует единственный праздник для всех - «Лосар», Новый год (тот, что китайский). На этот праздник принято дарить много подарков, всем членам семьи покупают новую одежду.
Так что тибетские дети растут в минимализме. У них нет своей комнаты, игр со взрослыми, пальчиковых красок и пластилина (современные и городские тибетские дети уже начинают знакомиться с этими новшествами, но их родители искренне удивляются, держа пластилин в руках), зато у них есть огромный простор для фантазии – весь мир внутри и за пределами их дома.
Оседлые дети и дети-кочевники
Pic 121.jpg Дети, выросшие в деревнях, и дети-кочевники очень близки к природе. Дети, растущие в городе, очень близки с телевизором и компьютером (если есть). Если компьютера нет – то есть интернет-кафе, куда они с удовольствием ходят.Тибетские дети однажды поразили меня до глубины души: у ребят лет восьми были ролики, одна пара на двоих, и кататься одному было скучно. Поэтому они разделили их поровну, и каждый катался на своем одном ролике. Иногда что-то из «шамбалы» проявляется в них – какое-то равнодушие к вещам и внутренняя глубина, как будто в своих темных глазах они прячут бескрайние просторы гор Тибета.
Ужасает меня в тибетцах то, что открывшись миру, они абсолютно, что называется на слэнге, не умеют «фильтровать» плохое, выделяя его из хорошего и полезного. Например, в том, что касается еды: по дороге из школы и детского садика, малыши успевают накупить столько всяких дешевых жвачек и конфет, что потом жалуются на животы, а родители лишь руками разводят. Однако, насколько мне известно такая же ситуация наблюдается во многих азиатских (и не только) странах, где цивилизация есть уже давно (Китай, Таиланд, Япония).