Педагогический метод Селестена Френе: в чем секрет?
1918 год. Молодой учитель начальной школы, тяжело раненый в бою, возвращается с войны в свою родную деревню на юге Франции. Это Селестен Френе, будущий психолог и автор принципиально нового подхода к школьному образованию.
Первая Мировая война многое поменяла в сознании европейцев. В прошлом остался гуманизм и вера в человеческий разум и прогресс. Немецкие юноши, цитирующие по памяти Шиллера и Гете и молодые французы, наследники Корнеля и Расина, встретились лицом к лицу в траншее, на расстоянии удара штыка. И оказалось они готовы убивать друг друга.
Значит, что-то было не так? Значит, знания Корнеля и Шиллера недостаточно? Может быть, настоящее образование, образование с большой буквы, это нечто большее, чем красивый почерк и знание законов физики? Нельзя возвращаться к старой школе- таков был урок Первой Мировой.
В Италии Мария Монтессори открывает свои первые детские сады. В Англии Александр Нилл собирает детей на Солнечном Холме - школе Саммерхилл, где дети сами будут решать, пойти им на урок или поиграть в футбол.
Селестен Френе вернулся в свою деревню с твердым намерением работать в школе. Но это будет Другая Школа.
Что сделает Френе? Он принесет в школу… маленький типографский станок: две деревянные дощечки, литеры, рамочки для них и валик с краской. И очень быстро выяснится, что дети любят писать так же, как и говорить, играть или рисовать. Но только в том случае, если речь идет о настоящем письме, а не о многократном списывании одних и тех же упражнений. Писать можно было о чем угодно: о впечатлениях от прогулки, о проведенных в деревне каникулах. Детские тексты печатались в школьной типографии, и газета раздавалась родителям и друзьям из других школ. До того, как попасть в типографию, тексты читались вслух и выбирался лучший. Он печатался, набираясь вручную и, таким образом, навык грамотного письма формировался буквально на кончиках пальцев.
freinet.jpgШкольная газета - лишь один пример. Математика: дети взвешивали различные предметы, измеряли расстояния на школьном дворе, составляли смету путешествия в соседний город. Естествознание: смотрели, как замерзает вода в зимнем пруду, готовили доклады о своих домашних животных, о динозаврах или планетах. История: расспрашивали бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад. Чтение: читали свои любимые книги, ставили спектакли, сочиняли сказки и стихи. Школа, где не было жесткой программы, но были Интересные Дела. А благодаря тому, что дети находили прикладное применение своим знаниям, много мастерили и эксперементировали, процесс обучения шел, как по маслу, и «государственная программа» все-таки выполнялась. Но без зубрежки, ведь это была совсем Другая Школа.
Следует помнить, что Френе работал с неграмотными и пассивными детьми, которые не умели и не знали, как им себя выразить. А со временем эти же дети поражали гостей школы Френе своей легкостью, с которой вели собрания, работали и принимали решения в учебном процессе. В чем же секрет метода Селестена Френе?
Во-первых, в свободе для самовыражения ребенка. Френе так же одним из первых обозначил детство не как подготовку к жизни, а как важный и самодостаточный этап.
На второе место Френе ставил задачу научить ребенка мыслить. Основной точкой обучения являлась свойственная всем детям любознательность. Так же Френе придавал большое значение познанию через выдвижение гипотез и не видел ничего негативного в ошибках своих учеников. Наоборот, считал ошибку необходимым этапом на пути к знаниям.
Принципиальная особенность авторского метода Френе заключалась и в том, что ученики самостоятельно планировали учебный процесс на день, неделю и месяц. И свобода выбора отнюдь не синоним анархии, так как именно учитель организовывал весь запланированный учеником процесс. Так же Френе принадлежит идея создания собственных средств обучения, к которым относились «карточки самоконтроля», уже упомянутые школьные газеты и сборники стихов и сказок детей и самостоятельно составленные математические задачи.
Метод Френе, постепенно формируясь, находил свое успешное применение в школе. Круг общения учеников в такой принципиально новой школе был необычайно широк, чему способствовала одна из новых форм общения - переписка. Обучение шло так называемым методом «проб и ошибок». Установилось сотрудничество не только между учеником и учителем, но и между самими учениками.
Подводя итог, можно выделить несколько основных моментов в созданной Френе школе:
- труд на всех этапах обучения
- большое внимание школьному самоуправлению
- использование школьных материалов
- нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ
- нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником
- нет оценок, но лучшие работы отмечаются, например, публикацией в школьной газете, в случае с текстами на свободную тему
- нет ошибок, есть разный опыт познания
- нет программ, но есть индивидуальное и групповое планирование
- нет воспитателя, педагог решает общие проблемы
- нет готовых правил, а есть принятые самими детьми нормы общежития
- нет класса, но есть детско-возрастное сообщество.
Не все утверждения Селестена Френе можно и нужно безоговорочно принимать. Френе, зачастую справедливо, критиковал систему нравственного воспитания, которая сводилась к постоянному повторению учителем избитых прописных истин. Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл «словесным воспитанием» относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии и бескорыстной дружбе, и знакомство с положительными литературными персонажами. Все это хорошо укладывается на детскую восприимчивость и способствует становлению нравственности. Вряд ли можно уповать на то, что все сложится само собой, и ребенок выберет верные нравственные ориентиры только в условиях некого школьного приключения.
Зачастую Френе отказывают в тонкости, присущей, скажем, Марии Монтессори, но важно помнить, что он искал ответы на глобальные вопросы в рамках одной-единственной начальной средней школы. И все-таки все склонны считать Селестена Френе революционером. Новые идеи, гордо именуемые то либеральными, то коммунистическими витали тогда в воздухе - в живописи, в литературе, в педагогике. На какой-то миг показалось, что нет больше места понуканию, жестокости и неравенству. Описание уроков в школе Френе звучит слишком фантастично? Но именно поэтому мы и считаем сегодня Френе революционером (и великим экспериментатором) - он превратил утопию в реальность. После Второй Мировой войны Френе напишет: «После страшного опыта фашизма система подавления больше не должна иметь защитников».
Идеи французского педагога проникли в Россию, можно сказать, случайно. Хотя Френе и придерживался прокоммунистических взглядов, до конца 80-х годов прошлого столетия в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы.
В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования и ассоциации «Современная школа» родился проект «Педагогика сотрудничества», и в рамках этого проекта с 1992 проводятся стажировки по педагогике Френе в России и во Франции. Сегодня классы Френе существуют в Москве, Таганроге, Набережных Челнах, Кемерово, Саратове, Самаре, Кисловодске и других городах страны.