НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Психология » Люди » Деловые родители: «Умная игрушка», «Мозаикум» и «Душка-игрушка»

Деловые родители: «Умная игрушка», «Мозаикум» и «Душка-игрушка»

Сегодня в рубрике «Деловые родители» Ольга Шлосс, Алексей Лельчук и чета Комиссаровых. Их проекты касаются образовательных, развивающих и обучающих игр и игрушек.

Ольга Шлосс

руководитель проекта «Умная игрушка» http://www.rustoys.ru/

- "Умная игрушка" - это интернет-кружок, посвященный развивающим играм и игрушкам. Проекту было уже 14 лет. На тот момент, когда мы решили заниматься продажей развивающих игрушек через интернет, было совсем немного ресурсов с подобной тематикой, а главное, что не было ни одного производителя со своим сайтом. Даже московский "Маленький гений" появился позже. На тот момент моему первому ребенку было около трех лет, остро стоял вопрос трудоустройства. Мое философское образование в те годы предлагало мало вариантов и еще меньше денег.

Развивался сайт, меняясь вместе с нами и с окружающей реальностью. Поначалу картинки были маленькие,  «заоптимизированные». Мы сами подключались через dial-up, а у людей в регионах интернет был еще медленнее и дороже, он вечно отключался, поэтому главной была быстрота загрузки. Тогда же, видимо под влиянием советской школы, был приоритет текста перед картинками. Описания писались громоздкие и наукообразные.

Ассортимент был сугубо развивающего толка, т.е дидактический. Все были увлечены ранним развитием, дети Лены Даниловой читали с 6 месяцев, примерно то же обещал и Зайцев со своими пособиями. Идеи японца Масару Ибуки, что «после 3 лет уже поздно», находили сочувствие, как у наших соотечественников, так и у нас самих. Наши дети так «накушались» тогда дидактизма, что до сих пор у них на это оскомина.

Поэтому мы в семье очень скоро, видимо в противовес пособиям по чтению и счету, стали интересоваться конструкторами. И благодаря Татьяне Жегловой и ее энциклопедии конструкторов обратили внимание на это направление. Поэтому было много конструкторов в ассортименте магазина и дома. Конструкторы предлагали свободу самовыражения, а не только действие по образцу.

И сейчас этот раздел сайта живет собственной жизнью, люди обмениваются ссылками и приобретают совершенно небывалые  конструкторы, где-нибудь на eBay или в заграничных игрушечных магазинах, а потом делятся фотками неожиданных построек.
Видимо, это символично, но наиболее творческо-ёмкие отечественные конструкторы, те, которым было высказано больше всего одобрения у нас на сайте и словами, и поделками, уже не производятся. Это, например, костромской «Малыш» и белорусский «Сева».

Сейчас сайт продвигается самостоятельно, у него накопился довольно большой контент. Мы сознательно не удаляем товар, снятый с производства - может кто-то из нынешних производителей заинтересуется. Кроме того, к нему часто привязаны чьи-то поделки или конструкции, а это уже творчество, жалко удалять.

Нам важна доступность игрушек. Наши оптовики имеют магазинчики в регионах, там не продать дорогостоящий Grimms или Plantoys, какими бы замечательными они ни были. Поэтому у нас много пластмассы, много дешевого дерева. Мы заказываем товар только у производителей и большими объемами, чтобы получить максимально возможные скидки. Не  заказываем товар, на который много справедливых нареканий (почти у каждого производителя по одному такому товару найдется). Отправляем производителям отзывы (как положительные, так и отрицательные), как правило те прислушиваются, даже сами отвечают на сайте.


Андрей и Елена Комиссаровы

авторы и руководители проекта «Мозаикум» www.mosaicum.ru

igroshkola_geography.jpgigroshkola_geography.jpg

Проект творческо-игрового образования "Мозаикум" - это оригинальные методики обучения, познавательные и обучающие настольные и ролевые игры для детей. Дополнение к школьной программе по истории, географии, химии, биологии, астрономии и другим наукам.

Андрей Комиссаров: «Проект существует два года, на данный момент представляет собой сайт, на котором мы предлагаем обучающие настольные и ролевые игры и игровые материалы по различным предметам, например, химия, география или история. По нашей задумке образовательные игры могут как дополнять школьную программу, чтобы помочь ребёнку усвоить академические знания, применяя их творчески, так и использоваться для общения детей с родителями или просто применяться для  семейного досуга.

