Дмитрий Малявкин: "Стоит только поверить, что ты вечный мальчишка"
О том, что стимулирует настоящих отцов заниматься с детьми, и как спасти маленьких человеков от засилья потребительской городской культуры, Дмитрий Малявкин рассказал в этом интервью "Летидору".
- Что такое Слет Туристят и что ты там делаешь?
- Основная концепция Слета должна/хотелось бы/и почти звучит так: «Не знаете, чем заняться с детьми? Сейчас покажем – это очень просто!»
Каждый Слет – это десятки занимательных идей, придуманных и воплощенных родителями-энтузиастами. Дети неизменно остаются в восторге от такой концентрации. Жаль только, взрослые в большинстве своем концепцию не схватывают и просто вывозят детей на праздник - вместо того, чтобы перенять науку или поучаствовать в организации.
Хотя организаторы и занимаются с толпами чужих детей, но это не совсем то, ради чего мы все собираемся дважды в год. Никто на этом ничего не зарабатывает (это одно из важных правил создания волшебной атмосферы). Лично я каждый раз на Слет Туристят приезжаю, чтобы реализовать новые задумки и повариться в среде единомышленников. Последние пару лет мы туда привозим одноклассников моего старшего и это очень здорово, что их папы в полной мере участвуют в подготовке и проведении моих задумок – это огромная помощь и отличное времяпровождение в хорошей компании.
- А вот интересно по поводу проектов с одноклассниками твоих детей - как относится к такой активности школа? Чего вообще не хватает школе, на твой взгляд?
- Я не жду от школы многого, иначе можно клювом прощелкать развитие своих же детей. В своем текущем состоянии мне школа представляется, как средство организации детскородительского образования. Родители/бабушки/дедушки кропотливо сидят с детишками до вечера над усвоением заданных школой материалов. Все остальное, что исходит от общеобразовательных структур, мне представляется приятным бонусом. Повезло с учителем – счастье! Съездили на экскурсию – отлично! Уделили персональное внимание сыну – замечательно!
Заблуждение в том, что "моим детям в школе почти за бесплатно кто-то и что-то еще может быть и должен". Боюсь, такое заблуждение может привести только к худшему.
Зато всегда есть место радости, когда нам под наши затеи практически всегда школа выделяет актовый зал и прочее содействие, а классная руководительница еще и бонусы от начальства получает, за организацию внеурочной активности.
- В чем секрет успешной организации детского мероприятия?
- Тут для меня самое важное – придумать оригинальную идею. Это стимулирует реализовать оригинальную же концепцию праздника. К примеру, предложение пострелять из лука на ходу из люка внедорожника – вовсе даже не фундаментальная затея. Зато как весело все продумать и реализовать, а людям очень интересно объединяться под таким флагом.
Мероприятия здорово придумывать и в концепции, близкой к флешмобу. К примеру, сфоткаться с бумажным самолетиком своей, оригинальной конструкции и запустить его на дальность – дело 15-ти минут, зато весь класс до этого события весь вечер проводит над книжками по оригами, а на следующий день с горящими глазами ждут, когда же они достанут из портфелей свои творения.
Хуже у нас получилось с фотошколой, когда я давал задание, а каждая связка "ребенок-родитель" должна была залить на общий сервер пяток уникальных самостоятельно сделанных фоток. Увы – все заглохло на втором задании. Эта тема бы прокатила, если бы мы все вместе встретились и группой выполняли задание, но я хотел, чтобы дети не подсматривали за другими и получали свои собственные результаты.
- Не секрет, что сейчас у нас в стране детьми в основном занимаются женщины. Учитель-мужчина или такой вот папа, который для большой группы детей что-то проводит - это пока редкий феномен. Как ты думаешь, почему тебе это интересно? Некоторые вот считают, что такие папы просто "не доиграли в детстве"... Или есть еще что-то, что стимулирует таких супер-пап?
