Детские спектакли театра "Практика"
Не секрет, что наша театральная публика в массе своей очень консервативна и с трудом воспринимает все новое и необычное. Поэтому в модном молодежном театре "Практика" решили воспитывать своего зрителя с детства. Уже несколько лет там проходит фестиваль "Большая перемена", в котором участвуют самые интересные детские спектакли из России и Европы. Да и собственный репертуар регулярно пополняется нестандартными постановками для детей. Здесь любят немного похулиганить, не боятся говорить с юными зрителями на серьезные темы и знакомят ребят с передовыми театральными технологиями.
Первой ласточкой стал теневой спектакль "Сказка, которая не была написана", поставленный молодыми кукольниками Вячеславом Игнатовым и Марией Литвиновой, которые обучались сценическому волшебству в легендарном театре "Тень".
Видно, что секреты мастерства они освоили на отлично, да и собственной фантазии ребятам не занимать. С помощью простого картона, каких-то веточек и палочек на экране возникает то сказочный лес, то морское побережье с русалками, то заколдованные замки и драконы. Актеры виртуозно работают с масштабами: иногда тени вырастают в человеческий рост, а иногда умещаются на раскрытой ладошке принцессы.
Главную героиню - принцессу, у которой не было своей сказки - играет сама Маша Литвинова, то и дело переносясь из реального мира в теневой. Ей приходится как бедной родственнице скитаться по чужим историям - то за колобком бегать, то Красной шапочкой прикидываться.
Детям в спектакле отведена роль не пассивных наблюдателей, а творцов новой реальности. Чтобы помочь бедной принцессе, юные зрители сами придумывают для нее сказку, голосуя за тот или иной поворот сюжета громким топотом. Например, им приходится решать, куда пойдет герой на распутье и кого он встретит в пути - кощея бессмертного, одноглазого циклопа или лохматое чудо-юдо. Так что и сказка каждый раз получается разной. Не удивительно, что многие приходят смотреть ее несколько раз. Так что спектакль вот уже семь лет собирает аншлаги.
Ближайший спектакль: 6 апреля в 12:00
Продолжительность: 50 мин
Для детей от 5 лет.
В прошлом году коллекция "Практики" пополнилась еще одним теневым спектаклем, что характерно - тоже сделанным выходцами из театра "Тень". Режиссер Алексей Шашилов подхватил идею Ильи Эпельбаума о создании серии миниатюр по мотивам известных опер. В спектакле "Признак оперы" детям рассказывают из каких компонентов состоит это искусство на примере слоеного пирога и знакомят с пятью знаменитыми оперными сюжетами. Причем каждый из эпизодов выполнен в своей уникальной манере.
"Волшебная флейта" - это современная компьютерная графика, где по велению музыканта в моцартовской шляпе нотки вдруг оживают и превращаются то в птицелова Папагено, то в коварного змея, то в спасительный мост над пропастью. Получается очень наглядная иллюстрация того, как музыка рождает в нашем воображении образы.
История Орфея и Эвридики из оперы Глюка рассказана с помощью анимационной техники перекладки. Камера снимает стол, на котором актеры ловко складывают из кусочков мозаики выразительные картины. Зрители могут смотреть как на готовое изображение на экране, так и на рабочий процесс за столом, что гораздо интереснее.
"Иоланту" Чайковского представляют в виде серии рисованных эскизов, а "Иван Сусанин" превращается в пародию на оперу Глинки, видимо чтобы дети сильно не переживали из-за трагического финала. А в конце зрителям удается попасть за кулисы теневого театра и увидеть всю производственную кухню и даже личные актерские драмы во время представления оперы "Кармен".
Конечно, из авторских музыкальных партитур в спектакле остались лишь небольшие кусочки, но когда дети подрастут и придут в настоящую оперу, они наверняка встретятся с Моцартом и Бизе как со старыми приятелями.
Ближайшие спектакли: 7 и 21 апреля в 15:00 и в 18:00
Продолжительность: 1 час
Для детей от 7 лет.
Помимо двух теневых спектаклей в репертуаре "Практики" есть и моноспектакли: например, "Алиса в заэкранье" и "Агата возвращается домой".
"Алиса в заэкранье" - это, как можно догадаться, свободная фантазия по мотивам книги Кэрролла.
Героиня актрисы Ольги Зейгер давно уже выросла и не верит в сказки: у нее нелюбимая работа, сложные отношения с родителями и молодым человеком. Вечера она проводит одна перед телевизором, но однажды вместо привычного сериала на плазменной панели появляется сумасшедший заяц и увлекает ее за собой в фантастический виртуальный мир. Собственно, все остальное действие происходит уже там, в заэкранье, где взрослая и правильная Алиса превращается в отчаянную хулиганку, которая по-свойски расправляется с гусеницей, похожей на училку истории, дергает за усы Чеширского кота, хамит Шляпнику и поет неприличные частушки. (В аннотации честно предупреждают, что в спектакле используется слово "жопа").
Драматическая линия, если честно, тут немного провисает и требует доработки. Финал, где Алиса встречает саму себя в детстве и резко исправляется, выглядит не слишком убедительным. Но самое главное здесь - это оригинальная и изобретательная анимация, которая позволяет осуществить все кэрролловские чудеса и превращает путешествие Алисы в своеобразный компьютерный квест, что детям эпохи айпэдов наверняка придется по душе.
Ближайшие спектакли: 14 и 28 апреля в 16:00 и в 19:00
Для детей от 8 лет.
В спектакле "Агата возвращается домой" тоже вовсю используются современные технологии. С помощью впечатляющих визуальных спецэффектов главная героиня, девочка Агата в исполнении Алисы Хазановой, попадает в сказочный заснеженный лес и встречает там бесенка, а потом и его папу, который затевает с ней опасную игру в ладоши.
Жутковатая сказка Линор Горалик похожа на притчу: папа-бес предлагает девочке всевозможные блага - здоровье, любовь, превосходство над другими и удачу во всех делах. Однако она находит в себе силы отказаться от соблазна и вернуться домой.
В этой истории помимо первого поучительного плана, который сообщает о том, как плохо не слушаться родителей, есть и второй, и третий: о том, что любому из нас однажды приходится делать выбор, об ответственности за свою судьбу, которую каждый должен нести сам, и о том, что жизнь невозможна без трудностей, боли и огорчений... Стоит ли говорить о таких вещах с ребенком или продолжать создавать вокруг него иллюзию тепличной безмятежности, каждый родитель решает сам. Руководитель "Практики" Эдуард Бояков считает, что стоит: "с детьми нужно говорить честно и не бояться сложных вопросов, иначе как мы подготовим их к жизни?"
Ближайший спектакль: 2 апреля в 19:00