семья Комиссаровых.jpgсемья Комиссаровых.jpgБизнесом наш проект назвать пока сложно, так как мы гораздо больше вкладываем, чем получаем прибыли. Процесс создания игр долгий и трудоемкий. По нашему опыту на создание одного качественного обучающего игрового продукта уходит примерно год. Разработав идею, мы приступаем к созданию тестового образца, затем происходит альфа тестирование внутри творческой команды: я и моя жена Елена, наши дети, двое дизайнеров, и приглашенные эксперты и консультанты в зависимости от темы игры. Выявив на этом этапе пробелы и восполнив их, приступаем к бета-тестированию. 

Мы активно сотрудничаем с сообществом «Необыкновенные родители», поэтому «запускаем» игру, например, в семейном лагере и смотрим на реакцию детей и родителей. Плюс к этому, мы сотрудничаем со школой, в которой учатся старшие дети, руководство идет навстречу нашим образовательным инициативам. Только после этого приступаем к детальной разработке, художественному оформлению игры. Мы уже поставили себе диагноз – перфекционизм, он, конечно, процесс существенно затягивает, но нам важно сделать продукт, которым мы могли бы гордиться. К счастью, единственный инвестор – собственный карман, он не торопит, не требует срочной отдачи, и мы можем заниматься любимым делом с удовольствием и именно так, чтобы результат полностью оправдал наши ожидания.

Планы «Мозаикума» наполеоновские: предложить широкий ассортимент продуктов по игровому образованию, помимо обучающих настольных и ролевых игр, обучающие семинары, комплекты рабочих тетрадей, комплексные факультативные занятия для школ. Например, недавно мы проводили иммерсионную игру на открытом воздухе для детей в семейном зимнем лагере, где после примерно трех часов разгадывания головоломок и прохождения препятствий в командах детьми были найдены «настоящие яйца ледяных драконов», которые ночью начали вдруг светиться мягким голубым светом.... В процессе игры дети получали новые знания, общались и взаимодействовали и двигались на свежем воздухе. Мы подумали, что сценарий игры, видео и игровые материалы можно объединить и предложить также как отдельный обучающий продукт.

Что же касается обучающих ролевых игр, то это направление эволюционировало из детского хобби. В 12 лет я прочитал книжку Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», ее герои придумали собственную страну, нарисовали карту и флаги, выпускали свои новости. Меня поразил сам факт того, что можно придумать целый мир, в нем играть и жить, и я с друзьями погрузился в этот процесс на пять лет, и в этой игре мы легко и с упоением осваивали, например, экономическую географию.

Затем жизненные обстоятельства изменились, но опыт того, что с помощью воображения, листка бумаги и карандаша можно свернуть горы остался. Когда старшему сыну исполнилось четыре года, мы запустили домашнюю ролевую игру «Бесконечная история». Его герой, путешествуя по вымышленному миру, получает задания, и разгадывает сложные загадки, приобретает новые навыки и знания, побеждает врагов, находит сокровища и т.д. Процессом руководит гейм-мастер (в нашей семье я), который продумывает и ведет схему игры с необходимой долей импровизации, подстраиваясь под особенности характера и восприятия ребенка.

Цель нашей «Бесконечной истории» как развлекательная, так и познавательная. Я не перестаю удивляться, сколько реальных знаний, и полезных социальных и психологических навыков можно дать ребенку в такой форме. Теперь на основе разработанной нами ролевой игровой системы мы готовим целый спектр образовательных игр.

По основному образованию я политтехнолог, также имею диплом факультет иностранных языков МГУ, супруга историк-международник.У меня помимо проекта есть основное место работы, Елена занимается с нашими тремя детьми (Иван 8 лет, Мария 6 лет и Платон 4 года) а также ведет обучающие занятия. Сама идея игрового образования еще с детства не покидала нас, и какое же счастье, что мы нашли друг друга, и что сейчас, уже в зрелом возрасте, мы можем наконец реализовать ее для собственных детей и для всех тех, кто познакомится с проектом Творческо-игрового образования «Мозаикум».


Алексей Лельчук

Мастерская деревянных игрушек "Душка-игрушка"www.dushka-igrushka.ru

Предлагает покупателям игровые комплексы, кукольную мебель, игрушки из дерева. Также Алексей Лельчук ведет занятия по игровой лепке из глины для детей и взрослых.

А. Лельчук.JPGА. Лельчук.JPGЯ  люблю красивые вещи, дизайн, архитектуру, искусство. Приятно самому делать что-то красивое и правильное. Нравится работать с деревом – держать в руках, обтачивать, покрывать маслом. Глину тоже нравится мять и тянуть. Но я не могу делать вещи второстепенные, необязательные. Точить или лепить декоративные поделки для красоты – это не моё. Хочется делать вещи со смыслом. А игрушка для ребенка – это часть воспитательной среды, это его мир – настоящий, полноценный, сущностный. И я могу сделать не просто одну красивую машинку или кроватку – стараюсь создать целый мир, вещи для самых разных игр, для всех занятий. Но при этом мы стараемся сделать минимальное количество универсальных вещей, которые можно использовать во всех играх. Это кукольная мебель, машинки, кораблики, домики.