- Конечно же я не наигрался в детстве! У нас не было машинок на радиоуправлении, а сейчас я подумываю над созданием минидирижабля, чтобы вести аэросъемку. А коллекция ножей – разве можно себе было такое в детстве позволить? Столько всего нового и интересного – металлоискатели, спортивные луки, приборы ночного видения, палатки, электронные музыкальные инструменты, программирование роботов, а еще надо подняться в воздух на воздушном шаре, научить детей фехтованию, держаться в седле – кем бы ни были наши родители – они не могли всего этого нам дать в детстве.
Стоит только поверить, что ты вечный мальчишка – происходит чудо! Отваливается чугунная задница, квартира становится тесной, а через два года уже малознакомые люди покупают палатки, чтобы поехать с тобой на сражение с комарами и ливнем к Селигеру. По-другому жить уже не получается - скучно.
А по поводу мотивации и полезности, то я бы выделил четыре уровня. Первый – стереотипный, когда мужик приходит после работы домой и ложится перед зомбоящиком или ноутбуком. Бесполезно убита частичка драгоценной жизни, что вкупе с неприглядностью картинки вполне себе достаточная страшилка, чтобы стать стимулом для самосовершенствования.
Второй уровень – «папа умелый». Любая активность от отца – пример для малыша. Папа делает, папа развивается, ребенок видит результаты и это его радует, он видит стабильность и закономерность. Можно разучивать новые аккорды на гитаре, прокладывать кабели за плинтусом, творить ужин – все что угодно! И ребенок попробует подражать, правда у него плохо получится, да и зачем напрягаться, когда папа сам во всем прекрасно справляется.
И раз уж папа научился, значит можно набраться терпения и включить ребенка в свою активность – это получится «папа наставник». Вместе строгаем мечи, вместе одолеваем Зергов в Старкрафте, бегающий с фотоаппаратом отец вокруг татами, где сын кряхтит над получением призового места.
Итак, человечек уже многое умеет, у него сформировался кругозор, но убережет ли его это от алкоголизма? Будет ли он делать что либо, кроме просиживания в интернет-баталиях?
Можно подумать, что у меня есть рецепт... Увы, пока есть только некоторое видение, в которое хочется верить: во-первых, инициатива должна быть и она не должна быть наказуема. То есть человечек должен иметь привычку придумывать себе/нам занятие и постоянно действовать (в идеале доводя дела до конца). Во-вторых, должно быть осознание социальных и экологических проблем, и вытекающая социальная ответственность, чего можно добиться регулярным вовлечением юного создания в соответствующую активность (всевозможное волонтерство).
- Большинство твоих детских проектов - очень природные. Это просто форма отдыха такая, или за этим стоит какая-то идея, философия?
- Городская жизнь не дает человеку естественных навыков. Отсутствуют естественные физические нагрузки, натуральную пищу можно только купить за деньги, которые заработаны далеко не на производстве полезностей. Дети даже банальный костер не умеют себе развести, а слова "корова", "куры" - это из области удивительного в зоопарке, а не реальных жизненных навыков. Печально. Ведь очень хочется, чтобы наши маленькие человечки выросли самостоятельными и уверенными в себе, а таковыми они станут только, если самостоятельно придут к идеям города от навыков естественной жизни.
Я вовсе не противник гигиены, но мне кажется, что постоянное требование к ребенку: "не пачкайся", вызванное либо ленью загружать стиральную машинку, либо завышенным требованиям к опрятному внешнему виду детей (особенно девочек) - лишает детей значительной части жизни. В итоге, мы имеем подрощенных "метросексуалов" в головах которых "выглядеть" становится на один уровень с понятием "жить". Печально, т.к. я абсолютно уверен, что "являться", "уметь" и "делать" - намного важнее современных икон "выглядеть" и "казаться".
Я не отрицаю город, моя концепция заключается в том, что ребенок должен обладать естественными навыками, чтобы затем самостоятельно выбрать где ему жить. К тому же освоение азов сельского хозяйства и обращения с животными настолько экзотичны по нынешним временам, что, к примеру, мои дети с удовольствием и без напоминаний занимаются такими вещами.
