НАЙТИ
МЕНЮ
Главная » Психология » Люди » История детства: чему учат предки

История детства: чему учат предки

История детства дает ответы на вопросы, которые заботили родителей во все времена: зачем ребенку игрушки, нужны ли памперсы и пеленки, когда появилась детская смесь, почему дети перестали слушаться родителей, можно ли мальчикам носить платья и почему слово «младенец» во многих языках среднего рода (как и в русском слово «дитя»). Но самое главное, знакомство с историей детства и детской антропологией дает современным мамам и папам новые ключи к пониманию своих детей, позволяет шире взглянуть на родительство.

О том, как изменить свой взгляд на семейные отношения, изучая бытовую историю детства, «Летидору» рассказала Анна Литвина-Семенова - антрополог, психолог, автор курса для родителей «История детства последнего тысячелетия». Анна, мама двоих детей, создала также проект «ПапаМамиЯ». 


- Анна, в Петербурге вы ведете авторский цикл лекций «История детства последнего тысячелетия». Откуда интерес к теме?

- Мы очень мало знаем о том, как росли дети в предыдущих столетиях. Всемирную историю больше волнуют вопросы геополитики. А сфера бытовой жизни человека фактически всегда оставалась за бортом. Мне захотелось восполнить этот пробел и познакомить слушателей с некоторыми страницами из детской истории человечества.

- В описании курса вы ставите такие вопросы: «Почему прадедушка носил платье? У кого в шкафу был скелет? Зачем предки надевали на головы своих детей пудинг?» Могли бы вы раскрыть эти секреты для наших читателей?

- "Пудинг" и "скелет", также как и платье - это элементы детской одежды минувших эпох. Платье считалось максимально удобной детской одеждой как для мальчиков, так и для девочек, находящихся в возрасте, когда самостоятельный контроль за отправлением естественных нужд вызывал известную сложность. Облачение мальчика в брюки происходило приблизительно в возрасте  6-7 лет, и означало определенную инициацию, вхождение в группу себе подобных. Такая практика сохранялась вплоть до середины ХХ века. Однако, еще XVIII веке были попытки создать более удобную мальчиковую одежду, предназначенную для лазанья по деревьям. Тогда-то и появился  - "скелетон" или "скелет" — комбинезон физиологичной конструкции, состоящий из жакетика с коротким или длинным рукавом, который был пристегнут на пуговицах к брюкам с высокой талией. 

скелетон1 (1).jpgскелетон1 (1).jpg

- А «пудинг» на голове? - «Пудингом» называли детский головной убор - прадедушку современного противоударного шлема для младенцев, который можно найти в любом детском супермаркете. Своим названием он обязан английской идиоме "Pudding head", которую на русский язык можно перевести как "балда". Дело в том, что родители были уверенны, что от частых падений, ударов и столкновений мозг может взбиться и стать мягким, словно пудинг. "My little pudding head" - говорили с улыбкой умиления родители едва вставшего на ножки младенца. Чтобы смягчить удары при падении, на пудинг хэд надевали пудинг кэп - специальный головной убор. 

пудинг.jpgпудинг.jpg

- Как современным родителям могут помочь знания истории детства? 
- Все новое, как известно, хорошо забытое старое. Но, к сожалению, многие вековые традиции ушли из быта современной семьи, потеряна масса материнских хитростей. Изучение истории детства поможет родителям снова вернуть их в свой обиход. К тому же, если мы окунемся в антропологию, которая носит более аналитический характер, нежели история, то получим ответы на вопросы из категории «почему так, а не иначе?». Например, почему в Германии 15 века почти перестали кормить грудью? Почему подросткам необходимо эпатировать публику? Антропология дает человеку ключ к анализу, пониманию, что у любого явления - поведенческого, мыслительного, общественного или личностного - есть свои внутренние причины, своя внутренняя логика. Я думаю, что современный  родитель, изучая антропологию, может (как бы это многообещающе ни звучало) перестать беспокоится и начать жить.