Еще мы делаем детскую мебель и игровые пространства. В них принцип воспитывающей среды воплощен максимально полно. Эту идею я позаимствовал у Юрия Сыркова – гениального архитектора и дизайнера.

Обычно это двухэтажная конструкция, которая немного похожа на домик, скворечник, балкончик, корабль или что-нибудь еще. Лучше всего, если она ни на что конкретно не похожа, тогда ребенок может представить себе все, что угодно. Там есть места, куда залезть, пролезть, подлезть, куда забиться, где спрятаться, повиснуть, покачаться, поспать, положить вещи, друзей и кошку. При этом очень мало прямых и острых углов, много души, тепла и фантазии. То есть, в квадратно-параллельной городской квартире это небольшой уголок живой деревенской атмосферы.

Покупатели моих игрушек – люди, которые любят все натуральное, гармоничное. Вальдорфские родители и детсады. Те, кто носит детей в слинге и предпочитает зеленый чай растворимому кофе.

Помимо работы над игрушками я веду занятия по лепке из глины для детей и их родителей. Я, в общем, за свободную игру, свободное творчество и свободный труд для детей от 3 до 9 лет. Это не какая-то особая философия. Скорее протест против заполонившей все интеллектуализации и структуризации занятий в раннем возрасте. На самом деле, дети учатся просто путем подражания. Они видят, что и как делают взрослые, и пытаются делать так же. При этом они пропускают все через свой образный мир. В этом свобода и творчество. На этом построены мои занятия по лепке из глины.

душка-ишрушка игровое пространство.JPGдушка-ишрушка игровое пространство.JPG

Мы играем с детьми и родителями. Родители полностью включаются в игру и большую часть вещей лепят, создают пространство игры, сказочный мир.  Дети в нем активно участвуют – лепят то, что им интересно, и играют во все это. Моя игра в глину – это тоже воспитывающая среда.

лепнина Лельчук.JPGлепнина Лельчук.JPG

Все это – и игрушки, и лепка – происходит в вальфдорфской школе «Путь зерна», хотя и не в рамках школы. Мне кажется, вальдорфская педагогика – это правильный подход к развитию ребенка, в отличие от общепринятого технократического. Стандартная система развивает в ребенке только интеллект, причем очень неэффективно. Мне кажется, в обычной школе дети на 80% загружены ненужными тяжелыми заданиями, после которых уже никаких занятий не нужно – я бы их просто отпустил во двор побегать, набраться сил. А «вальдорф» развивает душу через интересные практические занятия. Здесь ремесло, рукоделие оказывается к месту.

Моя жена Алла – тоже «деловая мама». В 1998 году они с друзьями создали для своих детей вальдорфскую школу «Путь зерна». Собственно, вся ее жизнь с тех пор – это руководство школой одновременно с воспитанием собственных детей. У нас есть дочь Ульяна, ей год и девять месяцев. Последнее время я работаю только половину недели, а два дня остаюсь дома. Улю нам не хочется пока отдавать няне или бабушкам, до трех лет ведь закладывается самое основное в характере человека. Тем более, что бабушки у нас работающие.

Конечно, Уля играет во все мои игрушки, которые уже подходят ей по возрасту – пеньки, дощечки, кроватка, машина, кораблик, лошадь на колесах. Есть у нее несколько медведей и других зверей, коляска, кубики, деревянные вагончики из ИКЕА. Очень любит разноцветные камни с крымского пляжа, книжки, картинки, цветные карандаши. Остальное – это просто домашние вещи, с которыми она проделывает самые разные манипуляции.

Игровое пространство для Ульки я пока не сделал, ей хватает кроватей и стульев. Добавил к этому две вещи. Когда она научилась ходить, очень полюбила ступеньки. Я сделал ей скамеечку, похожую на табурет со ступенькой из ИКЕА, но пониже. Ступенька высотой 10 см и сиденье 20 см. Очень получилась универсальная вещь – и ходить, и сидеть, и залазить на кровать. Недавно появилась горка – просто широкая доска метр с чем-то длиной, с бруском на одной стороне. Этим бруском доска фиксируется за край кровати. Успех полный – Улька ходит по ней вверх и вниз, катается сама и катает мишек, машинки, камни, шарики и нас с женой. Теперь вот чувствую – пора делать качели и лестницу.