Еще одна негативная тенденция, навязываемая урбанизацией - убийство времени (по сути части своей жизни) в кинотеатрах, клубах/кафе, концертах и т.п. Безусловно, маленький человечек должен познать основные социальные проблемы, отражаемые в сценариях и культурных событиях, но когда на экраны каждую неделю выходит один и тот же сценарий в новой обертке - это явное убийство времени, а не культурное развитие. Сладкая «жвачка» даже у сильного человека отбивает желание к духовному развитию. К тому же социальные проблемы лучше всего познаются в действии, когда дети привлекаются к специальным мероприятиям, а не просто посмотрят фотовыставку "голодающие дети Африки".
Вся эта нежность к себе, желание комфорта и выглядеть не хуже других (обратили внимание? это ж махровый эгоизм!) являет и еще одну проблему - очень многие подумывают связать жизнь своих детей с "развитыми" странами, иными словами запихнуть своих чад в прочную социальную обертку. На мой взгляд это противоречит с концепцией "научить ребенка жить", это исключительно "обеспечение существования". Тут нет силы духа. Не будет его и у подрастающего поколения.
И отдых, и путешествия в итоге сводятся к экзотическим или банальнокурортным странам. Смешно смотреть, как годовасиков тащат в самолете на пару недель на Гоа, поднимая во круг себя кучу тематических обсуждений в соцсетях. Хорошо, что хоть иногда появляются уже осознанные комментарии, что родители это делают ради себя, а не для детей, так как ни для развития малышей, ни для их здоровья подобные поездки ничего хорошего не дадут.
И тут, опять же, я не против поездок за рубеж, но, поразмыслив, пришел к выводу, что до средней школы пускай дети впитывают родную природу, поселения, социум - это только поможет им лучше себя ощущать гражданином родной страны, носителем культуры. Каждый год у нас на это уходит примерно 30 тысяч километров автопробега вне московской области (верхний багажник всегда заряжен тур.снарягой, хотя иногда останавливаемся и в отелях).
На таком фундаменте по мере взросления детей можно будет начать и изучение прочих стран, но именно изучение и осознание, а не просто потешить свое тело на песочке или побаловать европейскими бутиками. Один из первых выездов зарубеж я планирую приурочить к началу изучения старшим сыном курса истории - и это будут соответственно проработанные поездки в Египет и Грецию.
- При такой анти-урбанистической иделогии ты продолжаешь работать в интернет-рекламе. Которая, прямо скажем, из другой области - это как раз самая зараза современной цивилизации. Как ты совмещаешь в себе эти вещи?
- Антиурбанисты – ужасны! С одной стороны, отрицание города позволяет им лучше развиваться и продвигать свои идеи, но с другой стороны (особенно применительно к детям) – это ужасная однобокость и ограниченность!
Я не противник города, просто стараюсь найти выход из проблемы и дать детям логичное развитие. Самая большая проблема города – экология. Я вижу, как она наносит вред моим детям. В первую очередь это аллергия, ослабленный иммунитет и переутомляемость. В моем мировосприятии экологическая тема даже трансформировалась в неприязнь к бензиновым игрушкам (парус, весла, педали всяко полезнее будут).
А по поводу логичного развития, то сельское хозяйство мне видится фундаментом, а производство и услуги - надстройкой (которые и являют собой город). Поэтому, прежде чем начать осваивать эти расширители, хочется, чтобы мои дети уверенно чувствовали себя в естественном, природном окружении. Мне кажется, такая последовательность логичной и не однобокой.
Что же касается моей работы, то это неотъемлемая часть социального и технического прогресса. Мне кажется, что там еще не сказано весомого слова, чтобы можно было всю эту махину притормаживать. Это может прозвучать наивно, но я хочу, чтобы люди мечтали о межзвездных перелетах и желаю, чтобы эти мечты сбылись. Это некоторая частичка волшебства в нашей жизни и без нее будет тускло. Мне не стыдно делать рекламу. Мое агентство не имеет отношения к обману и надувательству, и я очень благодарен судьбе, что за все 12 лет карьеры она мне не подкидывала моральных испытаний в виде продвижения алкоголя, табака и прочих нелицеприятностей.
Читайте также:
Зачем заводить детей
Алексей Азаров: "Отец-друг может очень мощно продвигать ребенка"
Станислав Горбатовский: "Равноправия могут требовать и мужчины"